Алёна Калганова
Проект «Подкормите птиц зимой» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Название: «Покормите птиц зимой!»
Участники проекта : воспитатель, дети 3 - 4 лет, их родители.
Тип проекта : иформационно - воспитательный, творческий
Вид проекта : краткосрочный, семейный, групповой
Сроки реализации: с 01.11.2015 по 10.11.2015 гг.
Актуальность проекта
Публикация «Проект „Подкормите птиц зимой“ для второй младшей группы» размещена в разделах
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес и сопереживание у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, воспитывать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от осознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. А так же задача взрослых - дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Но часто у родителей нет времени думать о голодающих птицах, нет времени выйти в парк и покормить птиц – показать, как важно заботиться о птицах зимой. Многие дети не знают названий птиц нашего города, разве что голубя узнают. Поэтому выбрав данную тему проекта, я хотела рассказать о птицах, показать какие они красивые и донести до умов и сердец своих воспитанников, как важно заботиться о такой «красоте» и как правильно это делать.
Цель проекта : Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной, трудовой деятельности.
Проблемы: Недостаток знаний детей о зимующих птицах.
Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
• Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
• Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
• Укреплять детско-родительские отношения.
Продукты проекта
• Книжная выставка «Птицы – гостьи нашего двора»
• Сформированы представления о птицах нашего города
• Выставка работ по лепке и рисованию
• Выставка кормушек, сделанных детьми и их родителями
• Фото-отчёт по проекту
Форма работы с детьми
• Игровая деятельность.
• Наблюдение.
• Беседа.
• Экспериментирование.
• Чтение.
• Творческая деятельность
Ожидаемые результаты реализации проекта :
• обогащение представлений о зимующих птицах нашего края;
• сформированы умения и навыки наблюдения за птицами;
• установлена связь между средой обитания и образом жизни птиц;
• у родителей появилось желание помогать своему ребенку, общаться с ним.
Условия реализации проекта :
• интерес детей и родителей;
• материальное обеспечение проекта;
• методические разработки;
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
• Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
• Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
• Сбор информации по данной теме.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
2. Основной этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
Выполнение проекта проводилось в направлениях:
1. работа воспитателя с детьми;
2. совместная деятельность родителей и детей.
1. Работа воспитателя с детьми
Беседы:
«Каких птиц можно встретить зимой?»
Цель: Выявить уровень знания детей о зимующих птицах.
«Что кушают птицы зимой?»
Цель: Познакомить детей с видами подкормки птиц в зимний период.
«Кормушка»
Цель: Познакомить детей с главным способом подкормки птиц, познакомить с конструкцией кормушки ( Наглядный материал: кормушки для птиц)
«Зачем помогать птицам зимой?»
Цель: Воспитать бережное отношение к живой природе, подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.
Рассматривание подготовленных фотографий зимующих птиц на телевизоре
Цель: Уточнить представления о птицах, которых можно встретить зимой. А именно: снегирь, свиристель, синица, ворона, сорока, голубь, воробей. Активизировать словарный запас детей.
Рассматривание сюжетных фотографий (что и как едят птицы, как живут зимой)
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Активизировать словарный запас детей.
Разучивание пальчиковой гимнастки
Ребята дощечки пилили, пилили.
И дружно кормушку для птиц мастерили.
В нее мы насыплем для птиц угощенье :
Немного семян, и остатки печенья,
Сушеные фрукты и хлебные крошки
И сала на ветки развесим немножко.
А чтобы на птичий обед посмотреть
Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь. пилящие движения ребром ладони
стучать кулаком по ладони
растирание подушечек пальцев
загибаем пальцы
"очки" подносим к глазам
"Па льчики шагают", указательный пал ец поднести к губам.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка" (сл. Шестериковой)
Цель: Развить моторику рук. Активизировать словарный запас детей.
Чтение художественной литературы (Большая птичья книга)
Цель: Формирование интереса к птицам по средствам художественной литературы.
Чтение и обсуждение стихотворений
Цель: Привлечение к знакомству с различными формами художественной литературы, показать детям выразительные средства описания птиц в стихотворениях.
Синицы
Жили-были две синицы.
Чем же будем мы кормиться?
Ведь кругом белым-бело,
Все полянки замело.
Позабыли вы, синицы.
Что ваш друг живет в станице:
Вон мой дом, мое окно.
Там отборное зерно.
О чем поют воробушки,
О чем поют воробушки
В последний день зимы?
— Мы выжили!
— Мы выжили!
— Мы живы!
— Живы мы!
(В. Берестов)
Первая прогулка
Воробьиха Воробьенка
Выводила полетать.
По дороге
Потихоньку
Стала мама объяснять:
Это — кошка!
— Это — кошка.
Это — Лешкино окошко.
Лешка
Любит нас с тобой.
Лешка
Кормит нас зимой.
(В. Левин)
Новая столовая
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник — снегири, ярче утренней зари.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев —
стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог налетели семь сорок.
В воскресенье,
Воскресенье
Прилетел гонец
Весенний —
Путешественник-скворец, вот и песенке конец.
(3. Александрова)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одно —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть. Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли
А остались зимовать
Заодно с людьми
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Отгадывание загадок
Цель: Развивать познавательную активность.
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый. (воробей)
Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит. (сорока)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
Чернокрылый,
Красногрудый.
И зимой найдет приют :
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)
Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,
с первым снегом на рябине он появится опять (снегирь)
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах)
Цель: Расширить представления детей о зимующих птицах,о птицах в целом, их особенностях, повадках. Воспитание любви к пернатым друзьям.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса»
Цель: Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
Дидактические игры
«Угадай-ка» (с мячом; отгадывание птиц по описанию педагогом окраски, «Собери птицу», «Что за птица?», «Кто как кричит?», «Разрезные картинки», «Мал – мала – меньше», «Кто дальше, кто ближе?», «Кто, где сидит?», «Угадай, кого не стало?», «Накорми птичек».
Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.
Прогулки
Наблюдение за птицами. Наблюдение за тем, как кушают у кормушки, чем занимаются на ветках.
Развешивание кормушек, сделанных родителями и детьми
Экспериментирование:
Исследование птичьего пера.
Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.
Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.
Воспитатель задает детям вопросы.
• Что это?
• Что есть у птицы?
• Чем покрыты ее тело и крылья?
• Зачем ей нужны перья?
• Какое оно?
Рассматривание птичьих следов.
Цель: научить различать птичьи следы.
Наглядный материал: рисунки птичьих следов, следы птиц на снегу
Воспитатель задает вопросы
• Что это?
• Кто их оставил?
• Почему у воробья следы маленькие?
• Почему тут следы кончились?
Подвижные игры
«Воронята»
Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе».
На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», -начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:
Полетели, полетели,
Воронята полетели: «Кар-кар».
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали,
Всё до крошки поклевали:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», —
Клювами стучали.
Дети – «воронята»- присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал: «Ав-ав, ав-ав!»
(А. Ануфриева)
Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.
«Воробышки и кот»
На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.
Подкормка птиц
Цель: Вызвать желание заботиться о наших пернатых друзьях, научиться правильно подкармливать птиц.
Творческая деятельность
Лепка «Снегири»
Цель: Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, хвоста, характерную окраску.) Закрепить приемы скатывания шаров и «колбасок», расплющивания.
Рисование «Птички у кормушки» (коллективная работа)
Цели: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них. Вызвать радостные чувства, от участия в коллективной работе. Закрепить знания детей о характерной окраске птиц. Учить аккуратно пользоваться гуашью кисточкой.
2. Совместная деятельность родителей и детей
Выставка «Птичья столовая»
Цель: Привлечение родителей к участию в проекте, укрепление детско-родительских отношений. Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Укрепление детско-родительских отношений.
Пополнение книжного уголка
Цель: привлечение родителей к обустройству предметно-развивающей среды в группе.
3 этап. Заключительный
• Книжная выставка «Птицы – гостьи нашего двора»
• Выставка работ по лепке и рисованию
• Выставка кормушек, сделанных детьми и их родителями, вывешивание их на территории садика.
• Выставка фотографий сделанных во время проекта
Результаты проекта
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Сформированы умения и навыки наблюдения за птицами. Дети узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготовили кормушки. Узнали каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми, любознательными и наблюдательными. У детей появилось желание помогать птицам. Дети самостоятельно называют пролетающих мимо нашего участка птиц.