Елена Гусева
Проект по экологии в подготовительной группе детского сада «Мы веселые ребята — эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация к проекту :
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
Публикация «Проект по экологии в подготовительной группе детского сада „Мы веселые ребята — эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.
Актуальность темы:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Тип проекта :
Краткосрочный (май- июнь, исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта :
Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.
Задачи проекта :
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
• Охранять и укреплять здоровье детей.
• Принять участие в озеленении территории детского сада.
• Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.
Ожидаемые результаты:
у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
создано единое воспитательно - образовательное пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3этап – Заключительный
Сбор и анализ литературы по данной теме.
Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Основной этап
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему : «Лесное царство».
Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.
Коллективная аппликация на тему: «Береги природу».
Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.
Беседы:
Беседа «Мы ребята – эколята-дошколята»
Цель: Дать детям представление о науке – экологии. Познакомить детей с героями – эколятами, объяснить, почему они так называются. Предложить детям вступить в их ряды и стать эколятами-дошколятами.
Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.
Беседа: «Вода – это жизнь»
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.
Беседа об охране природы.
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.
Дидактические игры:
Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
Цель: закреплять знания Детей о насекомых.
Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.
Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.
Дидактическая игра: «Назови растение».
Цель: уточнить знания о комнатных растениях.
Дидактическая игра: «Кто где живет».
Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.
Дидактическая игра: «Живое – неживое».
Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.
Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
Чтение художественной литературы:
Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада.
Заключительный этап
Подведение итогов
Презентация проекта
Выступление на педагогическом совете ДОУ.
Участники проекта :
Воспитатели, дети и их родители.
Срок реализации проекта : май-июнь 2018г.
Принципы реализации проекта :
Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
своевременной воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
внешним условиям.
Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
индивидуальных особенностей и психического развития детей.
Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
требований в процессе экологической деятельности.
Формы реализации проекта :
Беседы,
Непосредственная образовательная деятельность;
Наблюдения и экологические экскурсии;
Познавательное чтение.
“Уроки доброты”.
Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
Практическая деятельность в цветнике, на огороде.
Подвижные, дидактические игры экологической направленности.
Ресурсное обеспечение проекта :
Уголок экологии и экспериментирования в группе.
Библиотечка юного эколога.
Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
Ожидаемые результаты:
1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Литературное сопровождение проекта :
Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ)
Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
– Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
– Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
– Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
М. Скребцова «Липкины дары»
Много людей приходило к липке за дарами ее. Никому она не отказывала, но дружила липка только с одним человеком — лесником старым. Он часто приходил к ней поговорить. Липка общительной была и всегда ждала лесника с нетерпением.
Каждый год в конце июня, когда ее цветочки распускались, лесник приходил и осторожно собирал их в корзину. После этого он низко кланялся дереву и ласково говорил:
— Чудесница ты, липка. Не знаю, как тебя благодарить. В этом году я всю зиму со своей женой отваром из твоих цветов от простуды спасался. Выпьем по чашечке, от болезни и следа нет.
Иногда лесник приходил к липке ранней весной или поздней осенью и собирал липовые почки, листья, орешки и кору. Каждый раз он говорил ей спасибо и объяснял, для чего ему нужны ее дары.
— Спасибо тебе, липка, за листочки, — говорил лесник, — я тут в одной старой книге вычитал, что порошок из твоих листочков кровь из носа останавливает. У внучки моей, бывает, кровь из носа идет, по весне особенно, полечим ее твоим лекарством.
В другой раз, набрав почек и коры, он объяснял:
— Спасибо тебе, липка, за помощь. Жена моя руку обварила, а говорят, почки твои размельченные и разваренная кора при ожогах и ранах помогают.
Однажды лесник пришел к липке за цветами не один, а с внучкой. Девочка долго разглядывала золотистые липкины цветы и аккуратно складывала их в корзину. Ее вопросам не было конца:
— Дедушка, а почему липа так душисто пахнет?
— Насекомых к себе зовет, внученька, чтобы цветочки ее опылили.
— А почему у нее к веточке с цветочками такой странный, продолговатый, бледный листик прирос?
— Это не листик, это крыло. На месте цветков вырастут у липы черные орешки. Когда придет им пора с материнским деревом прощаться, этот листик им крылом послужит, унесет их подальше.
— А что за орешки такие, для чего они липе нужны?
— Орешки — это семена липовые, из них новые липки вырастут. Внутри у них ядрышки с вкусным и питательным маслом. Очень любят их звери да птицы разные. Если орешек прорастает, и в лесу новая липка появляется, все деревья вокруг радуются такому соседству.
— А за что деревья так липку любят?
— Хорошо им возле нее живется, так как земля от липкиных листьев жирной становится. Богаты они витаминами, перегнивают быстро и кормят почву сытно. Я тоже как-то набирал земли возле липки для нашего огорода.
Постой, внученька. Давай-ка мы лучше у липки кое-что спросим, и старик повернулся к дереву:
— Помоги, липка, внучке моей. Задал ей на лето учитель задание. Принес он детям в класс несколько предметов: лапти, мочало, резного коня-игрушку, хохломскую чашку с ложкой расписные, веревку да баночку с медом прозрачно-белым. Попросил учитель детей все предметы внимательно рассмотреть и написать о них истории интересные, да такие, чтобы понятно было, чем эти предметы между собою связаны.
Услышав вопрос лесника, липка зашумела ветвями и проговорила радостно:
— Все эти предметы я хорошо знаю, потому что все они из моей коры, древесины и нектара делаются. В древние времена люди говорили, что без липки — крестьянину не жизнь. И правда, чего только не делали из меня: и лапти, и коробы, и веревки, и мочало, и посуду, и даже игрушки и много еще нужного и полезного в хозяйстве. У меня древесина удивительная: мягкая, хорошо режется, гладко строгается, при высыхании не растрескивается.
— Спасибо тебе, красавица, — поблагодарил липку лесник и добавил, — но нам пора домой, внученька.
Он поклонился липке и сказал ей на прощание:
— Жаль, липка, что ты так быстро отцветаешь: две-три недели — и нет твоих чудесных цветочков. Зато сколько дел ты успеваешь за это время переделать: и пчел накормить, и с людьми своими цветочками целебными поделиться, и лес медовым ароматом наполнить.
— Какая липка чудесная, жалко мне с ней расставаться, — вздохнула девочка по дороге домой.
— У вас в городе тоже много лип-красавиц, — успокоил ее дедушка. — Они, как и лесные липки, труженицы неутомимые: не только город украшают, но и спасают его от задымления и копоти. Из-за этого городские липы живут совсем недолго — всего каких-то шестьдесят лет. Лесным липкам полегче приходится, вот и живут они дольше. Доживают до четырехсот лет, а то и больше. Вернешься в город, передавай городским липкам привет от их лесной сестрицы.
А. Лопатина «Жизнь дерева».
Однажды учительница повела детей на прогулку в лес, чтобы рассказать им о жизни дерева.
— Дерево живое, как и мы, люди, — объясняла учительница, остановившись перед большой елью. — Оно дышит, спит, ест, работает. Дерево может чувствовать и даже по-своему говорить.
Все внимательно слушали рассказ учительницы, кроме трех мальчишек, которым все это было совсем не интересно. Они потихоньку убежали в глубь леса.
— Глупости, не верю я, что деревья живые и могут чувствовать, — сказал один.
Он подпрыгнул, уцепился за ветку березы и долго качался на ней, пока ветка с хрустом не отломилась.
— Конечно, глупости, — засмеялся другой, — деревья говорить не могут! Береза ведь тебе ничего не сказала, когда ты ей ветку отломил. Сейчас вырежу ей что-нибудь ножиком на коре, может она мне ответ напишет?
— А я не верю, что деревья дышать могут. У них же нет легких, — поддержал друзей третий.
— Ребята, идите сюда, здесь на поляне дуб огромный растет, — закричал он через некоторое время.
Ребята принялись скакать вокруг дуба, пинать его ногами и весело распевать :
— Эй, ты, дуб-дубина, ты скажи свое имя.
Вдруг они все трое почувствовали, как что-то вцепилось им в курточки и приподняло их над землей.
— Ой, что это? — закричали ребята хором.
Ветви старого дуба зашелестели грозно:
— Я хранитель леса, — голос дуба был такой гулкий, что все деревья содрогнулись вокруг. — Ведь вы спрашивали мое имя, негодные мальчишки?
Перепуганные ребята молчали.
Голос дуба, словно грозный вихрь наполнил лес:
— Слушайте меня, деревья моего леса: березы и осины, ели и сосны, липы и клены. Нам с вами решать, что делать с этими мальчишками. Кто-нибудь из вас хочет взять их на поруки?
Деревья в ответ испуганно зашумели.
— Что ты, дуб, я боюсь хулиганов, мои листики до сих пор дрожат от испуга, — сказала осинка.
— И мне такие мальчишки ни к чему, я дерево спокойное и величавое, — ответила ель.
— У меня забот и без мальчишек много, — объяснила рябинка, — мне надо ягоды свои вырастить, чтобы было чем лесных жителей зимой подкармливать.
— Придется вас в камни обратить, раз деревья не хотят вас брать, — грозно прошумел дуб и слегка встряхнул мальчиков.
— Ладно, дуб, давай их мне, хоть они меня и поломали и порезали, да не годится людям камнями быть, — зашелестела ветвями обиженная мальчиками березка. — К тому же Творец велел нам служить людям.
— Чистое у тебя сердце, березка, как и кора твоя белоснежная, — уже мягче прошелестели ветви дуба.
— Так и быть, возьми их и научи уму разуму.
Ребята хотели возразить, но вдруг почувствовали, что они летят по воздуху прямо к березке.
Очнулись все трое в разных местах. Один превратился в корни березки, как бы слился с ними; другой попал в ствол и ветки березы; а третий — в ее листья. Не успели ребята прийти в себя, как березка приказала им:
— За работу, быстрее за работу, мальчики. Нельзя терять ни минуточки, дереву очень много нужно успеть сделать за лето.
У вас, корни, две задачи: во-первых, кормить меня пищей, которую вы должны сосать из земли; во-вторых, прикреплять меня к матери-земле и служить мне опорой против бурь и непогод.
— Но я не могу работать день и ночь. У меня не хватит сил, чтобы удержать такую огромную березу, — возразил первый мальчик.
— Ты должен сделать это, — отвечала ему береза. Ведь я умру, не получая пищи, и первый порыв ветра опрокинет меня на землю, если ты меня не удержишь. А вместе со мной погибнешь и ты.
Потом береза обратилась к стволу и веткам:
— У тебя, ствол, тоже две службы: ты несешь на себе сучья с ветвями, листьями и семенами, и в то же время ты должен проводить к ним ту пищу, которую берут из земли корни. Кора, что покрывает тебя, это твоя одежда — защита от холода, непогоды и болезней. Ты должен поскорее залечить все раны, которые нанесли ей глупые мальчишки, чтобы в тебя не попали грибки. Иначе ты начнешь гнить и умрешь.
— У меня болит плечо, от которого оторвали ветку и ноет изрезанное место, — захныкал второй мальчик.
— Деревья никогда не хнычут и как можно быстрее залечивают раны, нанесенные им, — ответила береза и обратилась к листьям:
— Вы, листья, — лучшее мое украшение. Все на вас любуются, особенно весной, когда после зимнего сна вы такие милые, свежие и нежно-зеленые. Вы, подобно корням, должны питать меня, добывая пищу из воздуха. Из этой пищи, добытой из воздуха, и при помощи соков, поднявшихся из корней, вы должны вырабатывать разные вещества, из которых я построю новые слои древесины и новые почки для будущего года. Но вы должны спешить и работать день и ночь, ведь скоро придет осень, и вы засохните.
— Я не хочу умирать осенью, это несправедливо,— я еще совсем маленький, — возразил третий мальчик.
— Кроме того, я не могу работать день и ночь.
— Нечего бояться: все лиственные деревья и даже сам хранитель леса — великан дуб — теряют листья осенью. Только на хвойных деревьях иголки остаются зимовать, — объяснила березка и добавила, — а если, вы, листья, не будете работать, вы засохните сразу же.
— Мальчики, вот вы где. Вы что, уснули? — услышали ребята голос учительницы и почувствовали, что они проснулись на лесной полянке возле дуба.
— Извини нас, березка, — прошептал первый мальчик, когда ребята уходили из леса.
— Трудная у тебя жизнь, — добавил второй.
А третий ничего не сказал, только ласково погладил березку по белой коре.
Стихи про экологию для детей
Птичка
Она шоссе перелетала.
Водитель не затормозил,
И птичка бедная попала
Под тяжело груженный ЗИЛ.
Возьми она чуть-чуть повыше –
Она б себя уберегла:
Она не только что над крышей,
Над лесом пролететь могла!
Был майский вечер тих и светел,
В сиренях пели соловьи.
И этот случай не отметил
Дежурный местного ГАИ.
(С. Михалков)
Вишня
В ясный полдень, на исходе лета,
Шел старик дорогой полевой;
Вырыл вишню молодую где-то
И, довольный, нес ее домой.
Он глядел веселыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: «Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу.
Пусть растет большая-пребольшая,
Пусть идет и вширь и в высоту
И, дорогу нашу украшая,
Каждый год купается в цвету.
Путники в тени ее прилягут,
Отдохнут в прохладе, в тишине,
И, отведав сочных, спелых ягод,
Может статься, вспомнят обо мне.
А не вспомнят — экая досада, —
Я об этом вовсе не тужу:
Не хотят — не вспоминай, не надо, —
Все равно я вишню посажу!»
(М. Исаковский)
На городском субботнике
На городском субботнике
Отличные работники.
Прибрать сегодня город
Пришли и стар и молод.
Собрались пенсионеры
Чистить улицы и скверы.
– Вам помощники нужны?
Предложения слышны.
Это вышел третий класс
На уборку в первый раз.
Только слышится: – Давай!
На работу налетай!
Кто-то мусор собирает,
Кто-то деревца сажает,
Кто-то в клумбах копошится,
Всюду радостные лица.
На городском субботнике
Все дворники, все плотики.
Даже беспокойный мэр
Помогать пришёл в наш сквер.
Никто ни с кем не ссорится,
У всех работа спорится.
Третий класс решил на «пять»
Город к празднику прибрать.
(Н. Анишина)
Прогулка
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо.
– Эй, ребята! – крикнул Дима. –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались,
Загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели.
Отдохнули – и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
(С. Михалков)