Жанна Балова
Проект «5 минут с психологом или почему дети не хотят учиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем ответить на вопрос, почему дети не хотят учиться, разберемся, как вообще возникает потребность понимать, уметь, узнавать что-то новое.
Потребность или нужда – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.
Публикация «Проект „5 минут с психологом или почему дети не хотят учиться“» размещена в разделах
Американский ученый Абрахам Маслоу, изучая потребности человека пришел к выводу, что все потребности можно разделить на несколько групп, которые по своей значимости располагаются подобно пирамиде.
Вот так выглядит гармонично развитая личность.
В основании пирамиды лежат физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека как биологической единицы. Например, чтобы выжить, человек должен дышать, есть, пить, спать, поддерживать температуру тела, т. е. одеваться по погоде, двигаться и т. д.
Выше находится потребность в безопасности, которая выражается в желании человека избавиться от страха и неудач, чувствовать себя защищенным.
Еще выше – потребность в принадлежности и любви, проявляющаяся в желании человека принадлежать к общности, семье, и быть ею принятым, желании любить и быть любимым.
Эти 3 потребности ребенка удовлетворяются в семье.
Далее потребность в уважении, выраженная стремлением человека достигать успеха, добиваться одобрения и признания. Над удовлетворением этой потребности начинает трудиться детский сад.
Вот мы добрались потребности, которая нас интересует, потребности в познании, проявляющейся в стремлении человека знать, уметь, понимать, исследовать. Над удовлетворение потребности в познании начинает работать школа.
Выше эстетические потребности – это потребности воспринимать и создавать прекрасное в природе, в окружающей среде, в отношениях между людьми.
И на самом верху – потребность в самореализации. Под потребностью в самореализации понимают желание человека найти свое место в обществе, раскрыть личные качества, применить знания и навыки, осущест-вить замыслы. Над удовлетворением этих высших потребностей человек должен трудиться сам.
Абрахам Маслоу сделал еще одно замечательное открытие.
Оказывается, вышележащая потребность правильно формируется только при условии необходимого и достаточного удовлетворения нижележащих потребностей.
Значит, чтобы у ребенка сформировалась потребность в познании, т. е. чтобы он хотел учиться, нужно в необходимой и достаточной степени удовлетворять потребности в уважении, в любви и принадлежности, безопасности и физиологические потребности. Если эти потребности будут удовлетворятся недостаточно или избыточно, то потребность в познании формируется искаженно или может не сформироваться совсем.
Рассмотрим, что получается, если нижележащие по отношению к познавательной потребности удовлетворяются с избытком.
Многие родители видят свой родительский долг в том, чтобы накормить ребенка, одеть, не давать его в обиду, а свою любовь проявляют в том, чтобы все ему позволять, т. е. с избытком удовлетворяют базовые потребности своего ребенка и потребность в любви и принадлежности.
(Одеть по 2 кольца "физиологические потребности", "потребности в безопасности", "потребности в любви и принадлежности".)
Для потребности в познании просто не осталось места, она не формируется, все что нужно знать ребенку, он уже знает, а именно, как добиться от своих близких то, что он хочет, а больше он знать ничего не желает.
Более того несформированной оказывается и потребность в уважении: ребенок не хочет ходить в садик, потому что там, чтобы заслужить одобрение нужно выполнять какие-то требования, а дома можно ничего не делать, а тебя все на руках носят.
Другая картина происходит, если нижележащие, по отношению к познавательной, потребности удовлетворяются в недостаточной степени!
(Снимаем кольца и одеваем плоские.)
Все слышали поговорку, что «сытое брюхо к учению глухо», это как раз про избыточное удовлетворение базовых потребностей. Но голодное брюхо, также глухо к учению. Если родители пренебрегают удовлетворением базовых потребностей ребенка, не заботятся о полноценном питании, бьют и унижают ребенка, т. е. дом для ребенка становится опасным местом, оставляют его одного, пренебрегают его чувствами, излишне холодны, жестки и строги со своим ребенком, то высшие потребности становятся для ребенка недоступными.
Если ваш ребенок не хочет учиться, проанализируйте, как удовлетворяются его потребности.
Ведь если мы знаем причину, мы можем ее исправить и повлиять на последствия