Лидия Волкова
Проект «Поможем зимующим птицам»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
Зимнее время – это не только веселые праздники, зимние забавы, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищей становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным. Многие птицы не могут пережить зиму и погибают, поэтому так важно привить детям желание помогать пернатым друзьям.
Публикация «Проект „Поможем зимующим птицам“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Вид проекта :
1. По составу участников – групповой.
2. По срокам реализации – краткосрочный (с декабря по февраль 2016 – 2017 учебный год).
Участники проекта : воспитатели, учитель – логопед, дети 5-6 лет и их родители.
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Цель: экологическое и нравственное воспитание через формирование желания помогать зимующим птицам в трудное для них время; развитие связной грамматически правильной речи в процессе реализации проекта.
Задачи:
Обучающие:
1. Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
2. Закреплять ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
3. Объяснить, как правильно и чем подкармливать птиц.
Развивающие:
1. Способствовать развитию зрительно-пространственных представлений, внимания, мышления, мелкой и общей моторики.
2. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
3. Равивать навыки составления описательных загадок о зимующих птицах, опираясь на схему.
Коррекционные:
1. Развивать речевой слух, фонематическое восприятие.
2. Корректировать и развивать связную речь, навыки пересказа и четкого ответа на поставленные вопросы.
3. Формировать грамматические средства языка и навыки словоизменения.
4. Закреплять навыки образования множественного числа существительных, существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, навыки согласования существительных с числительными, прилагательными и глаголами.
5. Отрабатывать навыки употребления существительных в В. п., Р. п., Д. п., Т. п. в ед. и мн. числе, навыки согласования существительных с предлогами В, НА, ПО, ПОД, ОКОЛО.
6. Контролировать произношение поставленных звуков в речи детей.
Воспитательные:
1. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
2. Обеспечить условия по формированию заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях.
3. Способствовать укреплению детско-родительских отношений через выполнение практических заданий по проекту.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах. Подбор необходимой литературы по теме проекта, подготовка и создание дидактического материала.
2. Основной. Реализация проекта.
ООД Познавательно – речевое развитие.
• «Беседа о птицах». Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие); научить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам).
• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой?» : обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
• Беседа «Кто заботится о птицах» : обратить внимание детей на то, что в зимний период птицы не могут найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
• Беседа «Меню птиц» : познакомить детей с видами прикорма птиц в зимний период.
• Заучивание поговорок и маленьких стишков о зимующих птицах.
• Пересказ текста с опорой на картину «Зимующие птицы».
2. ООД Игровая деятельность.
• Подвижная игра «Снегири» : координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
• Игра «Воробушки и кот» : закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Подвижные игры "Воробушки и автомобиль" : развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• Игра с мячом «Подбери действие» : закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Д/и «Кому дам корм?» : отработка Д. п. сущ. ед. и мн. ч.
• Д/и «Кормушка» : Кто прилетел на кормушку? Кого я вижу в кормушке? Кому построили кормушку? Кем любуюсь? отработка В. п., Р. п., Т. п. ед. и мн. ч. сущ.
• Д/и «Один-много» : образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)
• Д/и «Назови ласково» : упражнять детей в словообразовании, в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных (воробей-воробушек, воробьишко).
• Д/и «Счёт птиц» : закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.).
• Д/и "Кто, где живет?" : закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.).
• Д/и "Назови птичку, которой не стало" : развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц, практическое употребление существительных в Р. п. ед. и мн. числе.
• Д/и "Угадай птицу по описанию" : загадывание загадок от имени птиц, с использованием метода эмпатии.
• Д/и «Кто больше подберет действий и признаков?» : закрепить знания о зимующих птицах, об их признаках и выполняемых действиях.
• Д/и «Зимнее дерево». Где находится птица? Отработка предлогов В, НА, ПОД, ПО, ОКОЛО.
• Д/и «Расскажи-ка» : описание птиц по схеме.
• Д/и «Подскажи словечко» : дети должны отгадать о какой птице идет речь и закончить предложения.
Художественная литература (ОО Чтение художественной литературы).
• Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного», М. Н. Богданова «Домашний воробей», А. Толстой «Сорока» : В. Бианки «Холодно, в лесу, холодно!» : знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»(С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Воробей», «Снегирь», «Скачет шустрая синица»,, В. Жуковский «Птичка», А. Н. Майков «Ласточка», С. Маршак «Где обедал воробей?», «Совята»; Г. Ладонщиков «Галчата!», Н. Сладков «Синичий запас», И. Токмакова «Голуби», Н. Рубцова «Ворона» и др. : продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
Экологическое воспитание (ОО Познание).
• Наблюдение за птицами на участке : закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы» : учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат).
ИЗО (ОО Художественное творчество).
• Рисование «Стайка воробьёв» : учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.
• Рисование «Сорока-белобока» : продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. Учить изображать новую позу птицы – птица, сидящая на ветке, с головой, повернутой назад (птица оглянулась); упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета.
• Рисование «Синички» : учить рисовать декоративным способом птичку-синичку, изображая её из отдельных частей разной формы и величины. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию в наложении декора на уже прокрашенное и просохшие части цветными фломастерами.
• Рисование «Снегири на ветке рябины» : учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей, отображающих главные признаки птицы. Учить проявлять творчество в создании художественного образе.
• Лепка «Учимся лепить птиц» : учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения.
• Аппликация «Снегирь на ветке рябины» : учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.
Трудовое воспитание (ОО Труд)
• Труд в природе – чистка кормушек.
•Труд в природе – покормить птиц.
3. Закрепительный этап.
1. Выполнение практических заданий родителями совместно с детьми:
• Наблюдение за птицами, обсуждение внешнего вида, окраски, повадок птиц.
• Совместное с ребенком изготовление кормушки и ее установка во дворе дома или детского сада.
• Развитие словарного запаса ребенка в процессе подкорма птиц (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц.
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Просмотр иллюстраций с зимующими птицами в книгах и журналах.
• Создание мини-проекта по теме.
2. Проведение развлечения «Зимующие птицы».
Ожидаемые результаты проекта. В ходе реализации данного проекта, мы ожидаем следующее:
1. Дети более подробно узнают о зимующих птицах (какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают птицы).
2. У участников будет развиваться любознательность, творческие способности, познавательная активность коммуникативные навыки; зрительно- пространственные представления, внимание, мышление, мелкая и общая моторика.
3. Расшириться словарный запас детей, скорректируется грамматический строй речи, усовершенствуются навыки пересказа и автоматизируются поставленные звуки в речи.
4. Укрепятся детско-родительские отношения в процессе активного участия в закрепительном этапе проекта.