МААМ-картинки

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»

Елена Силова
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»

Воспитатель: Силова Елена Алексеевна

МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»

Проект «Мир воды»

Познавательно-исследовательская творческая деятельность в старшей группе № 8

Пояснительная записка.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Мир воды“» размещена в разделах

Ребенку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребенок во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Также немаловажно и то, что специально организованное экспериментирование носит безопасный характер. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в разных ситуациях.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательнойдеятельности с другой».

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но вода таит в себе сколько секретов. Дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования можно разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь-октябрь 2018)

Участники проекта : дети старшей группы № 8, педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

Цель проекта : Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.

Задачи проекта :

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;

- формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать наблюдательность;

-воспитывать бережное отношение к воде.

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, продуктивная деятельность.

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта :

Создание: -альбома «Свойства воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями, - книжек-малышек «Всё о воде»,

-картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде,

-картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой,

-изготовление игры-лото «Кому нужна вода»

просмотр презентации «Детям о воде»,

выставка продуктивной деятельности детей (рисунки,

конспект образовательной деятельности «Путешествие капельки».)

План реализации проекта.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

Задачи: 1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.

Беседа «Вода в жизни человека»

Составление диагностики. Диагностирование детей.

2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.

Формы работы: создание экспериментальной лаборатории в группе.

Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разрабатывание конспектов ООД по разным областям программы.

3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Формы работы: Анкетирование родителей

Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.

4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Формы работы: Беседы.

Консультации.

Основной этап:

Познавательное развитие :

Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».

Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Наблюдение за погодой.

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».

Исследовательская деятельность:

Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».

дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».

работа в дневнике наблюдения за природой,

настольная игра «Где живет вода».

Речевое развитие:

Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»

игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?»;

рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;

беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;

придумывание рассказа «Путешествие на море»;

чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе»

загадки о воде;

стихотворение «Шел по берегу туман»;

Беседа «Как беречь воду».

Физическое развитие:

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»

игры с водой.

Утренняя гимнастика «Морское путешествие».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Облака»,

Рисование по сырому «Дождь»,

Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад,

Игра на металлофоне «Капельки дождя»,

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,

Объемная аппликация «Зонтики»,

Создание книжек-малышек «Всё о воде».

Трудовая деятельность:

мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».

Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки).

Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Показать детям в домашних условиях, что для стирки белья, приготовления пищи, уборки квартиры, купания людей, поливки комнатных растений нужна вода.

Заключительный этап:

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ

Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Оформление альбома «Свойства воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями.

Оформление проекта.

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.

2. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.

3. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.

5. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.

6. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2

8. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2015.

9. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2016.

10. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Авт. -сост. Л. А. Королева. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2016.

11. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

12. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - № 6 – 2007.

13. https://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda

14. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-174085.html

15. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-nod-v-starshei-grupe-na-temu-svoistva-vody.html

16. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yeksperimentirovaniyu-v-starshei-grupe-na-temu-svoistva-vody.html

17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/01/11/zagadki-o-razlichnykh-agregatnykh-sostoyaniyakh-vody

Публикации по теме:

«Чудо-огород». Познавательно-исследовательский проект в средней группе Актуальность темы Дети 4-5 лет в недостаточной степени имеют представление о том, что растения и овощи можно выращивать в комнатных условиях,.

Детский исследовательский проект «Загадки воды» Детский исследовательский проект Тема: «Загадки воды». Гипотеза: предполагаю, что повышение уровня воды зависит от размера предмета. Цель:.

Познавательно-исследовательский проект «Будем птицам помогать» для детей старшей группы Познавательно-исследовательский проект для детей старшей группы «Будем птицам помогать».. Участники проекта: дети старшей группы, родители.

Познавательно-исследовательский проект «Я –девочка, я — мальчик» в старшей группе «НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ ОДИН ПОЛ СОВЕРШЕННЕЕ ДРУГОГО, ТАК И НЕЛЬЗЯ ИХ УРАВНИВАТЬ» Ж. РУССО Актуальность проекта. Социальные изменения в обществе.

Познавательно-исследовательский проект «Огород в группе и на участке»Познавательно-исследовательский проект «Огород в группе и на участке» Воспитатели Пологутина И. Н., Мельникова Е. И Хотим, предложить вашему вниманию наш проект, направленный на расширение знаний детей об.

Познавательно-исследовательский проект «Тайна воды» Познавательно-исследовательский проект «Тайна воды» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Тип проекта: краткосрочный. Срок реализации:.

Познавательно-исследовательский проект «Вырастай-ка» в старшей группе Проект: краткосрочный. Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: 1 месяц. Участники проекта: -дети старшей группы;.

Познавательно-исследовательский экологический проект «Секреты воды» Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на окне» Выполнили : Попова И. А. воспитатель 2017 Участники проекта дети средней группы, педагоги ДОУ, родители воспитанников. Возраст воспитанников:.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Осень» Проект в старшей группе Вид проекта: Групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой. Сроки реализации: Средней продолжительности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»
Опубликовано: 17 октября 2019 в 09:28
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Силова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД