Татьяна Тарасова
Познавательно-исследовательский проект «Ароматное яблочко» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
В последнее время все больше стали стираться духовные связи с прошлыми: люди забывают старинные обычаи, обряды, игры, кулинарные пристрастия своих предков. У человека, не знающего истории своей страны, не могут возникнуть чувства принадлежности к Родине к месту, где родился.
Сегодня перед дошкольным образованием стоит актуальная задача по приобщению детей к национальным, культурным традициям. Издревле на Руси прославлялся самый древний известный и распространенный фрукт - яблоко. Яблоки широко применялись в кулинарии, в лечении, косметологии, про яблоки и яблони упоминалось в сказках, поговорках, песнях.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Ароматное яблочко“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблоко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Сейчас современный ребенок знает и нередко больше любит «заморские» фрукты - персики, бананы, ананасы, манго, пренебрегая исконно русским фруктом- яблоком. Мы считаем, что, изучая такой, казалось бы, знакомый предмет, как яблоко, дети больше узнают об истории своей и других стран, о кулинарных национальных традициях в использовании яблок.
Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества.
Данный проект – это организация работы по ознакомлению детей и их родителей с ценностью и пользой яблок и яблочных продуктов, пониманию значимости яблок в питании растущего детского организма, для его здоровья.
Проблема: Недостаток у детей знаний о здоровом образе жизни. Помочь больше узнать о пользе яблок, как о ценном продукте для детского организма, о значимости их в организме человека.
Тема проекта : «Ароматное яблочко».
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Вид проекта : краткосрочный, познавательно – исследовательский, творческий.
Сроки реализации: с 12.08 -19.08 2019 г. (неделя)
Объект исследования: яблоки разных сортов.
Цель: Обогатить и расширить знания детей о яблоках, как о ценном и полезном продукте для роста детского организма.
Задачи:
Обучающие: Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
Расширить кругозор детей о полезных свойствах яблок и яблочных продуктов, узнать, как появились яблоки на Руси. Формировать у детей исследовательские навыки.
Развивающие: Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое. Развивать желание делиться информацией, участвовать в экспериментальной деятельности.
Развивать художественное восприятие детей; развивать творческие способности детей. развивать познавательную активность, способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей, воображение, речь; Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого. Пропаганда здорового питания среди детей и родителей.
Ожидаемые результаты:
Дети:
-Дети получат представление о многообразии сортов яблок, их полезных свойствах и способах переработки для питания человеком, о труде садоводов по взращиванию яблонь; -дети больше узнают о пользе яблок, о значимости их в организме человека. -дети станут более внимательно относиться к привычным объектам природы, будут более чуткими по отношению к ней;
- дети, больше узнают об истории своей страны и других стран, о кулинарных национальных традициях в использовании яблок;
Воспитатель:
- оформление картотеки опытов с яблоками; конспектов ООД, бесед, наблюдений. -пополнится информационный и иллюстративный материал по теме «Яблоки»;
Родители: имеют представления о содержании проекта,оказывают помощь при выборе необходимого материала для реализации проекта. -повысится активность родителей в проектной деятельности группы, в совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми; - совместное приготовление блюд из яблок и создание книги «Кулинарные рецепты»;
Методы: ООД, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, рассматривание иллюстративного материала, поисково-исследовательская деятельность, микроисследования детей совместно с родителями, консультация для родителей.
Этапы работы над проектом
1-подготовительный
Определение задач воспитательно-образовательной деятельности;
Поиск и анализ проблемы.
На основе изучения проблемы постановка цели и задач. Поиск информации: подбор литературы, иллюстрации, открыток разработка конспектов организованной образовательной деятельности, подготовка материала для продуктивной деятельности.
2-Основной (практический)
Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, игры, чтение художественной литературы, опыты и эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций)
3-Заключительный. Подводятся итоги о проделанной работе, выставка детского творчества, Акция «Яблочный Спас – яблочко для каждого припас» Рецепты приготовления блюд из яблок от детей и их родителе
Перспективный план реализации проекта.
Направления работы Содержание деятельности Сроки реализация
Работа с детьми I – Подготовительный этап с 12.08 -19.08 (август) в течении
реализации проекта
Определение темы проекта. Поиск и анализ проблемы. На основе изучения проблемы постановка цели и задач. Поиск информации: подбор литературы, иллюстрации, открыток разработка конспектов организованной образовательной деятельности, подготовка материала для продуктивной деятельности.
II – Практический этап
Беседы (приложение 1) :
Беседа: «Яблочный спас»
Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас»
Беседа : «Яблоня»
Цель: Уточнить и расширить знания детей о яблоне. Учить понимать разницу между диким и садовым деревом.
Беседа: «Яблоко»
Цель: закрепить знания о яблоке как о полезном фрукте.
Беседа: «Фруктовый сад»
Цель: Расширять взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных поведений (в саду).
Беседа: «Полезные свойства яблок»
Цель: :закрепить знания о полезных свойствах яблок для здоровья человека.
Чтение художественной литературы (приложение 2) :
-«Яблоко и Червяк.» Сказка-притча Яна Воронец
-Сутеева «Мешок яблок»,
- Русская народная сказка «Гуси –лебеди»,
- Сказка Крошечка-Хаврошечка
· Заучивание стихотворений о яблоках и яблонях.
· Заучивание пословиц, загадок о яблоне и яблочках.
Опыты и исследовательно- поисковая деятельность: (приложение 3)
1.«Опыт с яблоком» Цель: закрепить знания о том,что яблоки в воде не тонут.
2. Опыт «Наличие аскорбиновой кислоты в яблоках»
3. Опыт «Определение наличия железа в яблоках»
4. Опыт «Что находится внутри яблока?»
5. Опыт «Из чего состоит яблоко?»
6. Опыт «Вулкан из яблока»
Экспериментальная работа.
1. Яблоко имеет запах.
2. Яблоко имеет вкус.
3. Яблоко можно разрезать ножом пополам.
4. Яблоко можно порезать на дольки.
5. Яблоко модно порезать на кусочки.
6. Яблоко можно потереть на терке.
7. Из тертого яблока можно отжать сок.
8. Яблоко можно рассмотреть через увеличительное стекло,и увидеть на коже черные точки и пятнышки-яблоко заболело,а болезнь-парша.
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за яблоней» прогулка к яблоньке.
Цель: чем отличается яблонька от других деревьев.
Что можно приготовить из яблок? Способы кулинарной обработки яблок.
- ООД (приложение 4) :
1. Рисование : «Яблоки для ежа»
Цель: учить детей составлять гармоничную многоцветную композицию на основе контурного рисунка используя для рисования ватные палочки.
2. Аппликация обрывная : «Яблоки на веточке».
Цель: закрепить навыки разрывания и наклеивания маленьких кусочков цветной бумаги по трафарету; развивать эстетический вкус. Умение составлять композицию, ориентироваться на листе бумаги; развивать воображение, творческое мышление.
3. Рисование: «Компот из яблок».
Цель: продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием печатью, сделанной из половинки яблока.
4. Пластилинография: «Яблочко на тарелке» Цель: Формировать технические умения и навыки работы с пластилином. Развивать мелкую моторику рук. Развивать творческий интерес, чувство формы и цвета. Воспитывать эстетический вкус.
5. Познание «Полезные свойства яблок»
Цель: формировать представления детей о свойствах яблок и содержании в них витаминов. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Активизировать любознательность детей в целом.
6. Познание : «Секреты яблока»
Цель: закрепить представления о яблоках.
Задачи: - расширять представления детей о фруктах, закрепить обобщающее понятие «плод», - пробуждать интерес к природе, внимание к ее сезонным изменениям, - воспитывать любовь к природе.
Игровая деятельность (приложение5) Дидактические игры: «Собери яблоко».
Цель: Учить составлять целый предмет из частей. Развивать ловкость, координацию, быстроту реакции. «Угадай фрукт по описанию». Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида фруктов, учить самостоятельно описывать внешний вид «Что сначала, что потом?» Цель: Развивать понимание простых причинно-следственных отношений. «От семечка до деревца» Цель: закрепить знания детей,как по этапно происходит превращение из семечка до деревца.
Сюжетно – ролевые игры: «В магазине». Цель: Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять знания детей о яблоках. Учить моделировать игровой диалог.
«Садовод». Цель: научить детей играя ухаживать за плодовыми деревьями. «Испеку пирог». Цель: Закрепить знания о приготовлении пирога с яблоками, который называют «Шарлоткой»
Подвижные игры:
Игра «Яблочко для Машеньки»
Цель: упражнять детей быстро передвигаться по площадке.
В центре блюдо с яблоками, которых на одно меньше, чем игроков. Дети, взявшись за руки ходят по кругу и проговаривают: «Яблоки мы ели, ели да хрустели. Маленькой Машеньке не хватило яблочка. Во садочек я пойду, маше яблочко найду». Как только приговорка заканчивается. Дети бегут за яблоками. Кому не хватило – выбывает из игры.
Игра «Ходит яблочко по кругу» Цель: закрепить у детей ловкость и быстроту движений,смекалку.
Дети встают в круг. Передают яблоко по кругу со словами :«Завертелось, закружилось и по кругу покатилось, где остановилось,с тем и подружилось, выходи, не зевай, свою пляску начинай».У кого яблоко, тот выходит в круг и танцует.
Игра –эстафета «Собери урожай»
Игра –эстафета «Приготовь компот»
Физкультминутки «Вот так яблочки», «Яблонька», Пальчиковая гимнастика «Яблоко»
III – Заключительный этап
Выставка детского творчества (приложение 6, Акция «Яблочный Спас – яблочко для каждого припас» (приложение 7). Рецепты приготовления блюд из яблок от детей и их родителей. (приложение 8)
Работа с родителями Наглядная информация по теме проекта
Рекомендации для родителей «Пришел спас-яблочко припас»,
«Польза яблок для детей» (приложение 9) август
Выводы.
В результате над проектом «Ароматное яблочко» дети расширили свои знания о яблоках : яблоки не просто вкусный и сладко – кислый продукт, но и ценный для детского питания. В ходе работы над проектом дети знакомились с художественной литературой, занимались исследовательской, познавательной, продуктивной деятельностью, задавали вопросы и отвечали на них, делали умозаключения и выводы, воплощали новые знания в реальные продукты.
Используя метод проектов педагог тем самым развивает у ребенка творческие и коммуникативные способности, развивает мышление и речь, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться в школе. Каждый ребенок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появиться уверенность в своих силах.
Автор Тарасова Т. Б.