Елена Шамина
Проект по экологическому воспитанию детей средней группы на лето «Путешествие в мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии
для детей средней группы
"Путешествие в мир насекомых".
Подготовила: воспитатель Шамина Е. Н.
Вид проекта : познавательно — исследовательский.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Участники проекта : дети 4 -5 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию детей средней группы на лето „Путешествие в мир насекомых“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель проекта : формирование у детей представлений о жизни насекомых,
гуманного отношения к окружающей среде и стремления заботиться о
сохранении природы.
Задачи проекта :
Образовательные:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о
местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах
передвижения, условиях жизни.
- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно-
следственные связи между объектами живой природы.
Воспитательные :
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой
природы.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к насекомым.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Актуальность проекта : В настоящее время проблема экологического
воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не
всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их
неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.
Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы
сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Чтобы
дети не губили насекомых, варварски уничтожая их, необходимо помочь им
понять своеобразие каждого насекомого его уникальность и ценность на
земле.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном
ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей
жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе
общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных
ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Предполагаемый результат:
- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы
- насекомым.
- Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные
признаки.
- Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием
опорной схемы.
- Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым,
бережно относиться к ним и к природе.
– Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать
выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на
полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках
по отношению к ним.
– К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение
родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Продукт проектной деятельности :
Подбор иллюстративного материала по теме, разработка занятий, подбор стихов и загадок о насекомых, рассказ детьми о каком-либо насекомом по схеме, выставка детских работ «Милые букашечки», коллаж: «Эти удивительные насекомые»,
викторина: «Что мы знаем о насекомых», консультация для родителей.
Комплексно-тематическое планирование по теме: «Путешествие
в мир насекомых».
Разработка занятий по ознакомлению детей с насекомыми.
- Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских
энциклопедиях.
- Наблюдения на прогулках за насекомыми.
- Составление рассказов о насекомых с помощью схем.
- Разучивание стихов и песенок о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Беседы на тему: «Какую пользу приносят людям пчелы?», «Правила
безопасности при встрече с насекомыми».
- Упражнения по ФЭМП: «Пересчитай мух», «Каких жучков больше?», «Чего
больше – пчелок или бабочек?». -
Дидактические игры: «Отгадай насекомое», «Собери цветок», «Кто
лишний?», «Закончи предложение», и др.
- Викторина: «Что мы знаем о насекомых?».
- Подвижные игры: «Пчелки и ласточки», «Медведь и пчелы»;
- Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка» и др.
– Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».
Чтение художественной литературы:
- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажжужала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик»,
«Майский жук»).
- В. Степанова «Стрекоза».
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
-Развивающая игра: «Кто, где живет?»
Художественное творчество:
- Рисование (кляксография) : «Необыкновенные красавицы».
- Конструирование из бумаги: «Бабочки - малютки».
- Аппликация: «Стрекозы на лугу».
- Выставка детских работ: «Милые букашечки».
- Коллаж: «Эти удивительные насекомые».
- беседы: «Какую пользу людям приносят пчелы?»
- «Мухи – разносчики инфекций».
- беседы: «Как вести себя на природе».
- «Что надо делать, если укусила пчела или оса?».
Работа с родителями:
- Помощь родителей в заготовке иллюстративного материала и
энциклопедических книг для проекта. -
Организация выставки детских работ: «Милые букашечки».
- Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной
природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
Этапы реализации проекта.
1) Подготовительный этап: подбор иллюстративного материала,
энциклопедических книг и художественных произведений. Разучивание с
детьми стихотворений, загадок, пальчиковых игр, физ. минуток, подвижных
игр по теме. Подбор музыкальных произведений. Изготовление настольных
игр (разрезные картинки, раскраски). Разработка занятий и бесед о
насекомых.
2) Основной этап: работа с детьми: проведение занятий по теме
«Насекомые». Чтение и разучивание стихотворений, песенок, пальчиковых
игр, загадок. Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений.
Чтение книг о насекомых. Наблюдения на прогулке. Рассматривание и
беседы по теме. Создание условий для изобразительной деятельности
детей. Изготовление поделок и творческих работ.
Работа с родителями: привлечение родителей к подбору иллюстративного
материала и энциклопедических книг вместе с детьми; организация
выставки детских работ «Милые букашечки», консультация на тему:
«Воспитание у детей любви к родной природе», изготовление фотоальбома
о насекомых.
3) Заключительный этап: оформление творческой выставки: «Милые
букашечки», проведение викторины для детей : «Что мы знаем о
насекомых?», коллаж: «Эти удивительные насекомые».
Анализ эффективности работы над проектом :
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать
свои впечатления через разные виды деятельности.
Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе,
появилось желание получить больше информации о насекомых.
У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию
насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили
словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4
названия насекомых то к концу – более 10 В ходе экспериментальной
деятельности у детей развивалось воображение, мышление,
сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.
Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в
рисунках и детских поделках.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для
реализации творческих и познавательных способностей у детей, в
организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по
охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные
отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключение работы над экологическим проектом : «Путешествие в мир
насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать
разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную,
познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно-
эстэтическую.
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести
используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и
обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность,
развлечения и др.
ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет
дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети
накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт
их деятельности гуманный характер.
Литература.
1 Алябьева, Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование
и конспекты (Текст) Е. А. Алябьева. : - М. : Сфера, 2005 – 160 с.
2 Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. (Текст) Т. М.
Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007 159 с.
3 Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой» М:
Просвещение 1973
4 Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по
экологическому воспитанию (Текст) Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А.
Обухова. - М. :. Вако, 2008 – 240 с.
5 Компанцева Л. В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» М:
«Просвещение» 1985
6 Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и
педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004 – 320
с.