Ольга Игнатьева
Проект по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Земля — наш общий дом».
Актуальность.
«Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Земля — наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания, поэтому мы как педагоги формируем у дошкольников основы культуры рационального природопользования, способствующие осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой.
Экологическое воспитание дошкольников рассматриваем, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны являться основополагающие гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
Формируя гуманное отношение к природе, мы стараемся достичь того, чтобы каждый ребенок осознал, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Мы убеждаем детей, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую адекватную оценку.
Разумеется, что одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе, поэтому мы привлекаем каждого ребенка в посильную для его возраста практическую деятельность – создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой.
Как педагогов, наша задача заключается в том, чтобы совместно с родителями подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый из нас может сохранять и приумножать ее красоту.
Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Задачи:
- формировать представления детей о необходимости бережного отношения к окружающей природе, растениям, животным;
- расширять знания детей о жизни растений, их потребностях, способах ухода за ними;
- формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
- Развивать у детей познавательную активность, активизацию и обогащение их словаря.
- привлекать детей к посильному участию по защите природы;
- Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий.
Тип проекта : познавательно- исследовательский.
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя)
Длительность проекта : С 20.04.2021 по 24.04.2021
Вид проекта : групповой
Форма работы: обучающие видеофильмы способствующие реализации цели проекта.
Итог:
в ходе реализации проекта дети :
- формируется чувство сопереживания, дети станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
- узнают, что Земля – наш родной дом, живая планета, на ней есть вода, воздух, тепло – это условия для живых существ;
- с удовольствием проявляют интерес к творческой деятельности;
в ходе проекта педагог :
- осуществляет инновационную деятельность ;
- повышает свой профессиональный уровень;
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап - подготовительный.
• Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.
• Составление конспектов занятий
• Привлечение родителей к текущему проекту.
• Подобрать методическую литературу по теме.
• Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, видеопрезентации).
• Информационный материал для родителей.
2 этап - реализация проекта.
Физическое развитие:
- Игры – эстафеты «Очисти лес от мусора», «Кто дальше?», «По дорожке»
- Физкультминутка: «Помогатор» (Кукутики)
- Танцевальная минутка «Злую тучку наказали».
Социально-коммуникативное развитие:
- Дидактические игры: «Кто чем питается?», «Поможем растению», «Что где растёт?».
- Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу», «Разбери мусор», «Как правильно вести себя в природе».
Трудовая деятельность:
- Совместный труд родителей и детей по уходу за растениями
- Уборка территории дачного участка. Приведение в порядок клумб.
- Помощь маме в домашних делах – дежурство на кухне (сервировка стола, протирание пыли, подметание полов, уборка игрушек…
Познавательное развитие:
- наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков;
- рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов;
- ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях;
- рассматривание иллюстраций на тему охраны природы;
- Рассказ воспитателей (с видеопрезентацией). «О Всемирном празднике «День Земли», «Наш дом, наша планета - её надо любить и беречь».
- Просмотр видеофильма, посвященный Дню Земли
- Просмотр обучающих мультфильмов: «Планета Земля», «Мальчик и Земля», «Путешествие Капельки. Круговорот воды в природе».
- Прослушивание музыкальных произведений по теме проекта.
Речевое развитие:
- Словесные игры: «Мир вокруг нас», «Что было, что будет».
- Беседы с детьми по темам: О значении почвы и воды в жизни всего живого», «Как вести себя в природе», «Мы друзья природы».
- Пословицы и загадки о весне, земле.
- Чтение и заучивание стихотворений на тему: «День Земли».
«Художественно-этетическое развитие» :
- Изготовление творческих работ, посвященных Дню Земли
- «Планета Земля глазами детей» - конкурс рисунков
- Раскраски по теме: «Земля – наш общий дом».
- Изготовление стенгазеты «Земля – наш дом»
Работа с родителями:
- Сбор информации для родителей, материала по данной теме.
- Консультации «Экологическое образование в семье»,
«Прикоснись к природе сердцем!».
- «Планета Земля глазами детей» - конкурс рисунков
- Привлечение к изготовлению творческих работ, посвященных Дню Земли
- Анкетирование «Экологическое воспитание дошкольников».
3 этап – заключительный.
- Оформление выставки рисунков и поделок детей и родителей на тему «Планета Земля глазами детей!».
- Оформление презентации.
- Оформление стенгазеты «Земля – наш дом».
Предполагаемый результат.
После завершения проекта дети приобретут следующие знания:
- новые знания о Дне Земли.
- станут добрее, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и приумножения богатства родной планеты Земля;
Выводы и самоанализ:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные игры. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческой – поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Объекты экологической тропы приобрели научные характеристики. На протяжении всего проекта у воспитанников сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы, устанавливать причинно - следственные связи;
- сформировано первичное понятие о природоохранной деятельности;
- взаимодействие с родителями дало большой результат в социальном воспитании.
Работа над проектом «День Земли» принесла ребятам большую радость и удовлетворение. Они поняли, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей проявились добрые чувства, желание беречь природу.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод
Пусть на планете Земля все живое пропоет
Пусть на планете Земля будет счастлив человек –
И пусть в согласии с нашей Землей живет целый век!
Список литературы
1. Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
2. Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой».
3. Колдина Д. Н. "Рисование с детьми». «Конспекты занятий».
4. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности».
5. Кравченко И. В. ,Т. Л. Долгова. «Прогулки».
6. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты».
7. Николаева С. Н. «Юный эколог».
8. Рыжова Н. А. «Почва - живая земля».