Татьяна Николаенко
Проект «Зимующим птицам — нашу заботу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующим птицам – нашу заботу».
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров
Выполнили: воспитатели группы раннего возраста Литвинова Валентина Дмитриевна, Сарыг-оол Наталья Александровна, воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности Николаенко Татьяна Александровна, учитель – логопед Хахонина Мария Анатольевна.
Публикация «Проект „Зимующим птицам — нашу заботу“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Актуальность: в холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становиться гораздо меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становиться практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы. Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, учить беречь окружающий мир.
Новизна проекта : взаимодействие детей подготовительной группы с группой раннего возраста, организация совместных прогулок и кормление птиц.
Тип проекта : информационно-творческий, коллективный.
Участники проекта : дети группы раннего возраста (1,5 - 3 лет, дети подготовительной группы компенсирующей направленности (6 – 7 лет, родители воспитанников, воспитатели групп, узкий специалист.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
Формы работы:игровая деятельность, продуктивная, наблюдение, чтение, беседы, работа с родителями.
Цель проекта :
1. Формировать у детей представление о зимующих птицах;
2. Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения природы;
3. Активизировать совместную деятельность родителей и их детей.
Задачи проекта :
1. Учить узнавать и называть зимующих птиц.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
3. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
4. Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
5. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.
6. Привлечь родителей воспитанников к изготовлению кормушек для птиц
Планируемый результат:
1. Дети продолжают знакомиться с зимующими птицами
2. Развивать интерес к наблюдениям за птицами (что их надо кормить)
3. Совместно с родителями сделать для птиц кормушки.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Постановка цели, задач проекта.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Подбор необходимой литературы и наглядных пособий.
4. Перспективное планирование проекта.
5. Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями.
Основной (практический) этап:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Рекомендации родителям:
- Совместные прогулки с детьми;
- Совместно с детьми сделать кормушки;
- Заучить стихотворение о зимних птицах;
- Рассмотреть с детьми зиних птиц на иллюстрациях, книгах, журналах.
Заключительный этап:
1. Выставка детских рисунков.
2. Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
3. Развешивание кормушек на участке д/с.
Планирование работы по разным видам деятельности.
Образовательные области Образовательная деятельность Дни недели
Познавательная деятельность Беседа:
«Как живут наши пернатые зимой»
«Кто заботится о птицах» Понедельник
Ознакомление с художественной литературой Л. Воронцова «Птичьи кормушки»
В. Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О чём плачет синичка»
Работа с родителями: Консультации «Покормите птиц зимой», «Сделайте кормушку для птиц своими рука ми». (Приложение 1)
Познавательная деятельность Беседа:
«Чем кормить птиц» Вторник
Игровая деятельность Д/и «Птичья столовая»
(Приложение 2)
Художественно-эстетическое развитие Лепка
«Корм для птиц»
(Приложение 3)
Познавательное развитие Взаимодействие детей подготовительной группы и детей раннего возраста. Совместная прогулка, развешивание кормушек. (Приложение 4) Среда
Ознакомление с художественной литературой Разучивание чистоговорок о зимующих птицах.
Отгадывание загадок по теме.
(приложение 5) Четверг
Игровая деятельность Д/и «Прилетели птицы-голуби, синицы»
(Приложение 6)
Художественно-эстетическое развитие Рисование
«Рябинки для снегирей»
(Приложение 7)
Выставка детских рисунков (Приложение 8)
Конкурс «Лучшая кормушка» Пятница
Приложение 1
Консультация для родителей
«Сделайте кормушку для птиц своими руками».
В воспитании детей важную роль играет привитие ребенку любви и заботы к животным и птицам. Малыша нужно постепенно знакомить с миром пернатых и животных, а также объяснять роль человека в природе. Для развития детей очень полезно мастерить кормушки для птиц своими руками.
Найдется ли хоть один человек, который за всю свою жизнь не сделал ни одной кормушки для птиц? Это может быть только ребенок. Быстро исправим положение!
Сначала в доступной форме расскажите малышу о том, что действия человека сильно влияют на природу и, к сожалению, не всегда положительно, что очень важно беречь все живое вокруг нас, беречь землю, леса, реки, животных. Может, и не стоит приводить конкретные факты, например, что из десяти синиц зиму переживает только одна, – этим вы можете расстроить и даже напугать малыша, но знать, что от людей зависит в природе многое, ребенок должен.
Забота о пернатых принесет малышу радость, а еще он поймет, что нужно помогать тем, кто нуждается в этом, и в итоге – научится милосердию.
Кроме бесценных морально-этических и экологических уроков, вы дадите ребенку и некоторые естественно-научные знания, ведь малыш сразу же спросит вас: «А каких птичек мы будем кормить?» Вот тут-то вам придется самим основательно подготовиться и узнать, что в средней полосе России зимует примерно семьдесят видов птиц, которые у нас и гнездились. Это, например, синицы, причем синиц у нас достаточно большое количество видов: лазоревки, хохлатые синицы, гаечки, а не только большие синицы, которых мы часто видим в городах (как раз зимой они подтягиваются к жилью человека, – с желтой грудкой, через которую проходит красивый черный «галстук». А еще у нас зимуют дятлы, щеглы, коноплянки, снегири, свиристели, но их можно встретить в основном за городом.
Расскажите малышу, что птички приносят большую пользу природе – они уничтожают разных вредных жучков и гусениц. Но зимой эти вредители прячутся очень далеко и глубоко, и не все птицы могут их достать так ловко, как дятел. Семена растений завалены толстым слоем снега, а красной рябины и боярышника на всех не хватает. Человек может помочь птицам. И сделать это не трудно.
Можно, конечно, купить готовую кормушку, но гораздо правильнее, с точки зрения воспитания подрастающего поколения, – сделать ее самим. Классическая кормушка похожа на открытую беседку: у нее есть «пол» и есть крыша. На «пол» вы будете класть корм, а для того чтобы он не рассыпался и его не сдувал ветер, «пол» со всех сторон нужно оградить невысокими бортиками. Крыша защитит корм от дождя и снега. А еще в «полу» нужно просверлить дренажные дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Конечно, у любой конструкции кормушки стенки и края не должны быть острыми. Но что делать, если папа на работе, а кормушку хочется сделать прямо сейчас? Воспользуйтесь подручными средствами – пакетами из-под молока, кефира, сока, возьмите пятилитровую пластиковую бутыль. Прорежьте отверстия с двух сторон, оставив бортик снизу, а сверху проденьте веревочку или проволочку, чтобы подвесить кормушку (у бутылок уже есть ручка).
Ребёнок должен понять, что кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Оказывается, корм может и навредить.
Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
Вот и готова наша кормушка. Что же в нее положить?
Оказывается, у разных птиц есть свои предпочтения в еде. Например, у синиц вкус весьма специфический – они больше всего любят несоленое сало и сыр. Еще они любят мясо – и вареное, и сырое. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, а также просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим и неиспорченным.
Кстати, и птицам нужны «пищевые добавки», например, им полезна яичная скорлупа – прекрасная кальциевая подкормка.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
Сделай другого немного счастливее – и станешь счастливее сам!
Приложение 2
Дидактическая игра «Птичья столовая»
Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (названия, предпочтения в еде).
Ход игры: На столе лежит изображение кормушки, на которой «сидят» птицы, воспитатель предлагает детям накормить их, выбрав картинку с изображением подходящего корма. Дети по очереди «кормят» птиц, если ребенок дал правильный ответ, забирает птичку себе. Когда все птицы будут «накормлены», подсчитывается количество верных ответов каждого игрока. Выигрывает тот, у кого больше всего птиц (количество птиц увеличивается в зависимости от знаний детей).
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Чистоговорки «Зимующие птицы»
Бьи – бьи – бьи – зашумели воробьи
Бьи – бьи – бьи –на деревьях воробьи
Ицы – ицы – ицы - красивые синицы
Она – она – она - хитрая ворона
Оны – оны – оны – на ветке три вороны
Ока – ока – ока - крикливая сорока
Ой – ой – ой - птицам голодно зимой
Ушка-ушка-ушка – для птиц нужна кормушка
Ушки – ушки – ушки – все птицы у кормушки
Ют – ют – ют - птицы ягоды клюют
Ока – ока – ока - белобокая сорока
Ри – ри – ри - прилетели снегири
Тели – тели – тели - прилетели свиристели
Ка – ка – ка – дятел ищет червяка
Аем-аем-аем – мы птицам помогаем
Загадки
В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются … (синички)
Сало и зёрнышки, хлеба горбушка -
Птиц угощает зимою … (Кормушка)
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (Кормушка)
Чернокрылый,
Красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь)
Приложение 6
Игра «Прилетели птицы»
Педагог: я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь или вы услышите что-то другое, то сразу начинаете топать
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи. (Дети топают).
Что неправильно?
Дети. Мухи! (А мухи - это кто? Дети: Насекомые.)
Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы :
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны. (Дети топают).
Начинаем снова:
Прилетели птицы :
Голуби, куницы. (Дети топают).
Куницы - вовсе не птицы.
Игра продолжается.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Страусы, чижи. (Дети топают)
Ведь у страусов крылья почти полностью исчезли и они летать не могут.
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки. (Дети топают).
Прилетели птицы :
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Все вы молодцы! Замечательно, справились с заданием.
Приложение 7
«Рябинки для снегирей»
Приложение 8