ирина качинская
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Альпийская горка»
▼ Скачать + Заказать документы
Альпийская горка - одна из интереснейших видовых точек экологической тропы. Каменистая или альпийская горка, альпинарий, рокарий - все это название цветника, в котором прихотливо сочетаются камни и растения.
Альпийская горка – это своеобразная модель горного ландшафта в уменьшенном виде.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Альпийская горка“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Альпийская горка рассматривается и как самостоятельный объект для наблюдений, имеет познавательное и эстетическое значение. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей.
Введение.
Весной цвели у нас мимозы
Но не хватает уголка
Для низкорослого цветка.
Построим горку из камней
Цветы посадим мы на ней.
Посмотрите у нас тут
Цветы садовые растут.
Актуальность темы:
Современное оформление парков, скверов и приусадебных участков требует современного подхода к её оформлению. Одним из современных веяний является использование для их оформления Альпийские горки. Так в нашей группе «Непоседы» возникло желание сделать альпийскую горку на нашем участке, чтобы радовать не только нас, но и окружающих. Это придаст совершенно новый, современный вид нашему цветнику.
Цель проекта : познакомить детей с одним из способов украшения
ландшафта – альпийской горкой. Закрепить знания детей о первоцветах,
их строении и отличительных признаках. Познакомить детей со свойствами камней, почвы;
Образовательная область: экологическое воспитание.
Задачи проекта.
Образовательные задачи:
Познакомить с устройством альпийской горки, разнообразием используемых камней.
Закреплять представления детей о камнях: размеры, их образование в природе, камни как объект скопления различных насекомых.
Уточнить знания о приемах правильной пересадки и уходе за растениями.
Развивающие задачи: Развивать воображение, память, мышление.
Воспитательные задачи :Воспитывать умение создавать красоту, замечать ее и оберегать. Формировать навыки работы в команде, умение и желание согласовывать свои взгляды, предложения с другими детьми.
Предварительная работа:
Просмотр слайдов «Альпийские горки», иллюстраций, фото с изображением Альпийских горок.
Вид проекта : познавательно – информационный.
Продолжительность проекта : долгосрочный, с 01.06 по 30.08.2016 г.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
1. Обогатить опыт по экологическому воспитанию.
2. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.
3. Создание атрибутов к видовой точке «Альпийская точка».
4. Закрепили знания детей о первоцветах, их строении и отличительных признаках.
5. Познакомили детей со свойствами камней, почвы;
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный :.
I этап: Поисково-исследовательский
• Разработка проекта
• Составление паспорта «Альпийская горка»;
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме "Альпийские горки"
• Поиск информации о ландшафте и растениях, которые растут на камнях.
•Рассматривание Альпийской горки, получение знаний об уходе за растением, срезка сухих цветов.
2. Основной (практический) этап:
Образовательные области :
Познавательное развитие
Беседы: «Альпийская горка или альпинарий»,
«Что такое современная Альпийская горка».
«Для чего нужна почва»
«Почва – «живая земля»
«Эти загадочные камни»
«Альпийская горка и её обитатели»
Дидактические игры: «Что лишнее»
«Найди что опишу»
«Отгадай что за растение
«Каждое растение на своё место»
«Найди свой камешек»
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование красками, карандашами, мелками растений растущих на Альпийской горке;
Волшебные превращение камней» (рисование по замыслу).
Лепка «Разноцветные камни из пластилина».
Конструирование цветов из пластиковых стаканчиков.
Рассматривали журналы «Домашние цветы», «Цветоводство», о ландшафте и растениях, которые растут на камнях.
Сочинение рассказов и сказок.
Читали стихотворение
Е. Серова «Садовод».
«О чем мечтает садовод?
В его мечтах весь мир цветет.
И люди, глядя на цветы, становятся добрее.
Пусть эти славные мечты исполнятся скорее».
Провели пальчиковую гимнастику «Цветок» :
Вырос на окне утром весенним.
Раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье.
Дружно дают под землей корешки.
Наблюдения.
Экспериментирование (проведение опытов).
-показать, что в почве есть вода.
-показать, что в почве есть воздух.
-показать, что при сжимании комочка земли из него как бы уходит воздух.
Подвижная игра"Стоит гора-старушка","Гора и камешки"
Беседа с детьми.
"Альпийская горка и ее обитатели"
Цель: познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой; показать сочетание разных оттенков зелени, ярких цветов и серых камней, помочь увидеть красоту окружающего мира.
Ход наблюдения
1. Наблюдение за альпийской горкой осенью.
Воспитатель :- Ребята, давайте обойдм нашу альпийскую горку, посчитаем,
сколько у не углов
Дети: Четыре.
Воспитатель :- Как вы думаете, почему она называется горкой, а не просто
клумбой?
Дети: У не есть возвышение.
Воспитатель :- Для чего на горке разложены крупные камни?
(предположения детей).
Воспитатель : -Камни уложены так, чтобы композиция выглядела красиво.
Крупные камни хорошо прогреваются, долго сохраняют тепло, поэтому
теплолюбивым растениям возле них хорошо живтся. Альпийская горка
очень хорошо прогревается солнцем, поэтому снег с не сходит в первую
очередь, и мы ждм появления первых цветов.
Воспитатель : -Ребята, когда по утрам вы идте в детский сад, то многие из вас
ведут родителей к альпийской горке, обходят е несколько раз,
показываете маме красивые цветы. Вам нравится любоваться альпийской
горкой?
Дети: Да.
Воспитатель : -Но красотой растений мало любоваться, надо ещ знать их, уметь
за ними ухаживать и беречь их.
Обратите внимание на изящную форму каменной розы или молодило – суккулент из рода толстянковых, абсолютно неприхотливое растение, уход за которым не составит труда ни на участке, ни в домашних условиях. Благодаря своей способности адаптироваться к любым условиям, его еще называют "живучкой".
Это житель на нашей горки. Посмотрите, как этот цветок нежен на фоне камней.
Следом за молодило зацветает ЧИСТЕЦ ШЕРСТИСТЫЙ- это многолетнее растение с толстыми продолговатыми листьями, которые сужаются к основанию. Они словно покрыты светло-серым пушком, что придает им особую привлекательность и декоративность. Недаром многолетник в народе называют "заячьи ушки".
Цветы у чистеца мелкие, сиреневые или лилово-розовые, в плотных колосовидных соцветиях, расположенных на длинных цветоносах. Цветет чистец шерстистый в июне-сентябре. Оттого что цветоносы длинные, они часто полегают от дождя. Чтобы растение выглядело декоративно, цветоносы лучше заранее, на стадии бутонизации, обрезать.
Незаменим чистец шерстистый на Альпийских горках. Этот серый и пушистый многолетник - просто находка при создании бордюров. Кроме того, чистец шерстистый служит отличным фоном для других растений.
В конце мая на фоне коричневой земли кустик ПЕТУНЬИ выглядит очень нежно. Мы любим е разноцветную окраску цветка и яркую зелень листьев. Петуния теплолюбива, особенно в молодой период. При поливе хорошо растут, но не переносят застоя воды в почве
В щелях между камнями уютно устроился СЕДУМ СТЕЛЮЩИЙСЯ.
Седум стелющийся – низкорослое, травянистое растение, образующее плотный ковер на поверхности земли благодаря своим коротким стеблям, которые покрыты черепитчато расположенными, яйцевидными, по краям реснитчатыми листьями, который в молодом возрасте зеленые, а в последствии становятся с заметным красноватым оттенком. В апреле появляются светло-желтые цветки, которые заметны на растении до середины июня.
Цветение и развитие этих многолетних растений будут происходить гораздо лучше, если в посадочный грунт добавить немного известнякового щебня, гравия, песка и торфа. Осуществляя посадку камнеломок, обеспечьте им хорошую дренажную систему, поскольку большое количество влаги может стать причиной гибели растений.
Так же на нашей горки расположился МОЛОЧАЙ КИПАРИСОВЫЙ
Молочай кипарисовый - многолетнее травянистое растение; Растёт в сосновых лесах, на склонах, холмах, залежах, полях, сорных местах и песчаных почвах. Многолетнее растение 15—30 см высотой, серовато-зелёное. Цветки душистые, листочки-покрывальца желтоватые с пурпуровым оттенком. Цветет в мае-июне, осенью — вторично. Месторасположение: хорошо растет на открытых или слегка затененных местах. Если посадить в тенистом месте, то появится много отростков, но цветение будет скудным.
НАБЛЮДЕНИЕ НА ПРОГУЛКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
"ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ КАМНИ"
Цель: Развивать познавательную активность детей методом экспериментирования в процессе знакомства с камнями для альпийской горки.
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребята отгадайте загадку
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий —
в ладошке лежать.
Тяжелый, большой -
одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети. Камень
Воспитатель. Правильно ребята. Я хочу познакомить вас с камнями которые находятся на нашей альпийской горке. Посмотрите сколько камней на ней. Все они такие разные. Каждый по- своему хорош. Какие вы видите камни?
Дети: Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холодные.
Воспитатель. Как вы думаете, камень тверже дерева? А как мы можем это проверить. (может быть какие то предметы со стола нам помогут) - проводится опыт – вбить гвоздь в камень и брусочек из дерева. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево, а в камень вбить невозможно.) Ну что, смогли мы забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? (Ответы) Какой можно сделать вывод?
Дети. Камень тверже дерева.
Воспитатель. Булыжник - распространенный природный камень. Этот камень имеет чаще всего овальную форму, которая приобретается под влиянием природных условий и механических воздействий. Булыжник называют валунным камнем. Это нерудный материал. Чаще всего булыжник используют как декоративный элемент в ландшафтном дизайне. Мостовые, вымощенные этим камнем, красивы и долговечны.
Применение булыжника
Декоративные свойства булыжника по достоинству оценены дизайнерами. Дорожки во дворе, стенки бассейна или искусственного водоема, вымощенные булыжником, будут радовать своей красотой и практичностью долгие годы.
С помощью этого камня могут быть оформлены заборы, колодцы, большие террариумы и аквариумы, лестницы. В сочетании с другими видами натуральных камней можно создавать неповторимые мозаики. Булыжник прочен и долговечен в эксплуатации. Камни правильной округлой формы, как правило, пользуются большим спросом.
Воспитатель : Интересно, а как камень и дерево будут себя вести в воде? (Перед детьми сосуд с водой, предоставляется возможность опустить дерево в воду. Затем опустить в воду камень. Что произошло? (Камень тонет, он тяжелее воды; Дерево плавает, оно легче воды)
А теперь достанем камень из воды. Каким он стал? (Мокрым) Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? (Цветом. Мокрый камень темнее)
Как вы, думаете где ещё кроме моря и реки можно увидеть камни? (на дороге, в лесу, в аквариуме, в горах)
Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как? (Ответы-предположения)
физминутка
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Воспитатель : Вот сколько интересного мы узнали про камень- булыжник.
Ребята, на земле ещё очень много других интересных камней, узнать о которых вы можете от родителей, воспитателей, из познавательных книг и телепередач.
БЕСЕДА "ПОЧВА - ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ"
Воспитатель : Сегодня мы с вами отправимся в гости к обитателях подземной страны.
В эту страну не идут поезда,
И самолёт не летает туда.
Как же в эту страну нам попасть?
Страну, до которой рукою подать!
Почва – самый верхний, плодородный слой земли.
Как возобновляется почва? Откуда она берет силы, чтобы «накормить» такое огромное количество различных растений? Кто ей помогает оставаться плодородной?
Срез земной поверхности.
Оказывается, у нас под ногами, в почве, обитает громадное число разнообразных животных. Все они трудятся над созданием плодородного слоя земли. Одни перерабатывают остатки живых организмов, попадающие в почву, — мельчат, дробят, окисляют, разлагают на составные вещества и создают новые соединения. Другие перемешивают поступающие вещества с почвой. Третьи прокладывают ходы-коллекторы, обеспечивающие поступление в почву воды и воздуха.
Дождевой червяк. Очень важная работа у червяка. Он делает почву!
Дождевые черви, выносят землю из нижних слоев почвы, постоянно перемешивая гумус с минеральными частицами. Ходы дождевых червей облегчают корням растений проникать в глубь почвы.
Поедая погибшие растения червяки перерабатывают их в плодородный для земли продукт
Работа дождевых червей в природе очень важна!
Но не одни червяки делают почву, им помогают и другие обитатели подземной страны…
Муравьи.
Муравьи играют большую роль в жизни почвы.
Строя муравейники, они перемешивают разные слои почвы, рыхлят её.
За 8 — 10 лет в районе своей деятельности муравьи полностью заменяют верхний слой почвы
Крот. Практически всю жизнь он проводит под землей. Голова, сразу переходящая в туловище, напоминает клин, которым крот расширяет свои ходы, расталкивает по бокам землю, разрыхленную лапами, которые превратились в своеобразные лопатки. Короткая мягкая шерсть позволяет ему без труда двигаться вперед и назад. Галереи-кротовины, проложенные им, тянутся на сотни метров. На зиму кроты уходят вглубь, где земля не промерзает, вслед за своей добычей — земляными червями, личинками и другими беспозвоночными обитателями почв.
Землеройка.
Норы грызунов-землероев — сурков, слепушонок, слепышей, сусликов, тушканчиков, полевок — тоже способствуют изменению состава почвы.
На плодородных почвах всегда яркая и обильная растительность.
Поля дают богатые урожаи.
Без матушки-земли ничто живое жить не сможет, недаром наша– планета, наш общий дом называется Земля
Воспитатель - Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали.
ФИЗМИНУТКА.
РАЗ – и стану я Землёй, -
Посмотрите я какой.
Очень сильный, очень крепкий,
Очень добрый и большой.
Два – и в миг я глиной стану,
На ботинки к вам пристану,
Если дождик во дворе –
Не ходите вы по мне!
Три – сейчас я холм зыбучий,
Очень жёлтый и сыпучий,
Осторожней, люди, будьте,
Если вы не на верблюде!
А четыре – камни мы,
Крепкие ребята.
И бросать в окошко нас, Никому не надо.
Пять – я почва – верхний слой,
Дружат травы все со мной,
И деревья, и кусты,
Червяки, жуки, кроты.
Всем живущим говорю:
“Чтите матушку свою!”
Наша круглая планета называется ЗЕМЛЯ,
Все живущие под солнцем –
Братья нам и мы друзья!
Дидактические игры для ознакомления детей с растениями альпийской горки.
1."НАЙДИТЕ, ЧТО ОПИШУ" :
Цель игры: называть растение после его описания.
Игровое действие: поиск растений по описанию отличительных признаков.
Правило: назвать растение можно только по описанию.
Оборудование: 3-4растения растущих на территории детского сада, например: петунья, анютины глазки, традесканция и т. д.
Ход игры: воспитатель описываетт растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого из них. Дети внимательно слушают рассказ воспитателя. Затем он предлагает кому-либо из ребят показать растение и назвать его.
2."ОТГАДАЙТЕ,ЧТО ЗА РАСТЕНИЕ"
Цель игры: загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Игровые действия: загадывание и отгадывание загадок о растениях.
Правила: назвать растение можно только после описания его отличительных признаков. Описывать в принятом порядке.
Ход игры: растения стоят на своих обычных местах. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать одно из них и описать так, чтобы все дети узнали и смогли сказать, что это за растение. Педагог напоминает дошкольникам последовательность описания: прежде всего надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить, какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие или толстые, описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, окраску (темно-, светло-зеленый, пестрый, с полосками, пятнышками). Далее надо остановиться на том, есть ли цветы, сколько их на цветоножке, как окрашены. Когда дети угадают растение, можно предложить им найти в групповой комнате представителей растений данного вида.
3 "УЗНАЙ РАСТЕНИЕ"
Цель игры: соревнование, кто быстрее найдт растение по названию.
растение.
Правила: найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
Ход игры: растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям : «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку. Тому, кто наберет фишек больше, в конце игры присвоим звание: «Знаток природы».
Примечание: подобная игра знакома старшим дошкольникам (они играли в средней группе). Тогда в игру включалось 3-4 растения с резко отличительными признаками. В старшей и подготовительной к школе группе ребенку предлагается найти растение из 8-10 и указать характерный признак, по которому определил его.
4"КАЖДОЕ РАСТЕНИЕ - НА СВОЁ МЕСТО"
Цель: упражнять в знании условий произрастания комнатных растений.
Материал: картинки с изображением комнатных растений, иллюстрации разных условий произрастания растений (джунгли, болото, пустыня).
Ход игры: воспитатель напоминает, что в природе разные растения растут в разных условиях: в жарких джунглях, около воды, в сухих пустынях, и предлагает положить картинки комнатных растений к картинкам с местами их произрастанием.
6 "НАЙДИ СВОЙ КАМЕШЕК"
Цель: Развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Методика проведения: Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его, внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.