Ольга Моисеева
Проект «Почему болят зубы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
У детей нашей группы часто возникают проблемы с зубами. Очень часто мы слышим детские вопросы: «Почему болят зубы?». В беседах выяснилось, что не все ребята хотят и умеют ухаживать за полостью рта и не все родители своевременно обращаются к стоматологу по поводу больных зубов у детей.
Здоровые зубы – один из главных показателей заботы человека о своем здоровье. Одним из факторов здоровья являются зубы человека, так как больные зубы могут привести к нарушению обмена веществ, к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, к сахарному диабету.
Публикация «Проект „Почему болят зубы?“» размещена в разделах
- Зубы, уход за зубами. Проекты
- Зубы. Все о зубах для детей
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Из проведённых бесед с детьми выяснили, что не все дети чистят зубы, неправильно пользуются зубной щеткой, неохотно полощут рот после еды, употребляют в пищу много сладостей, плохо едят блюда из овощей. Все это способствует разрушению зубов – кариесу. Отсюда вытекает проблема: как помочь детям чтобы зубы не болели, приобщиться к здоровому образу жизни, правильному питанию.
Одним из путей решения этой задачи является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. А чтобы процесс формирования необходимых знаний и навыков был интересным, сделать это было решено через проектную деятельность.
Практическая значимость проекта: в ходе знакомства с проектом дети приобретут информацию и необходимые навыки, позволящие им правильно ухаживать за зубами, чтобы их зубы были здоровы.
Проблема: По данным Всемирной организации здравоохранения, 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, а это значит, что взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям и другим факторам.
Ожидаемые результаты:
1. Дети получат первичное представление о строении зубов, об уходе за ними, о вредных привычках, которые приводят к болезням зубов.
2. Будут иметь простейшие представления о правильном питании, о значении витаминов для роста здоровых зубов.
3. Научатся правильно чистить зубы 2 раза в день, после каждого приема пищи полоскать рот.
4. Родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Паспорт проекта:
Тип проекта: информационно-ознакомительный, прикладной.
Участники проекта: дети – педагоги – родители
По количеству участников: групповой
По продолжительности реализации проекта: среднесрочный
Продукт проекта: изготовление кейсбука «Здоровые зубы – залог здоровья», создание родителями игр.
Цели и задачи проекта:
Для педагогов:
1. Развивать у детей потребности в здоровом образе жизни, желание иметь красивые и здоровые зубы.
2. Прививать общие представления о здоровье, как ценности, расширить представления детей о строении зуба и основными функциями зубов, гигиене полости рта и о причинах возникновения кариеса.
3. Обогащать и активизировать словарный запас.
4. Сформировать у родителей личную ответственность за сохранение своего здоровья и здоровья своих детей.
Для детей:
1. Закрепить у детей представлений о том, что полезно и что вредно для роста здоровых зубов.
2. Научиться правильно ухаживать за зубами (чистка зубов, полоскание рта).
3. Спокойно реагировать на посещение стоматологического кабинета.
Для родителей:
1. Активно подключиться к созданию игр по теме проекта.
2. Принимать активное участие в совместной деятельности с детьми.
3. Активизировать детей ухаживать за полостью рта.
4. Снизить детскую тревожность по поводу посещения врача-стоматолога.
На первом этапе мы с детьми обсудили, из-за чего бывает кариес и неприятный запах изо рта. Ребятам были заданы следующие вопросы: знают ли они как правильно чистить зубы, и нужно ли полоскать рот после приёма пищи? Можно пить газировку и есть много сладостей? Приучают ли вас родители чистить зубы два раза в день и полоскать рот после приёма пищи?». Исходя из имеющихся у детей представлений, а также учитывая их интересы и потребности, был составлен план мероприятий по реализации проекта.
План мероприятий по реализации проекта
1 Беседы:
- «Почему нужно чистить зубы».
- «Полезная и вредная еда для наших зубов».
2 Рисование «Придумай и нарисуй больной и здоровый зубик и как ему помочь.
3 Художественное творчество (лепка) «Зубик-великан»
4 Сюжетно-ролевая игра «В кабинете у врача стоматолога»
5 Загадки о зубах, щётке, воде, пасте.
6 Игровая деятельность:
Д/игра «Заяц чистит зубы».
Цель: закрепить у детей знания о пользе молочных и овощных продуктов, вреде сладостей.
Д/игра «Угадай, что это».
Цель: закрепить представление о пользе сырых овощей и фруктов и др.
7 Опыт с яйцом (дать детям возможность, понять, что от воздействия вредных факторов разрушается защитная оболочка)
8 «Чтобы зубки не болели»
-Познакомить с правилами ухода за зубами.
-Дать информацию о зубной щетке, как о предмете личной гигиены.
-Научить технике чистки зубов.
9 Речевые упражнения Придумывание сказок и историй.
10 Чтение П. Прядко «Доктор маме говорил», Ирина Гурина «Сказка про зубную фею и вредный кариес», Б. Заходер Ма-Тари-Кари
11 Разучивание стихотворения Е. Долгих «Всё о зубах»
12 ИКТ презентации «Что вредно и что полезно для зубов».
13 Встреча с медсестрой
Вместе с детьми мы рассказали родителям о нашем проекте, после чего семья Кукушкиных сделала дидактическую игру «Здоровые и больные зубы, а семья Федотовых связала развивающее пособие «Чтобы зубы не болели», семья Пудовых сделала иргу «Полечим зубы бегемоту».
Далее мы приступили к выполнению основного плана мероприятий и каждый день помечали, что мы сделали, обсуждали и работали над ошибками. Мы стали размышлять о том, как устроены зубы, из чего они состоят. Для наглядности провели эксперимент с яичной скорлупой: взяли одно сырое яйцо и зубную пасту, на одну часть яйца нанесли зубную пасту, другую часть оставили без пасты и поместили в Кока-колу. Через день мы увидели, что яичная скорлупа без зубной пасты стала мягкая и потемнела. Яичная скорлупа, покрытая слоем зубной пасты, осталась твердой на ощупь. Этот опыт показал детям, как зубная паста укрепляет зубную эмаль.
Ольга Николаевна (повар) рассказала, что для зубов необходимыми элементами являются фтор и кальций. Поэтому употребление в пищу таких продуктов, как молоко, творог, рыба положительно сказывается на состоянии зубов. Для зубов и десен полезно употреблять в пищу свежие твердые фрукты и овощи. Благодаря твердым кусочкам, эмаль зубов очищается, а десны массируются. Кроме того, для зубов очень полезен сыр. Он не только богат кальцием, но и способен заменить чистку зубов. Больше всего зубы страдают у сладкоежек. От большого количества сахара эмаль зубов действительно быстро разрушается.
Оксана Андреевна (медсестра, дала советы по уходу за зубами: не ковыряйте в зубах металлическими предметами, пользуйтесь зубочистками, не откусывайте нитку и проволоку зубами, сразу после холодной пищи не берите в рот пищу горячую и наоборот. Полощите рот после еды. Обязательно посещайте стоматолога не реже двух раз в год.
Также информацию мы решили добыть из книг. Наше изучение литературы показало, что к заболеваниям зубов приводит неправильное питание и ненадлежащий уход за зубами.
Чтобы дети перестали бояться ходить к стоматологу, мы играли в сюжетные игры. Самые «смелые» дети посетили стоматолога, а потом поделились своими впечатлениями с другими ребятами, подкрепив свои рассказы фотографиями, которые сделали их родители в кабинете врача.
Мы теперь не боимся кабинета стоматолога и твёрдо решили:
- правильно питаться: ежедневно пить молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты; - кушать твердую пищу: это укрепляет десны и зубы;
- восполнять недостаток витаминов и минералов;
- развивать привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером;
- не злоупотреблять жевательной резинкой;
- не реже 2-х раз в год посещать стоматолога.
Подводя итог, хочется отметить, что участие в проекте не только способствовало повышению познавательной активности детей, но также научило активно проявлять интерес к здоровому образу жизни. Дети узнали многое о зубах, уходе за ними. Расширился кругозор детей. Дети научились сравнивать, экспериментировать. Участие в беседах в ходе проекта способствовало обогащению детского словаря и развитию связной речи.
Продуктом проекта стал не только кейс-бук, но и оформлена фото-выставка на тему: «Как я дома чищу зубки».
Также мы много работали с раскрасками по теме «Здоровые зубы»
Играли и продолжаем играть в дидактические игры, которыми наполнен наш кейс-бук.
Вывод: проект оказался очень увлекательным и полезным для детей, в ходе которого удалось реализовать поставленные задачи и сделать весомый вклад в формирование у ребят привычки к здоровому образу жизни.
В перспективе – поддерживать у детей мотивацию следить за чистотой полости рта, с помощью кейс-бука расширять представления о ЗОЖ.