Елена Щеглова
Социально-образовательный проект «Эколята — дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 9 «Василёк»
г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
(МАДОУ д/с № 9 г Грязи)
Социально-образовательный проект
«Эколята - дошколята»
Грязи 2017
ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
Структура Содержание
Тема проекта «Эколята-дошколята»
Публикация «Социально-образовательный проект „Эколята — дошколята“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Темочки
Адресация проекта Проект адресован воспитателям и специалистам дошкольного учреждения
Авторы проекта Заместитель заведующего:
Фалькович Светлана Валерьевна
Солодкова Ирина Ивановна
Отюцкая Лидия Ивановна
Воспитатели:
Щеглова Елена Юрьевна
Бугакова Екатерина Ивановна
Участники проекта Воспитанники ДОУ
Воспитатели ДОУ
Музыкальный руководитель: Панова Ирина Станиславовна
Инструктор по физической культуре: Литаврина Татьяна Серафимовна
Родители воспитанников
Возраст воспитанников Дети от 3 до 8 лет
Особенности проекта По характеру создаваемого продукта:
-практико-ориентированный, познавательно-исследовательский, творческо-продуктивный.
По количеству создателей:
-коллективный - более двух авторов проекта.
По количеству детей, вовлеченных в проект :
-коллективный.
По продолжительности:
-долгосрочный;
По профилю знаний:
-межпредметный проект, открытый, групповой, интегрированный
По уровню контактов и масштабам организации:
-на уровне образовательного учреждения.
Нормативно-правовая база -Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. От 21.07.2014 г. № 11- ФКЗ);
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.);
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. от 02.06.2016 г.)
- Экологическая доктрина Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. №1225-р)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
Актуальность проекта Одним из направлений развития государства является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования, что способствует формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проявление патриотизма также является любовь к природе своей малой родине, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развивать в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Природа - один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. На детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
В дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Проект «Эколята - Дошколята» является первым этапом общего процесса формирования экологической культуры ребёнка.
Цель проекта Создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры и культуры природолюбия; формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.
Задачи проекта 1. Дать детям знания об окружающей природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира родного края, показать красоту родной природы;
2. Расширять общий кругозор детей, способствовать развитию творческих способностей;
3. Формировать осознанное бережное отношение детей к природе;
3. Развивать умение делать выводы;
4. Привлечь родителей к исследованиям детей;
5. Воспитывать у детей культуру природолюбия;
Формы работы, применяемые в организации учебно-воспитательного процесса - чтение;
- беседа;
- наблюдение;
- обсуждение;
- прослушивание тематических сказок и рассказов;
- задание;
- игра;
- викторина;
- конкурс;
- тематическое оформление помещения;
- прогулка;
- работа на природе;
- проведение опыта;
- экскурсия;
- тематическое мероприятие.
Ресурсы проекта Необходимое обеспечение:
- оборудование групповых центров экологии;
-дидактический материал;
- экологические модули;
- мини-проекты.
Предполагаемые результаты и продукты проекта Результаты деятельности педагогов:
- методические рекомендации по экологическому воспитанию;
- составление экологических маршрутов;
- картотеки дидактических, развивающих, настольных, сюжетно- ролевых, экологических, подвижных, пальчиковых игр, игр -драматизации о природе;
- картотеки загадок о природе и животных;
- составление экологических сказок, историй;
- презентации «Природа родного края», «Путешествие по родному краю», «Животные родного края», «Птицы родного края», «Растительный мир родного края»;
- создание сборника стихотворений о природе родного края;
- создание фотоальбома о природе родного края;
- изготовление буклетов;
- сценарии мероприятий с детьми и родителями.
Прогнозируемые результаты деятельности детей:
- формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
- формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
- развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе родного края, родного города, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Продукты детской деятельности:
- творческие альбомы с рисунками в разных техниках исполнения;
- лэпбуки по экосистемам: «Лес», «Пруд» и другие;
- поделки в разных техниках из различного бросового и природного материалов (листья, трава, семена, шишки, цветы);
- участие в создании буктрейлеров по произведениям о природе.
План работы над проектом Приложение № 1
Приложение № 1
План работы над проектом.
Этапы Содержание работы Мероприятия Возрастная группа Срок проведения Ответственные Предполагаемый результат
1 этап-организационный 1. Обсуждение положения о природоохранном социально- образовательном проекте «Эколята- Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия с педагогами детьми и родителями. Семинар-практикум для педагогов «Проект «Эколята-Дошколята» (знакомство с проектом). Зам. Заведующего. Педагоги ДОУ. План реализации проекта.
Создание тематических уголков / стендов.
2. Выбор творческой группы по реализации проекта Разработка символики Года экологии для детей (знак, эмблема, костюмов). Развлекательное мероприятие «Посвящение детей 4-8 лет в Эколята» 3-8 лет январь
3. Разработка плана по реализации проекта методическая поддержка педагогов по разработке групповых подпроектов, определение направлений деятельности Приобретение учебного пособия «Азбука природолюбия», серии книг «Игровые раскраски Эколят»,изучаем «Азбуку Природолюбия от «А» до «Я»».
Знакомство воспитанников со сказочными героями – Эколятами-друзьями и защитниками природы 3-8 лет
3-8 лет январь
4. Создание необходимых условий для реализации проекта Создание природных уголков (стендов) «Эколята-Дошколята», «Азбука Природолюбия» 4-8 лет февраль
2 этап-осуществление деятельности Реализация мероприятий по блокам проекта
Блок «Человек и природа» Проведение НОД по проекту «Эколята - Дошколята» :
«Природа вокруг нас»;
«Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);
«Времена года»;
«Время суток»;
«Животные и растения»;
«Человек- частичка Природы. Единство Человека и Природы»;
«Человек не может жить без Природы»;
«В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;
«Природа - твой друг! Значит, обижать её нельзя!»;
«Помоги Природе, помоги своему другу!»;
«Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;
«Сохрани Природу от пожара»;
«Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;
«Природолюбие - учебник нашей жизни». 3-8 лет в течение года Зам. Заведующего. Воспитатели.
Музыкальный руководитель. Сценарии мероприятий по реализации проекта. Листовки. Фотоматериалы. Участие родителей в конкурсных мероприятиях.
Презентация «Вода – это жизнь» (к всемирному дню водных ресурсов, «Жила-была речка» (к всемирному дню водных ресурсов) 4-8 лет март
Экологическая викторина «Все о природе Земли» (к Дню Земли) 5-8 лет апрель
Оформление стенда «Наша Земля» 4-8 лет апрель
Развлечение
- «Мой маленький друг»
- «Домашние любимцы» 3-8 лет октябрь
Проект «Вода-водичка»
(опыты – экспериментирование по изучению свойств воды, беседы о воде) 3-4 года декабрь
Игры по тематике природы, животного и растительного мира 3-8 лет в течение года
Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с природой» : чистый мир детской мечты. 3-8 лет август
«Олимпиады Природолюбия» 5-8 лет ноябрь
Тематическая неделя «Путешествие Эколят» тематический день «Эколята и водный мир» 4-5 лет май
Тематическая неделя «Путешествие Эколят» тематический день «Эколята защищают чистоту воздуха» 6-8 лет май
Конкурс рисунков «Природа сказка» 3-8 лет май
Конкурс «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями 3-8 лет февраль
Блок «Животные и птицы родного края» Акция «Мы можем им помочь!» (изготовление кормушек для птиц) 3-8 лет февраль
Развлечение «Шалун знает все о пернатых друзьях» (к международному дню птиц) 3-4 года апрель
Физкультурно - развлекательное мероприятие «Птицы наши друзья» 5-8 лет апрель
Тематическая неделя «Путешествие Эколят»
тематический день «Эколята и мир животных» 3-4 года май
Оформление папок-передвижек «Прогулки в природу с детьми»
«Берегите птиц»
«Экология- дошкольникам» 3-8 лет ноябрь-декабрь
Блок «Растения родного края» Игра-путешествие «Прогулка по весеннему лесу с Ёлочкой» 3-4 года май
Презентация «Правила поведения в лесу с Умницей» 4-8 лет июнь
Фотоконкурс детей и родителей «Сохраним это чудо - просит нас Умница» (фото, на которых должны быть видны образы сказочных героев «Эколят - друзей и защитников Природы»). 3-8 лет сентябрь
Тематическая неделя «Путешествие Эколят» тематический день «Эколята и мир растений» 5-6 лет май
Консультация для родителей «Берегите лес от пожара! Правила поведения в лесу»
3-8 лет май
Блок «Елочка- зелёная иголочка» Акция «Защитим наши ёлочки» 3-8 лет декабрь
Экологическая газета «Кто дружит с елью?» 5-8 лет декабрь
Мероприятие новогодних ёлок с Ёлочкой, Тихоней, Шалуном и Умницей с вручением детям экологических подарков. 3-8 лет декабрь
Проведение новогоднего представления «Новогодние приключения Эколят» 5-8 лет январь
Блок «Времена года» Наблюдения в природе по всем временам года «Тихонина машина времени» (ознакомление с сезонными процессами, правилами поведения в форме игрового взаимодействия со сказочными героями Эколятами) 3-8 лет в течение года
Фотовыставка семейных работ «Моя малая Родина» (фото природы разных времен года) 4-8 лет ноябрь
Фотовыставка семейных работ «Лес-чародей» (зимняя природа родного края) 3-8 лет февраль
Поле чудес «Ах, зима, кругом бело…- утверждает Ёлочка» 3-8 лет февраль
Экологическое развлечение «В родном краю опять весна» 5-8 лет апрель
Фотовыставка «Красота лета» 3-8 лет июль
Блок «Красная книга» Проведение НОД по учебному пособию «Азбука Природолюбия» :
«Будь аккуратен с Природой»
«Береги Природу»
«Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе»
«Умей гулять на Природе»
«Дружить с Природой»
«Единство Человека и Природы»
«Жалеть Природу»
«Заботиться о Природе»
«Исследовать, изучать Природу»
«Красная книга»
«Любить Природу, любоваться Природой»
«Многообразие Природы»
«Наблюдать за Природой»
«Ответственность перед Природой»
«Природолюбие»
«Радоваться вместе с Природой»
«Сохранить Природу»
«Трудиться на благо Природе»
«Уважать природу»
«Фантазировать вместе с Природой»
«Ходить в гости к Природе»
«Ценность Природы»
«Чудеса Природы»
«Шёпот Природы»
«Щедрость Природы»
«Экология»
«Юный натуралист»
«Явления Природы»
3-8 лет В течение года
Тематическое занятие «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» (с участием родителей и детей) 3-8 лет август
Конкурс – выставка детского творчества «Красная книга глазами детей» 5-8
лет сентябрь
Блок «Юный натуралист» Проект «Веселый огород» 5-8 лет апрель
Смотр- конкурс «Огород круглый год» 3-8 лет Март
Конкурс рисунка «Природа это сказка - утверждает Умница» 4-8 лет май
Акция «Посади дерево», «Берегите город от мусора!», «Чистый парк», «Подарите цветок детскому саду» (высаживание на участках цветов, очистка газонов, озеленение участков детского сада) 4-8 лет июнь
Неделя экологических игр «Ёлочка и Тихоня любят поиграть» 4-8 лет сентябрь
Неделя экологических опытов и экспериментов «Шалун исследователь» 3-8 лет октябрь
Тематическая выставка «Вторая жизнь ненужным вещам» (поделки из бросового материала, рисунки и композиции с «эколятами»). 3-8 лет май
Создание экологической тропы «Аллея Эколят» 3-8 лет май
3 этап-подведение итогов, оформление материалов по реализации проектов 1. Подведение
итогов по реализации проекта (фотоотчёт конкурсных мероприятий, презентации с предоставлением результатов по каждому мероприятию, картотек, сценариев).
2. Организация самоанализа деятельности.
3. Методические рекомендации для педагогов. Комплекс воспитательных мероприятий с участием главных героев – эколят Ёлочки, Шалуна, Тихони и Умницы.
Праздник по теме закрытие проекта «Эколята-Дошколята-2017» Зам. Заведующего. Творческая группа. Воспитатели. Картотеки д. и. ; худ. литературы, материалы консультаций для педагогов и родителей. Сценарии развлечений, игровых занятий. Подборка мультимедийных продуктов по теме проекта.
4 этап-
Презентация результатов работы 1. Обмен инновационным опытом по экологическому воспитанию.
2. Подведение итогов работы на заседании Педагогического совета. Зам. Заведующего. Воспитатели. Мультимедийные презентации. Паспорта проектов. Методические рекомендации.