Людмила Михеева
Проект по экологическому воспитанию детей в средней группе «Колокольчики» на тему: «Берёзка — русская краса»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1191»
ОГРН 1037733057262, КПП 773301001, ИНН 7733181390
125430, г. Москва, ул. Митинская, д. 48/2 Tel./fax. 8(495)751-68-71, Tel. 8(495)794-25-34, E-mail : 1191@edu.mos.ru
Проект
по экологическому воспитанию детей
в средней группе "Колокольчики"
на тему : "Берёзка - русская краса"
Воспитатели : Михеева Л. Г.,
Колотинская Р. И.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей в средней группе „Колокольчики“ на тему: „Берёзка — русская краса“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Колокольчики и колокола
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Москва 2016г.
Проект в средней группе на тему :
"Берёзка - русская краса"
Тип проекта : познавательный
Продолжительность:долгосрочный (с 01.10.2015г. по 31.05.2016г).
Участники проекта :
• воспитатели группы;
• воспитанники средней группы;
• родители воспитанников
Актуальность
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами — дошкольными работниками.
В «Концепции дошкольного воспитания» указывается на то, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности.
Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение, мнение, а также понять и принять позицию другого.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу, умеют наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи:дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовью к Отечеству. «Рыбе - вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Современные городские дети редко общаются с природой. Они неплохо знают растения, животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
С чего начинается Родина? А может она начинается с той березки, которая растет на территории нашего детского сада, во дворе нашего дома?
Красавицей русских лесов называют люди березку. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев, символ и гордость русского народа. Это «счастливое» дерево оберегает от зла, приносит удачу и благополучие в семьи. В старину березу называли «дерево четырех дел». Первое дело – мир освещать, второе – крик утешать, третье – больных исцелять, четвертое – чистоту соблюдать.
Для русского человека нет дерева роднее и милее. Березка вызывает в нас чувства, созвучные щедрой и отзывчивой русской душе! Нет дерева в России, которому так повезло бы в фольклоре, литературе, живописи, музыке. Береза приносит людям радость и свет!
Поэтому в наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимую красоту нашей природы.
Проблема:
1. Дети проявляют большой интерес к природе, но не всегда понимают, что своими действием / бездействием могут принести ей вред.
2. Недостаточные знания о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее роли в жизни человека (оздоровительной, хозяйственной и эстетической).
Цель: формировать познавательный и исследовательский интерес детей, воспитание чувства гордости и любви к русской берёзке.
Задачи:
1. Расширять представления детей о берёзе, её особенностях и отличиях от других деревьев; показать её красоту в любое время года
2. Прививать умение отражать свои знания и впечатления в художественно – эстетической и игровой деятельности.
3. Знакомить детей со стихами, сказками, песнями, поговорками, приметами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с берёзой.
4. Развивать познавательный интерес, творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки.
5. Способствовать накоплению детьми змоционально - позитивного опыта общения с природой.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней.
Ожидаемый результат:
Мы предполагаем получить результаты в области экологического воспитания детей :
• приобретение умения бережного отношения к березе, как живому объекту мира природы;
• приобретение знаний о пользе берёзы;
• формирование представлений у детей о берёзе, как почитаемом дереве в России, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается образ берёзы;
• формирование умения видеть красоту окружающего мира;
• формирование представлений о явлениях и закономерностях в природном мире;
• привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
Кроме того, предполагается развитие познавательной активности детей, их эмоциональное развитие в целом, формирование умения логически мыслить, обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, приобретение навыков работы, участия в совместной деятельности со взрослым, с другими детьми.
Формы работы:
Деятельность педагога:
- беседы;
- познавательные рассказы воспитателя;
- интегрированные занятия;
- чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
- использование иллюстративного материала (плакаты, сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
- музыкальные игры.
Деятельность детей :
- экспериментирование;
- речевые игры, описательные рассказы;
- дидактические игры с предметными картинками;
- подвижные игры;
- игры с мячом;
- художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
- музыкальная, театрализованная деятельность;
Взаимодействие с родителями воспитанников :
- консультации, рекомендации, памятки;
- совместная и самостоятельная практическая деятельность;
- совместные мероприятия.
Этапы проекта :
Подготовительный:
- Определение объекта изучения.
- Постановка целей и разработка содержания учебно-воспитательного процесса в рамках проекта.
-Сбор информации, подбор иллюстративного материала, художественного слова и музыки по теме проекта.
Практический:
1. Для систематизации и планирования непосредственной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности детей мы разработали перспективный план наблюдений за берёзой. (Приложение №1)
2. Прогулки, экскурсии на участке детского сада (Приложение №2,№3)
3. Наблюдение за берёзой в разное время года. (Приложение № 4)
4. Исследовательская деятельность: обследование и рассматривание листьев: (Приложение №5)
- определение формы: круглые, овальные, резные;
- окраска : оттенки зелёного, жёлтого цвета;
- величина: мелкие, крупные, средние листья;
-поверхность листа: гладкий, ворсистый, блестящий – не блестящий;
- плотность и толщина листьев;
- рассматривание коры, веток, почек берёзы;
- сравнение берёзы с другими деревьями.
5. Экспериментирование: рассматривание бересты под лупой.
Программное содержание: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это –бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву
6. С целью закрепления знаний детей о внешнем виде берёзы в разное время года, уточнения знаний о последовательности сезонного развития дерева, проводили индивидуальные и групповые дидактические игры :
- "Разложи по порядку";
- "Когда это бывает?";
- "Что сначала, что потом?";
- " Листочек, лети ко мне", и др. (Приложение № 6)
7. Труд в природе:
-Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев
- Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега
8. Беседы с детьми о берёзе, о её оздоровительной, хозяйственной и эстетической роли в жизни человека. (Приложение №7, №8)
9. Работа с художественной литературой:
Чтение сказок: русская народная сказка "Как коза избушку построила", "Как листочек берёзу спас", "Почему берёзка тянется к солнцу?", "Сказка о двух берёзках", "Сказка про осеннюю берёзку"; рассказы о берёзе : В. Бианки "Волшебная берёза", Л. И. Горшкина "Берёза", Г. Скребицкий "Передышка"; чтение стихов, поговорок; разгадывание загадок;
10. Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций, открыток ( Приложения: Презентация "Берёзы России", презентация "Русская красавица в образах художников").
11. Совместная деятельность воспитателя с детьми через непосредственную образовательную деятельность:
- сочинение "Сказки про берёзовый листочек", изготовление книги по сказке, рассказывание сказки другим детям;
- изготовление книги о пользе берёзки "Белая берёза";
- обрывная аппликация "Золотые берёзки"; (Приложение № 9)
- обрывная аппликация "Русские берёзы";
- коллективная работа: рисунки- аппликация "Осенняя берёза", "Дуб", "Клён"; (Приложение№10)
- коллективная работа по объё мной аппликации: "Заснеженная берёзовая роща";
- нетрадиционная техника рисования: "Белая берёза под моим окном"; (Приложение №11)
- пластилинография "Зимняя берёза";
- конструирование: макет "Белоствольная берёза";
- изготовление наряда для куклы "Берёзка Алёнка";
- конструирование из бересты, ореховой скорлупы и пластилина "Лодочки с парусом";
- поделки с использованием бересты для мини - музея "Берёзка"; панно: "Цветы", "Снегири", "Ромашки"; игрушки: "Собачка", "Куклы"; картина "Снегири на бересте";
- раскраски про берёзу.
12. Совместная деятельность с родителями:
- консультации для родителей: "Экологическое воспитание в семье", "Целебные свойства берёзки" (Приложение12), " Досуг с ребёнком на природе"(Приложение №13)
- рекомендации для родителей: "Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой"
- подбор иллюстраций, открыток, фотографий, вырезок из журналов, загадок, пословиц и поговорок о берёзе.
- участие в сборе и в изготовлении экспонатов для мини - музея "Берёзка";
- участие в выставке книжек - малышек о берёзе;
- экскурсия семьи в берёзовую рощу "Наш воскресный выходной"
Заключительный:
1. Создание мини - музея "Берёзка"
2. Выставка творческих работ по теме: «Такая разная берёзка»
3. Изготовление книжек - малышек: «Люблю берёзу русскую»
4. Конкурс чтецов «Люблю березку русскую».
Итоги проекта
1. У детей повысился уровень познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
2. Развивались умения экспериментальной, исследовательской и практической деятельности.
3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
4. Обогатился и активизировался словарный запас детей.
5. У детей и их родителей повысился уровень экологической культуры.
Кроме того реализация проекта "Берёза - русская краса" научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дети рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
Приложения:
1. Перспективный план наблюдений за берёзой.
2. Экскурсия по территории детского сада "Русские берёзки".
3. Экскурсия по территории детского сада "Что мы знаем о берёзке".
4. Конспекты наблюдений за берёзой.
5. Исследовательская деятельность во время прогулки.
6. Дидактические игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками.
7. Конспект: "Познавательная беседа "Русская берёза".
8. Конспект беседы: "Какую пользу приносит берёза".
9. Конспект нод по аппликации " Золотые берёзки"
10. Конспект нод по экологическому воспитанию :"Как листочек берёзу спас".
11. Конспект нод по изодеятельности "Белая берёза под моим окном".
12. Консультации для родителей: "Экологическое воспитание в семье", "Целебные свойства берёзки"
13. Консультация для родителей " Досуг с ребёнком на природе".
Список использованной литературы:
1. Багрова Л. А. «Я познаю мир. Растения» - детская энциклопедия. Москва: «АСТ»,1998г.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2003г.
3. Интеренетресурсы:WWW.MAAM.RU, Mail.ru.;
https://shkolazhizni.ru/world/articles/15226/,
https://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/rasskaz/podarok.htm
4. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2005г.
5. Рыжова Н. «Наш дом – природа» : об экологических пособиях для детей.
6. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа, - М. : Мозаика - Синтез, 2015.
7. https://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" >Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ» Творческий центр «Сфера». Москва 2008г.
8. Шорыгина Т. А. «Деревья, какие они?» Москва 2010г.
Художественная литература для детей.
1. Е. Трутнева «Осень»,
2. С. Есенин «Белая береза»,
3. Ф. Тютчев «Первый лист»,
4. А. Прокофьев «Люблю березку русскую».
5. В. Рождественский «Березка»,
6. Ф. Сологуб «Письмо – жалоба Березы»,
7. П. Воронько «Березка»,
8. И. Радужная «Зимний сон берез»,
9. Русская народная песня «Во поле березонька стояла»,
10. Русская народная песня «Береза моя, березонька…»,
11. Русская народная песня «Ой, березка, моя зелененькая…»,
12. Б. Заходер «Почему деревья не ходят?»,
13. В. Бианки «Лесная газета», «Волшебная береза»,
14. В. Зотов «Береза» (кн. «Лесная мозаика»,
15. https://www.playcast.ru/uploads/2015/09/24/15182706.png" >С. Воронин «Моя береза. Летом. Осенью. Зимой. Весной»,
16. А. Лопатина «Мудрость дерева», «Жизнь дерева»