Елена Николаевна Шайхулова
Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе в возрасте от 3 до 4 лет жизни «Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно - творческий.
Продолжительность: краткосрочный - 2 месяца (февраль - март).
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели и родители.
Ответственные: воспитатели Шайхулова Е. Н., Ершова В. А.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию во второй младшей группе в возрасте от 3 до 4 лет жизни „Деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность: Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель: формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе; формировать экологическую культуру.
Задачи:
1. Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам.
2. Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития.
3. Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека.
4. Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Ожидаемый результат:
1. Расширение знаний детей о деревьях, их значении в природе и жизни человека;
2. Формирование бережного отношения детей к природе;
3. Формирование интереса детей к объектам и явлениям природы.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
- Беседа с родителями о проекте. Цель: Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье». Цель: Просвещать родителей по данной теме.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы. Цель: Создать условия для реализации проекта «Деревья».
2 этап – основной.
- Рассматривание книг, иллюстраций о деревьях. Цель: Вызвать интерес к проекту, желание заботиться о деревьях.
- Беседы с детьми «Нужно ли беречь природу», «Как растут деревья», «Люблю берёзку русскую», «Зачем деревьям кора?». Цель: Расширение знаний детей о деревьях и их значении в природе и жизни человека.
- Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка».
- Открытый показ организованно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы Тема: «В лесу». Цель: развитие экологических знаний через организацию различных видов деятельности.
- Коллективная работа. Нетрадиционный способ лепки из солёного теста «Чудо дерево - берёза». Цель: Учить работать в коллективе, сообща, выполнять композицию.
- Рисование «Моё дерево» Цель: Учить рисовать дерево красками.
- Целевая прогулка «Деревья вокруг нас». Цель: Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам.
- Дидактические игры: «Узнай дерево», «Времена года». Цель: Закреплять умение отличать деревья.
- Презентация «Изучаем виды деревьев», «Изучаем строение дерева». Цель: узнавать и различать деревья по внешним признакам.
-Социальное партнёрство с МАУ «Региональным историко-культурным и экологическим центром» (Экоцентр). Экологический урок «Что такое дерево?» из цикла занятий «Всё о лесе» (презентация).
Работа с родителями.
- Создать мини музей «Рукотворный мир дерева». Цель: привлечь родителей по данной теме; для расширения знания детей о дереве.
-этап – заключительный
- Анализ и обобщение результатов работы.
План работы над проектом.
Сроки Содержание работы Участники
1 неделя февраля 1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор методической литературы для реализации проекта.
3. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, дидактических игр, разработка бесед. Воспитатели
2 неделя февраля 1. Разработка рекомендаций для родителей.
2. Подбор репродукций художественных картин на данную тематику.
3. Организация развивающей среды в группе. Воспитатели, родители
3 неделя февраля 1. Рассматривание книг, иллюстраций о деревьях.
2. Беседа с детьми «Нужно ли беречь природу».
3. Ознакомление детей с художественной литературой: Чтение: И. Семенова «Березка».
4. Презентация «Изучаем виды деревьев». Воспитатели, дети
4 неделя февраля 1. Беседа с детьми «Как растут деревья».
2. Чтение и обсуждение литературных произведений: «Две сосны и ель».
3. Рассматривание иллюстраций о деревьях.
4. Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье». Цель: Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели, родители, дети
1 неделя марта 1. Беседа с детьми «Люблю берёзку русскую».
2. Чтение и обсуждение литературных произведений:
А. Прокофьев «Наш лесок».
3. Презентация «Изучаем строение дерева».
4. Социальное партнёрство с МАУ «Региональным историко-культурным и экологическим центром» (Экоцентр). Экологический урок «Что такое дерево?» из цикла занятий «Всё о лесе» (презентация) Воспитатели, дети, сотрудник с (Экоцентра)
2 неделя марта 1. Рисование на тему «Моё дерево».
3. Дидактическая игра «Узнай дерево». Цель: Закреплять умение отличать деревья.
4. Беседа с детьми «Зачем деревьям кора?»
5. Чтение и обсуждение литературных произведений:
М. Ивенсен «Ёлочка». Воспитатели, дети
3 неделя марта 1. Организованно образовательная деятельность по ознакомлению с миром природы
Тема: «В лесу» Цель: развитие экологических знаний через организацию различных видов деятельности
2. Чтение и обсуждение литературных произведений:
И. Токмакова «Ива».
3. Коллективная работа. Нетрадиционный способ лепки из солёного теста «Чудо дерево - берёза». Цель: Учить работать в коллективе, сообща, выполнять композицию.
4. Целевая прогулка «Деревья вокруг нас». Цель: Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам. Воспитатели, дети
4 неделя марта 1. Чтение и обсуждение литературных произведений: П. Воронько «Липка».
2. Создать мини музей «Рукотворный мир дерева»
Цель: привлечь родителей по данной теме; для расширения знания детей о дереве. Воспитатели, дети, родители
Результаты:
Во время реализации проекта дети расширили знания о деревьях, познакомились с их строением и значением в жизни людей.
В ходе прогулок дети научились различать деревья по характерным признакам (например, белое с черными черточками – береза).
Используемая литература:
1. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа. – М. :ЦГЛ, 2004.
2. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?», Москва 2006
3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
4. З. Ф. Аксенова. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2011
5. Л. А. Уланова, С. О. Иордан. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012