Наталья Гимонова
Проект по экологии «Влияние окружающей среды на рост и развитие комнатных растений» (для детей старшего возраста)
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Рост и развитие растений тесно связаны с условиями внешней среды. Основными из внешних факторов являются тепло, свет, влага, воздух и питательные вещества. Все они имеют одинаковое влияние и ни один из них нельзя заменить другим.
Поскольку условия среды бывают разными, то и растения могут вырастать на разную высоту, иметь различные темпы развития.
Публикация «Проект по экологии „Влияние окружающей среды на рост и развитие комнатных растений“ (для детей старшего возраста)» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для своих опытов мы взяли комнатное растение пеларгонию. Пеларгония является одним из самых распространенных комнатных и балконных растений, которое часто называют геранью. Герань – домашний лекарь. Многим не нравится его специфический запах. На самом деле иметь дома горшок с геранью очень полезно. Выделяемые листьями эфирные масла способны создавать естественный барьер для болезнетворных бактерий и вирусов.
Летом герань очень любит жить на свежем воздухе –можно вынести ее на балкон или в сад, хорошо посадить в грунт. В первое время, пережив стресс, связанный с переменой места, герань будет болеть, у нее могут желтеть и опадать листья. Но потом она украсит нашу клумбу обильным цветением.
ТИП ПРОЕКТА : Исследовательско-творческий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : 4 месяца (среднесрочный проект).
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : Дети среднего возраста, родители и воспитатель группы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развитие экологического и эстетического воспитания детей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги, почвы для растений (роста семян);
Фиксировать различия, учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод;
Узнать о пользе герани;
Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда;
Получить навык исследовательской деятельности;
Воспитывать бережного отношения к природе.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Главная цель экологического воспитания-формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы…
Дети часто испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша земля не может существовать без растений. Так как они не только помогают нам дышать но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять и конечно же знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Этот проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ : Объединить детей, родителей в совместной деятельности, создать в группе детского сада и дома «клумбу» на подоконнике для выращивания рассады. (В мае рассада цветов высаживается в клумбы детского сада).
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети узнают о разнообразии цветов, которые могут украсить клумбы детского сада;
Дети научатся сажать семена, ухаживать за ними ( на примере: семена зональной герани);
Познакомятся с разными условиями их содержания;
Узнают о пользе цветов (подробнее о герани);
Научатся связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать вывод.
Разовьется познавательный интерес у детей, расширится представление о цветах, положительно-эмоциональное отношение к природе, к цветам которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.
Сформируются навыки культурного поведения в природе. Умение беречь и заботиться о ней.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : февраль – май.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ( 1 НЕДЕЛЯ: с 1 февраля по 8 февраля)
Подобрали художественную литературу: загадки, стихи, пословицы, поговорки, рассказ о цветах «Неизвестный цветок» А. Платонов, сказки о цветах «Аленький цветочек» С. Аксаков, «Цветик-семицветик» В. Катаев, «Сказка о цветах» А. Саксе, консультация для родителей на тему: «Наш будущий цветник», «Полезные свойства герани»
Изготовили дневник наблюдений (с датой посадки);
Подобрали дидактический материал (иллюстрации, картинки, энциклопедии, д/игры «Цветы: луговые, лесные, садовые»);
Разбили цветник на подоконнике.
В процессе работы над проектом, дети получили новые знания разнообразии садовых цветов в природе и конкретно о герани.
II ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ (11 НЕДЕЛЬ)
ЦЕЛЬ:
Учить детей замечать изменения, связывать эти изменения (начало прорастания семян и роста растения) с наличием благоприятных условий;
Развивать у детей познавательный интерес к герани;
Выявить изменения, которые будут происходить с семенами, с ростками герани в течение 3 недель, зарисовать увиденное в дневнике наблюдений.
Провести опыты, где дети будут наблюдать за ростом герани из семян;
Установить связи: растения – земля, растения – вода, растения – свет, растения – человек;
Результаты экспериментов фиксировать в рисунках;
Сформировать представления об основных потребностях герани, условиях, которые необходимы для его роста;
Выработать навыки посадки семян в землю. Результаты были занесены в дневник наблюдений.
Совместно с детьми рассмотрели семена герани, приготовили все для посева.
1. Семена (2шт.) посадили в стаканчик, полили и поставили в холодное место.
2. Семена посадили (6 шт., полили и поставили в теплое место.
3. Семена посадили (10 шт., полили, укрыли пленкой (чтобы сохранить влагу и постоянную температуру) и поставить в теплое место.
4. Семена посадили (6 шт.) полили, укрыли пленкой (чтобы сохранить влагу и постоянную температуру) и поставить в теплое место (для 2 опыта).
Результаты наблюдений
Опыт №1.
Объект наблюдения: Емкость (Семена) в холодном месте
9-18 февраля, 19-24 февраля: Нет изменений
25-28 февраля: Семена погибли в земле
Объект наблюдения: Емкость (Семена) в теплом месте (6 шт.)
9-18 февраля: Нет изменений.
19-24 февраля: Не все семена взошли. Появляются 2 настоящих листика.
25-28 февраля: Ростки крепкие, взошли (2шт.). Появляется 3 листик.
Объект наблюдения: Емкость (Семена) в теплом месте, накрытая пленкой (10 шт.)
9-18 февраля: Семена проклюнулись
19-24 февраля: Появились ростки. Появляются 2 настоящих листика.
25-28 февраля: Ростки крепкие, взошли все семена(10шт.). Появляется 3 листик.
Вывод: Влажность и тепло (постоянная температура) – необходимые условия для прорастания семян.
Опыт №2.
Семена посажены в землю 9 февраля.
Объект наблюдения: Емкость (Ростки) поставили в темное место (6 шт.).
19-24 февраля: Нет изменений. Ростки начинают вытягиваться.
25-9 марта: Ростки вытянутые, некоторые склонились к земле.
10 – 31 марта: -тонкие и начинают погибать
Объект наблюдения: Емкость (Ростки) поставили в светлое место (6 шт.)
19-24 февраля: Ростки крепкие.
25-9 марта: Ростки крепкие, 2 настоящих листика, появляется 3 листик.
10 - 31 марта: Ростки крепкие, появились 4 настоящих листика.
Вывод: Достаточно крепкое (не прихотливое) растение, но свет просто необходим для роста растений.
Опыт №3
Опыт начинаем проводить с 18 марта.
Для продолжения исследования выращиваем рассаду - поливаем и рыхлим землю в горшочках. Однако, 1 росток мало поливаем (недостаточно влаги). Остальные поливаем по мере высыхания земли.
Через десять дней наблюдений делаем вывод: Росток, где меньше полива замедлил рост. Для формирования крепкой рассады необходимы: полив (вода).
Опыт №4.
Для продолжения исследования, как только появилось 4 настоящих листика, пикировала в горшочек (d8см) герань. Что значит пикировать? Это рассаживать каждое растение из общей плошки в свой домик (горшок).
Пикировать герани очень легко. Каждое растение было взято с маленьким комом земли (чтобы не сильно тревожить корни) и перевалено в свой горшок, который становился домиком на месяц –на 2 месяца.
Вывод: Пикировать растение желательно. Растение, имеющие свой горшочек (домик, растут быстрее, чем в общем домике. (Приложение 3).
III ЭТАП –ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (1 НЕДЕЛЯ)
Проанализировали и обобщили результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей;
Сформировали представления об основных потребностях цветка, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло, отдельный горшочек);
Выставка рисунков: «Цветок герань»;
Посадка цветов на клумбы детского сада в мае;
Развлечение «Мы цветочки»
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
Дети научились сажать семена и ухаживать за ними;
Узнали о лекарственных свойствах герани;
Познакомились с разными условиями содержания герани;
Научились сравнивать, анализировать, делать выводы;
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей;
Научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда.
Данный проект принес детям удовлетворение и радость от проделанной работы, появился интерес и желание участвовать в следующих проектах.
В ходе проекта, обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания. У детей появился интерес к узнаванию природы, особенностями жизни и развитию растений, желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями, навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас. Если к началу работы над проектом дети знали 3-4 цветка то к концу проекта около 10 цветов. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивались воображение, мышление.
Формировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках. Родители стали более активно участвовать в создании условий для реа-лизации творческих и познавательных способностей у детей в организации и проведение экологических мероприятии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сборник «Цветы вашего сада», Москва, 2002.
2. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас».
3. Лечебные свойства герани www.treat.su/geran.aspx.
4. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду, Москва, «Просвещение», 2006