Оксана Павлеченкова
Познавательно — исследовательский проект «Удивительное рядом» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Название проекта : «Удивительное рядом».
Вид проекта : краткосрочный фронтальный познавательно – исследовательский проект для детей 4 – 5 лет.
Продолжительность проекта : 2 недели.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспи-танников.
Публикация «Познавательно — исследовательский проект „Удивительное рядом“ для детей средней группы» размещена в разделах
Образовательная область: познавательно – речевое развитие.
Актуальность проблемы:
Дети дошкольного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. Они с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом, педагог, который удивляется вместе с ними, побуждает не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.
Увлекательные наблюдения на прогулке, исследовательская деятель-ность, развивающие игры и художественное слово помогут детям в доступ-ной форме понять и осмыслить назначение предметов, их свойств, материалы из которых они сделаны, а также сделать свои первые открытия и выводы причинно-следственных связей и закономерностей.
Цель проекта : создать условия для формирования способности самостоя-тельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ, обосновывать свой выбор.
Задачи проекта :
• расширение и закрепление представлений о материалах, из которых сделаны окружающие нас предметы (бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса, резина).
• развитие и поддержка познавательного интереса детей к существую-щей проблеме.
• развитие познавательно-поисковой активности ребенка, умения уста-навливать причинно- следственные связи, анализировать, делать выводы о свойствах и качествах материалов.
• обогащение детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности.
• развитие речевых умений: обмениваться информацией (диалогическая речь, рассказать о предмете, о материале, из которого он сделан, его свойствах (монологическая, связная речь, формировать и устанавливать причинно-следственные связи (пояснительная речь).
Предполагаемый результат:
Для детей :
• у детей расширятся представления о материалах: дерево, стекло, ткань, бумага, их качествах и свойствах
• дети определяют, как и где могут использоваться эти материалы.
• дети имеют представление о безопасном и бережном использовании предметов из разных материалов (непрочные, шероховатые, хрупкие, тяжелые).
• сформируются личностные компетентности свойственные возрасту детей : познавательная активность, интерес, самостоятельность, инициатива
• дети овладеют умениями устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и его использованием
Для родителей:
• позитивные сдвиги в эмоциональной сфере взаимоотношений в семье, раскрытие творческого потенциала.
• усиление взаимодействия педагогов с родителями и повышение роли семьи в воспитании детей.
Предварительная работа:
• подборка консультативного материала для родителей
• разработка проекта, кейс – ситуаций, игр-экспериментов, дидактиче-ский игр
• подборка иллюстраций и детской литературы
• подготовка оборудования и материалов для экспериментирования и продуктивной деятельности детей
• оформление детской лаборатории
Взаимодействие с семьё й:
• ознакомление с темой проекта
• участие в сборе коллекции материалов: бумаги, дерева, металла, ткани, пластмассы.
• оформление выставки «Чудо - материалы и поделки из них».
• материал к стенду: «Удивительные поделки из разных материалов»
• консультация: «С какими материалами можно знакомить детей 5-го года жизни»
• участие родителей в оформлении выставки.
Взаимодействие со специалистами ДОУ:
Продукт проектной деятельности :
Для детей :
• коллекции из разных материалов: ткани, бумаги, резины, дерева, ме-талла, пластмассы.
• «Это - наши опыты»( оформление фотоматериалов по опытно- экспе-риментальной деятельности: альбом).
• выставка «Чудо - материалы и поделки из них».
Для родителей:
• стендовая информация «Удивительные поделки из разных материа-лов».
• выставка: «Чудо - материалы и поделки из них».
• консультация, «С какими материалами можно знакомить детей 5-го года жизни».
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
• изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме, подбор программно-методического обеспечения, подбор наглядно-демонстрационного материала.
• разработка содержания проекта :
«Удивительное рядом».
• планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
II этап – основной.
• организация и проведение различных обучающих и развивающих форм деятельности.
• поощрение проявления самостоятельности в решении проблемных ситуаций.
• создание «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка.
• модернизация развивающей среды и изучаемого материала в соответствии с интересами детей.
• организация различных форм работы с родителями
III этап – завершающий.
• диагностика эффективности проекта : соотнесение результатов с зада-чами.
• презентация проекта на различных уровнях.
План реализации проекта.
Виды деятельности Дата про-ведения Результаты Форма реги-страции ре-зультата
Экскурсия по группе; «Из каких материалов сделаны предметы в на-шей группе?» Формирование мо-тивации, связанной с внутренним желанием узнавать что-то Фотографии
Беседа с детьми «Пред-меты и разные материалы»(вхождение в проект) Оптимизация зна-ний о материалах, из которых сделаны окружающие пред-меты. Конспект бе-седы
Кейс – ситуация № 1 «Дома», «Свойства ма-териалов»
Поросята хотят постро-ить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать. Формирование на-выков коммуника-тивного взаимодей-ствия, умение полу-чать необходимую информацию в об-щении. Картотека кейс – ситуа-ций
Кейс – ситуация № 2 «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь вы-брать, чтобы прийти в детский сад, не промо-чив ноги.
Формирование на-выков коммуника-тивного взаимодей-ствия, умение полу-чать необходимую информацию в об-щении. Картотека кейс – ситуа-ций
Кейс – ситуация № 3 «Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Формирование на-выков коммуника-тивного взаимодей-ствия, умение полу-чать необходимую информацию в об-щении. Картотека кейс – ситуа-ций
Кейс – ситуация № 4 «Свойства дерева»
Побежал Буратино в школу, а перед ним ши-рокая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку пере-браться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
Формирование на-выков коммуника-тивного взаимодей-ствия, умение полу-чать необходимую информацию в об-щении. Картотека кейс – ситуа-ций
Кейс – ситуация № 5 «Свойства бумаги»
Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный ко-раблик?
Формирование на-выков коммуника-тивного взаимодей-ствия, умение полу-чать необходимую информацию в об-щении. Картотека кейс – ситуа-ций
Опыты с металлом, де-ревом, бумагой, резиной, пластмассой. Накопление знаний о материалах, их свойствах и области применения.
Фотографии
Фото – кейс по изучению правил безопасного обращения с предметами из разных материалов. Накопление знаний о материалах, их свойствах и области применения. Фотографии к кейсу
Оформление стендовой информации «Удиви-тельные поделки из раз-ных материалов» Информирование родителей по теме проекта, приглаше-ние участвовать вместе с детьми в выставке: «Чудо - материалы и поделки из них», участие в пополнении коллек-ции из ткани, бума-ги, дерева, металла, резины, пластмассы.
Непосредственное участие в проекте : создание поделок из разных материалов, участие в пополне-нии коллекции из ткани, бумаги, дере-ва, металла, резины, пластмассы.
Формирование позиции сотрудничества, умения организовы-вать и осуществлять детскую деятель-ность. Фотографии
Оформление консульта-ции: «С какими мате-риалами можно знако-мить детей 5-го года жизни».
Организация выставки: «Чудо - материалы и поделки из них».
Литература:
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью. М. : Мозаика-Синтез, 2009
2. Вераксы Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М: Мозаика – Синтез, 2012
3. Громова О. Е., Саломатина Г. Н. Конспекты занятий по развитию речи детей 4 – 5 лет. М: Мозаика-Синтез, 2010
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2- 7 лет. М:, 2010
5. Интернет – ресурсы.