Татьяна Сердюк
Работа с родителями по экологическому воспитанию. Родительское собрание в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Пояснительная записка.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу задачу по воспитанию экологических основ. В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план. Почему эта проблема стала актуальной? Причина – в деятельности человека в природе. Часто безграмотная точка зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот почему, так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании дошкольников. Наша задача – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура – это знания, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться её красотой и многое другое). В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используем, как традиционные формы работы : это родительские собрания, консультации, беседы. Так и нетрадиционные: это деловые игры, круглый стол в форме дискуссии, памятки, рекомендации, шпаргалки для родителей, домашнее задание, телефон доверия, совместные праздники, субботники. Работу проводим в двух направлениях: педагог – родитель, педагог – ребенок – родитель. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат, статус семьи). По результатам анкетирования, бесед, посещения семьи на дому, объединяем родителей по группам. Традиционные формы работы рассчитаны на большое количество людей и не всегда достигает целей, которые мы перед собой ставим. При выборе форм общения с родителями надо помнить : нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например: при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» воспитатель проводит предварительное анкетирование, дает задание на дом, приглашает на открытое занятие в группу. С целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием. Родительское собрание мы можем начать с проведения КВН между командами родителей и детей, затем после ухода детей провести дискуссию с родителями, проанализировать данное мероприятия, сделать выводы, поставить перед родителями определенные задачи. Можем предложить родителям серию наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушайтесь к голосу птиц, полюбуйтесь красками заката, рассмотрите красоту цветка.
Публикация «Работа с родителями по экологическому воспитанию, Родительское собрание в подготовительной группе» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. На занятиях, прогулках в индивидуальной работе с детьми мы не только учим, но и на практике показываем как нужно вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Мы предложили родителям домашнее задание, совместно с детьми составить правила поведения в природе. И придуманные правила должны соблюдаться. В работе с родителями по экологическому воспитанию, для приобретения опыта поведения в природе используем экологические ситуации. Например: Дети принесли домой ёжика, когда были на прогулке в парке. Хорошо ли это для ёжика? Человек не сможет обеспечить необходимые для жизни условия. Дикое животное должно жить на воле. В беседе с родителями предлагаем словесные ситуации. Например: На ваших глазах ребенок взял камень и начал бросать в птиц. Дайте оценку этому поступку? Как бы вы поступили? Что надо делать, когда встречаете птиц? Надо ли помогать птицам? Как? В итоге вместе с родителями надо сделать вывод : показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение в природе, но и его участие. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка. Эффективной формой работы с родителями является, круглый стол. «Воспитание доброты к природе». Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель – заинтересовать. Поэтому для родителей целесообразно организовать дискуссию. Еще одно форма работы с родителями это памятки, рекомендации, шпаргалки, домашнее задание, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители должны получать ответы на интересующие их вопросы. Например: что рассказать ребенку, чему его научить, на что обратить внимание. Воспитатель может предложить родителям серию вопросов, которые они будут решать с родителями на природе. Можно знакомить родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями. Например: проверь свои наблюдения и расскажи детям. На открытых мероприятиях с детьми и родителями. Например: «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра воспитатель проводит беседу с родителями. Может дать им конкретные советы, порекомендовать родителям, совместно с детьми зарисовать о природе, рассмотреть картины и иллюстрации о природе, посмотреть телевизионные передачи о животных. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологического воспитания. В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху подсовывали кошку, Если, он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел, если обходился с кошкой грубо – настораживались, так как по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЭКОЛОГИЯ И МЫ»
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.
1. Выступление на тему: «Экология и мы»
2. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»
3. Совместная выставка рисунков «Доброта к природе» (домашнее задание).
4. Памятки для родителей. «Словесные игры по экологическому воспитанию для разучивания и занятий с детьми дома».
5. Рекомендация для родителей. «Лечение чесноком».
Ход СОБРАНИЯ.
Уважаемые родители сегодня мы собрались, чтобы вместе обсудить вопросы воспитания наших детей в частности «Воспитание любви к родной природе в семье». Мы рады, что Вы откликнулись на наше предложение пообщаться, ведь только совместными усилиями можно добиться желаемых результатов.
Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка, уйдя в школу, он унесет в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателем, но при этом навсегда останется с родителями. А вот когда ребенок вырастет, кого увидят состарившиеся родители рядом с собой : доброго, заботливого или жестокого, равнодушного человека? Это прежде всего зависит от самих родителей. Недаром пословица гласит: «Умел дитя родить, умей и научить». Родители должны определить для себя цели воспитания, каким они хотят видеть своего ребенка?
Предлагаю Вам ответить на ряд вопросов, которые помогут нам в дальнейшей работе с детьми.
За последние десятилетия мир очень сильно изменился. Ни для кого не секрет, что на Земле существуют экологические проблемы, угрожающие здоровью и жизни людей.
Как Вы думаете, почему это произошло, в чем причина?
С загрязнением окружающей среды.
С сокращением площади лесов.
С опустынивание почвы, ее засорение.
С изменение климата.
С озоновые дыры.
С этими проблемами тесно переплетаются проблемы, которые связаны с жизнью людей: это проблемы энергетики, транспорта, здоровья и питания.
Трудно найти человека равнодушного к родной природе.
В наставники себе я взял природу-
Великую из всех учителей.
С помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребенка: расширять его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитания желание помогать делом.
У природы человек учится красоте, чувству меры, добра, справедливости.
Как же приобщать ребенка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение.
Прежде всего, надо сталкивать ребенка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустом, кошкой и птицей. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает Загадать загадку о природе, поискать приметы времени года. Прочитать стихотворение, вспомнить песню. Встреча с природой должна быть для ребенка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить. Чуткая детская душа, которая с детства познала чувство наслаждения красотой природы, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера.
Сколько бы мы не проводили бесед о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребенка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Что, прежде всего нам поможет? (ответы родителей) Да, это прогулки и разнообразные наблюдения, труд в природе. А в дальнейшем разнообразные походы в лес, на луг, в поле, к реке. Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащая детей новыми знаниями, которые являются основой сознательного отношения к ней, а также развивают у них чувства прекрасного. Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей, например: в зимний период – подкормить птиц, стряхнуть снег с веток деревьев. Весной развешивать скворечники. Осенью собирать корм для птиц и т. д.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребенка. На природе Вы не только можете отдохнуть и прекрасно провести время, а также и пообщаться со своим ребенком, понаблюдать за бабочкой, жуком, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток чистого и свежего воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.
А какое отношение к природе вы можете воспитывать в детях?
Как часто вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребенком?
(ответы родителей)
1. Конспект выступления на тему: «Экология и мы».
Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в еще большей степени, ведь он ещё учиться управлять собой, чтобы изменить окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношению окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня – воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения. Физическая активность ребенка – естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедура закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании. Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение,имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такое абстрактные слова, как «духовность», «нравственность», в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения. Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология, чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам.
Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявлять свои чувства, рассказывать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить – все это можно рассмотреть как экология чувств, как поведение, сберегающие собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.
Экология пространства – это тоже обучающая ситуация: не сорить, не шуметь, эстетическое оформление помещения, не зашумленная обстановка (гармония линий, красок, стиля чистота и порядок, отсутствие лишних вещей и предметов). Культура грамотности звука (речи, музыки, телевизора и другое).
Если внимательно относится к потребностям ребенка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которое прилагает ребенок, чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людей. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путем расширения прав ребенка: награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребенок уже вполне «взрослый». Наказание должно носить, пожалуй, ещё более творческий характер, ибо обычно оно фиксирует поступок, а должно направляться на внутренние причины, приведшие ребенка к ошибочному действию. Тогда – то и оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует много терпения, мудрости от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получило подкрепления. Фиксируя своё внимание на поступке ребенка, мы тем самым фиксируем и внимание ребенка на этом действии, таким образом, осуществляется и тренировка того, чего на самом деле хотим избежать. И тогда малыш быстро усваивает, что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым поведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются. Взрослые часто убеждены, что так и должно быть – ребенок обязан быть хорошим, знать, как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания. Для ребенка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрослого к поступкам малыша, который в чём – то преодолел себя, поборол, например, желание что – то оставить только себе!
Поощрять можно и нужно все стороны поведения малыша. Воспитывает ребенка не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).
2. АНКЕТА
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»
Ф. И. О___
Возрастная группа___
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?
___
___
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___
___
3. Интересует ли Вас данная проблема?___
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в МДОБУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? В чем это проявляется? ___
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ___
6. Поддерживаете ли вы проводимую в детском саду работу по экологическому воспитанию дошкольников?___
7. В чем это проявляется? (беседовали с ребенком о природе, оборудовали дома уголок природы, приобрели животных, подкармливаете птиц, ходите с ребенком на экскурсию в природу, проводите наблюдения с детьми за природными объектами, сажаете деревья, цветы, охраняете природу и другое). Нужное подчеркнуть. ___
8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе? ___
9. Нужно ли это делать? ___
10. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме?
11. как Вы оцениваете работу ДОУ по данному вопросу?___
12. Ваши предложения, пожелания. ___
___ СПАСИБО!
4. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ПОСЛУШАЙ СТИХОТВОРЕНИЕ И СКАЖИ, ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ.
1. Ходим, ходим по лужку, (Как выдумаете, что нам
Собираем по цветку, не нравится в этом стихотворении
Красный, белый, синий цвет (нельзя рвать цветы)
Замечательный букет.
2. Я кузнечика словил (нельзя ловить насекомых – они погибнут)
В банку с травою посадил,
Пусть покажет, как трещит
Как усами шевелит.
3. В лес зеленый я пойду. (нельзя брать никого из лесу домой)
Зайку серого найду,
Принесу его домой
Будет этот зайка мой.
ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬ ДОРОГУ,
ЗАДАЧА. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а так же определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу на лугу и в других природных сообщениях.
ИГРОВОЕ ДЕЙСТВИЕ.
Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор.
Ход ИГРЫ.
1. На первой тропинке – тлеющий большой костер.
2. На второй тропинке, можно наступить на муравейник.
3. На третьей, узкой тропинке, между деревьями паук сплел паутину.
4. На четвертой тропинке растет кустарник, а на нем гнездо с птенцами.
Дети обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но сначала нужно потушить костер.
ВЫУЧИ СТИХОТВОРЕНИЕ С РЕБЕНКОМ.
Деревья украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи соловьи
Ни звери, ни ягоды, ни грибы.
Ни люди, ни птицы, и не слоны,
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
5. РЕКОМЕНДАЦИЯ
для родителей «Лечение чесноком»
Чеснок растет в средней полосе, и на жарком юге. Он был хорош еще в древности. Чеснок упоминается в Библии и Коране в качестве овоща, имеющего ритуальное значение. В Европе ежегодно в январе зубки чеснока вешали на деревьях церкви, чтобы избавить прихожан от болезней. И сейчас чеснок пользуется большой популярностью в качестве профилактического средства, предохраняющего от различных инфекционных заболеваний. Во время эпидемии гриппа ставят блюдечки с нарезанным чесноком, который ежедневно меняют.
Но чеснок не только убивает вирусы. Он избавляет от глистов, улучшает сердечную деятельность, стимулирует пищеварение и т. д.
Луковицы чеснока используют как в свежем виде, так и в виде различных препаратов, вырабатываемых фармацевтическими предприятиями.
В народной медицине кашица из чеснока заменяет горчичники при головных болях и болях в груди. Мазь или сок чеснока применяют при бородавках, мозолях. При застарелых гноящихся язвах употребляют настой чеснока на уксусе.
Чтобы от вас не пахло чесноком, достаточно пожевать кусочек свежего корня петрушки или квашеную капусту. Запах пройдет, а польза останется.
РЕЦЕПТЫ.
1. При простудных заболеваниях рекомендуется кашицу чеснока смешать 1:4 по весу с медом. Принимать по чайной ложке каждый час, а при гриппе с насморком перед сном – по столовой ложке, запивая настоем листьев березы.
2. При первых признаках заболевания ангиной, при простуде и гриппе (головная боль, температура, ломота в теле) в стакан свежего морковного сока добавляют 2-3 зубка натертого чеснока и принимают за 40 минут до еды 2 раза в день в течение 2-3 дней. При этом нужно соблюдать постельный режим.
3. С целью профилактики гриппа детям полезно повесить на шею марлевый мешочек с мелко нарезанным чесноком. Поставить рядом с кроватью блюдце с чеснок.
4. Нередко используется сок чеснока при простудных заболеваниях, насморке: нужно смешать 1 часть свежеприготовленного морковного сока, 1 часть растительного масла и 0,3 части чесночного сока и закапывать по 3-5 капель в каждую ноздрю 3-4 раза в день.