Марина Трушина
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Этот загадочный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Этот загадочный воздух!».
Разработала и провела воспитатель: М. В. Трушина
Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическая.
Цель: развивать познавательно-исследовательскую активность детей.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Этот загадочный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
- развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
Образовательные:
- учить подбирать прилагательные к существительным и составлять из них словосочетания;
- активизировать и систематизировать имеющиеся у детей знания о свойствах воздуха;
Развивающие:
- упражнять в различении запахов, соотношение запаха с конкретным предметом;
- тренировать дыхание, способствовать более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
- упражнять в использовании нетрадиционного приё ма: кляксография.
Методы и приемы:
- словесные;
- наглядные;
- игровые;
- практические;
- импровизации.
Материалы к занятию: мультимедийное оборудование, трубочки для коктейля по кол-ву детей, заготовки бабочек, гуашь, воздушные шары (накаченные гелем, магнитная доска, технологические карты, пылесос, банка варенья, два шарика с веселым и грустным лицом.
Предварительная работа: беседы о воздухе, наблюдения, игры-экспериментирования с воздухом, чтение художественной литературы.
Ход:
Воспитатель: -Ребята, вы ничего не заметили в нашей группе? (Дети находят шарики)
Дети: -Один шарик грустный, а другой веселый.
Воспитатель: - Как вы думаете почему шарик грустный? (В нем нет воздуха, он сдулся) А что нужно сделать, чтобы шарик стал упругим и веселым? (Посильнее надуть) Что внутри шарика? (Воздух) Давайте попробуем выпустить немного воздуха из шарика. Что вы слышите? Звук. Оказывается воздух можно и услышать. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли.
(Показ слайдов)
Слайд ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ
Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней.
Слайд КОСМОС
В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли. Ребята, закройте рот и двумя пальцами зажмите нос. Чего вам не хватает? Воздух необходим всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята, а вы видите воздух? Я тоже не вижу, но знаю, воздух есть везде : и вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе.
Воздух помогает в жизни человеку. Посмотрите на предметы и объясните, как воздух помогает человеку.
1. Слайд Надувная лодка – лодку накачивают воздухом, и она не тонет на воде, т. к. воздух легче воды.
2. Слайд Вентилятор – лопасти вентилятора крутятся, подталкивают воздух и образуется ветер. В жаркую погоду люди охлаждают им комнату.
3. Слайд Воздушные шары – воздушные шары накачивают теплым воздухом, и они поднимаются высоко над землей.
4. Слайд Дудочка – мы дуем в дудочку, воздух проходит через специальную щель и образуется звук.
А какие вы еще можете назвать предметы, которые работают с помощью воздуха?
Воспитатель: - Воздух необходим всему живому! Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
Ребенок читает стихотворение:
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Воспитатель: - А сейчас вставайте, поиграем.
Дует ветер с высоты
Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы (руки на поясе, наклоны)
А теперь давайте вместе все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот и кончилась игра
И подумать нам пора.
(Дети садятся на стульчики. Раздается стук в дверь. Входит Карлсон с носовым платком в руках. Он кашляет, чихает. Воспитатель сажает его на стул, спрашивает, что случилось.)
Воспитатель: - Карлсон, ты заболел? Сейчас мы тебе дадим лекарство. (Достает большой пузырек)
Карлсон: -Лекарство? Вы, что забыли, что я выздоравливаю только от варенья. (Становится печальным)
Воспитатель: -Ну хорошо, мы тебя будем лечить твоим любимым лекарством, только скажи, что случилось?
Карлсон: - Сейчас расскажу. Как вы знаете, я живу на крыше. Там у меня всегда чистый воздух. А от грязного воздуха я становлюсь больным, чихаю и кашляю.
Воспитатель: -Но где же ты дышал грязным воздухом? Ребята, как вы думаете, где у нас в поселке грязный воздух. (Предположения ребят)
Карлсон: - Ну, хорошо, я уже выздоравливаю от свежего воздуха в вашей комнате, вы наверно проветривали ее. Ох, и попал я в историю! Летел, летел, к вам спешил, вдруг моторчик мой барахлить стал. Пришлось вынужденную посадку делать. Приземлился я прямо на стоянке автомобилей. Но пока ждал, чтобы мне моторчик починили, машины начали туда – сюда ездить, дым выпускать дышать совсем невозможно стало. Чуть не задохнулся, эти машины не то, что мой моторчик. Он у меня экологически чистый, воздух не загрязняет. А вы ребята, видели, как машины дым выпускают? (Выслушивает ответы) но на этом мои приключения не окончились. Только я улетел с автостоянки, только вздохнул чистый воздух, как передо мной появились трубы, а из них дым.
Воспитатель: - Карлсон, но что же делать? Ведь мы не можем прожить без автомобилей и заводов? Как вы думаете, ребята? (Дети высказывают свои предположения)
Карлсон: -Поскольку я великий мыслитель и изобретатель, то я знаю, что надо делать. Но сначала пусть ребята придумают что-нибудь. (Высказывания детей). А теперь я расскажу о своей гениальной мысли. Однажды Фрекен Бок во время уборки в комнате чистила ковры такой специальной машиной, она шумит, и воздух у нее из дырки выходит. А с одной стороны у нее шланг, на змею похож. У вас дома тоже такие имеются.
Воспитатель: - как вы думаете, про что говорит Карлсон? (Ответы детей) правильно, пылесос. А почему он так называется?
Карлсон: -вот я и думал: раз она сосет пыль, то может взять такую машину и поставить прямо на заводе? Кстати, у вас есть пылесос? Тащите его сюда.
Все вместе рассматривают устройство пылесоса, где оседает пыль и воздух очищается.
Воспитатель: -Ты Карлсон, конечно молодец. Но вынуждена тебя огорчить: пылесосы для труб люди уже придумали. Правда, они не такие, как наш домашний пылесос, но тоже отсасывают из воздуха пыль и грязь. Их вставляют в трубу, воздух проходит через нее и становится чище.
Карлсон: -Ну, вот, опять без меня все придумали. Я считал, что это мое открытие, и теперь очень огорчен. Хотите, чтобы я повеселел? Только банка малинового варенья может меня спасти. (Дети дают банку варенья)
Ой, спасибо. Теперь я буду самым здоровым в мире Карлсоном. Ну раз вы мне подарок подарили, и я вам подарю вот эти воздушные шары с волшебными бабочками, но только бабочек нужно раскрасить. Ой что-то у меня живот заболел, полетел я к себе на крышу. До свидания! (Дети прощаются с Карлсоном)
Воспитатель: -Ну а мы ребята сейчас раскрасим бабочек при помощи воздуха. Я капаю на крылышки волшебную краску, а вы дуете через трубочку на нее и у вас получается интересный рисунок. (Дети раскрашивают бабочек и прикрепляют их к шарам)
Воспитатель: -Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились, посмотрите какая красота получилась! Молодчинки!