Надежда Сорокина
Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эмоциональной сферы в процессе воспитания и образовательной деятельности детей всегда было в центре особого внимания отечественных психологов и педагогов. Окружающий ребенка мир - основной носитель и среда, в которой происходит присвоение его ценностей. В ней же осуществляется эмоциональное развитие и формируется отношение к окружающему миру, его ценностям, нормам и идеалам общества.
Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста эмоционально-чувственного восприятия окружающей среды» размещена в разделах
Окружающий мир ребенка - это детство, мир удивительных открытий. Он предстает перед ребенком во всем многообразии: формах, цветах, запахах, вкусах, звуках. Ребенок учится открывать для себя множество явных и скрытых свойств. Поблескивающие разноцветьем акварельные краски, называющиеся медовыми, цветная бумага, из которой можно вырезать квадратики, треугольники, кружки, прямоугольники, овалы – детали, из которых по цвету, форме, величине, можно выстроить самые разнообразные вещи.
Старший дошкольный возраст является возрастом сенситивным для развития восприятия, и интерес ребенка к окружающему миру, необходимо направлять взрослым через внимание на полное осмысленное восприятие и осознание этого мира.
В восприятии и чувственном познании природного мира ребенком, пониманием им красоты окружающей природы, природных объектов и явлений, большую роль играет наблюдение, рассматривание, прослушание издаваемых звуков, определение вкусовых качеств, любование явлениями природы. Эта деятельность ребенком осуществляется, как правило, во время экскурсий, на прогулке, в живом уголке, в непосредственной образовательной деятельности.
Объектами восприятия и познания выступают, как живые объекты - животные (кошка, собака, медведь, черепаха, хомячок, попугай, воробей, дятел и т. д.); так и растения (береза, клен, георгин, роза, подорожник и т. д.); грибы (лисички, боровик, опята); неживая природа (солнце, облако, камни и т. д.); природные явления (снегопад, дождь, гроза и т. д.). Для восприятия и понимания красоты и гармонии природы детям важно наглядно увидеть, прикоснуться и почувствовать это. Они с интересом наблюдают за поведением животных, общаются, играют и ухаживают за ними, но при этом важным является то, что необходимо научить ребят правилам общения с живыми существами (общаться спокойно, не ломать, не принуждать, не забирать себе).
Хорошо развитое восприятие является фундаментом для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Воспринимая объекты природы через средства чувственного познания, ребенок познает окружающий мир. Выделяя воспринимаемые явления из окружающей среды, у ребенка формируется целостный, динамический образ природы. Познание природного мира сопровождается эмоциональными переживаниями. Чувственное восприятие мира, стимулирует ребенка к поисковой деятельности, развивает творческие способности, заложенные в ребенке, формирует ручную умелость, т. е мелкую моторику рук.
Эмоции - это основной мостик, который связывает внутреннюю жизнь ребенка с окружающим миром. Воспитание эмоционально-зрелой личности, ее переживаний и чувств, начиная с первых лет жизни, остается важной педагогической задачей, в определенном смысле даже важнее, чем воспитание ума и привитие ребенку различных навыков и умений. Ведь именно эмоциональное отношение к окружающему миру приводит к цели, на достижение которых будут использованы полученные ребенком знания и умения. Большое место педагога в этом направлении занимает обеспечение эмоционального комфорта дошкольника, что является основой его нормального психического развития, гарантией роста личности, жизни в гармонии с собой и окружающим миром, совершенствовании себя. Все эти достижения необходимы ребенку для эмоционально – чувственного развития.
Таким образом, развитие эмоционально- чувственного восприятия в дошкольном возрасте способствует тому, чтобы ребенок все точнее и глубже осваивает окружающий мир, учится способам взаимодействия с ним.