Елена Силова
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»
Воспитатель: Силова Елена Алексеевна
МБДОУ Детский сад №10 «Сказка»
Проект «Мир воды»
Познавательно-исследовательская творческая деятельность в старшей группе № 8
Пояснительная записка.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Ребенку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребенок во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Также немаловажно и то, что специально организованное экспериментирование носит безопасный характер. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в разных ситуациях.
Недаром говорят в Китае:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательнойдеятельности с другой».
Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но вода таит в себе сколько секретов. Дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования можно разгадать некоторые секреты воды.
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь-октябрь 2018)
Участники проекта : дети старшей группы № 8, педагог группы, родители.
Предмет исследования: свойства воды.
Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.
Цель проекта : Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.
Задачи проекта :
-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;
-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;
- формировать представления о значении воды в жизни человека;
- развивать наблюдательность;
-воспитывать бережное отношение к воде.
Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, продуктивная деятельность.
Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;
- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;
- воспитать бережное отношение к воде.
Результат проекта :
Создание: -альбома «Свойства воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями, - книжек-малышек «Всё о воде»,
-картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде,
-картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой,
-изготовление игры-лото «Кому нужна вода»
просмотр презентации «Детям о воде»,
выставка продуктивной деятельности детей (рисунки,
конспект образовательной деятельности «Путешествие капельки».)
План реализации проекта.
Этапы проекта.
Подготовительный этап:
Задачи: 1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.
Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.
Беседа «Вода в жизни человека»
Составление диагностики. Диагностирование детей.
2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.
Формы работы: создание экспериментальной лаборатории в группе.
Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой.
Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.
Разрабатывание конспектов ООД по разным областям программы.
3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.
Формы работы: Анкетирование родителей
Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.
4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.
Формы работы: Беседы.
Консультации.
Основной этап:
Познавательное развитие :
Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».
Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».
Наблюдение за погодой.
Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».
Исследовательская деятельность:
Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».
дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».
работа в дневнике наблюдения за природой,
настольная игра «Где живет вода».
Речевое развитие:
Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»
игра «Подскажи словечко»;
беседы «Вся ли вода полезна?»;
рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;
сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;
беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;
придумывание рассказа «Путешествие на море»;
чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе»
загадки о воде;
стихотворение «Шел по берегу туман»;
Беседа «Как беречь воду».
Физическое развитие:
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»
игры с водой.
Утренняя гимнастика «Морское путешествие».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Облака»,
Рисование по сырому «Дождь»,
Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад,
Игра на металлофоне «Капельки дождя»,
Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,
Объемная аппликация «Зонтики»,
Создание книжек-малышек «Всё о воде».
Трудовая деятельность:
мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».
Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки).
Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».
Показать детям в домашних условиях, что для стирки белья, приготовления пищи, уборки квартиры, купания людей, поливки комнатных растений нужна вода.
Заключительный этап:
Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.
Анализ
Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.
Оформление альбома «Свойства воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями.
Оформление проекта.
Используемая литература:
1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.
2. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.
3. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.
5. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.
6. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2
8. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2015.
9. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2016.
10. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Авт. -сост. Л. А. Королева. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2016.
11. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.
12. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - № 6 – 2007.
13. https://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda
14. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-174085.html
15. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-nod-v-starshei-grupe-na-temu-svoistva-vody.html
16. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yeksperimentirovaniyu-v-starshei-grupe-na-temu-svoistva-vody.html
17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/01/11/zagadki-o-razlichnykh-agregatnykh-sostoyaniyakh-vody