саяна очирова
Проект по экологии «Природа — это наш дом»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Новонукутский детский сад № 6
Творческий проект по экологическому воспитанию
«Природа-это наш дом»
Подготовила:
Очирова С. Н.,
воспитатель
2018 г.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде
всего мир природы с безграничным богатством
явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в
природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект по экологии „Природа — это наш дом“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Первые шаги в природе! И поле одуванчиков, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду. Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивают комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Цель проекта — создание условий для формирования у детей целостного взгляда на природу и места человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.
Задачи проекта : формировать у дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам; совершенствовать умение и навыки наблюдений за живыми и неживыми объектами природы; развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
Вид проекта : творческий.
Состав участников: дети, родители.
Продолжительность проекта : среднесрочный (сентябрь - ноябрь).
Возраст детей: 3- 4 года.
Методы работы, направленные на реализацию задач проекта : словесные, наглядные, практические и игровые.
Формы реализации проекта :
- ООД;
-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, подвижные, настольно-печатные);
-беседы, общение;
-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок;
-прогулки;
-использование мультимедийных презентаций;
-просмотр мультфильмов;
-чтение художественной литературы;
-работа с родителями.
Ожидаемые результаты взаимодействия с детьми:
1. Развить у детей экологические представления о растениях и животных в природе, выделять их характерные признаки.
2. Закрепить знания о разных объектах живой и неживой природы, показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
3. Сформировать навыки безопасного поведения детей в природе;
4. Сформировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
5. Вызвать проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам.
Этапы работы над проектом :
1-й – предварительный этап.
• использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания;
• подбор программного – методического материала по направлению работы;
• совершенствование развивающей среды;
• подбор и изготовление дидактических, речевых, подвижных игр на экологическую тему;
• подбор художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, загадок;
• подбор наглядного материала, музыкальных композиций;
• оформление природного уголка;
• работа с родителями воспитанников.
2-й этап – основной этап.
Форма Сентябрь Октябрь Ноябрь
Беседа, ситуативный разговор. Беседа: «Что растет в огороде?»
Ситуативный разговор «Какая погода сегодня на улице?» Беседа: «Береги природу».
Беседа: «Цветы на клумбе».
Ситуативный разговор: «Почему осенью бывает грязно?» Беседа: «Как одеваются люди на улице? Почему?».
Ситуативный разговор: «Кто живет в лесу?»
Беседа: «Как дикие звери готовятся к зиме?»
Прогулки. Наблюдение за живой и неживой природой. Наблюдение за живой и неживой природой. Наблюдение за живой и неживой природой.
Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков. Осень наступила: листопад.
Овощи и фрукты. Ягоды и грибы.
Домашние животные и птицы. Деревья и кустарники.
Лесные звери и птицы осенью.
Чтение художественной литературы. «Осень наступила…» А. Плещеев.
«Колобок» обр. К. Ушинского.
«Рукавичка» обр. Е. Благиной.
«Волк и козлята» обр. А. Н. Толстого.
«Коза-дереза» обр. Е. Благиной.
«Кот и петух» обр. М. Боголюбской. «Осень» К. Бальмонт.
«Теремок» обр. Е. Чарушина.
«Лиса и заяц» обр. В. Даля.
Стихи С. Маршака из цикла «Детки в клетке».
«Курица с цыплятками» В. Берестов. «Петушок с семьей» К. Ушинский.
«Путаница» К. Чуковский.
Стихи С. Маршака из цикла «Детки в клетке».
«Дождь» А. Босев.
Просмотр мультфильмов. «Колобок», «Теремок» «Мыши водят хоровод…» «Уроки тетушки Совы»
Подвижные игры. «У медведя во бору»,
«Птички в гнездышках».
«Воробушки и автомобиль»,
«Солнышко и дождь», «Воробушки и кот». «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Воробушки и кот», «Птички в гнездышках», «Бездомный заяц», «Солнышко и дождь» «Мыши водят хоровод…»,
«Съедобное – не съедобное», «Летает, плавает, прыгает…», «Воробушки и кот», «У оленя дом большой», «Волк и козлята».
Дидактические игры «Найди лист такой, какой покажу», «Такой листок – лети ко мне». Цель: упражнение детей в нахождении листьев по сходству, воспитание слухового внимания, активизирование словаря детей. «Чудесный мешочек» (фрукты, овощи, «Найди и назови». Цель: формирование элементарных представлений об овощах и фруктах, развитие аналитических способностей. «Кто лишний», «У кого какой малыш». Цель: знакомство детей с дикими и домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания.
«Когда это бывает?» Цель: освоение умений различать части суток (день, вечер, ночь, утро) пользуясь цветовыми моделями.
Сюжетно-ролевые игры. «Воробьиха».
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль птиц.
«Поможем кукле Маше сделать салат (компот)».
Цель: закрепление знаний про употребление в пищу овощей и фруктов; умения разделять их по вкусу; формирование знаний о приготовлении блюд и напитков из овощей и фруктов. «Ветер и листочки».
Цель: развитие у детей способности принять на себя роль неодушевленного предмета; воспитание любви к природе. «Зоопарк».
Цель: формирование навыков детей различать характерные признаки внешнего вида диких животных; развитие речь, воспитание доброго отношения к животным, заботы о них.
Театрализованные игры. «Теремок».
«Репка». «Зверята».
«Курочка Ряба».
«Три медведя». «Колобок».
«Лиса, Заяц и петух».
«Цыпленок».
ООД ООД «Царство растений». Цель: Создание условий для привлечения детей к наблюдению за комнатными растениями, за изменениями в их развитии, закрепления умений узнавать и правильно называть части растения (стебель, лист, цветок, корень, формирования понятий о потребности растений. ООД «Дикие животные».
Цель: создание условий для
закрепления и расширения знаний детей о диких животных, их характерных признаках.
ООД «Дружно убираем урожай»
Цель: создание условий для представления детей об осени, времени сбора урожая. ООД «Сестрички-Капельки». Цель: закрепление знаний о воде ее значении в окружающем мире.
Сотрудничество с родителями Анкетирование родителей, консультация «Прогулки с ребенком», папка-передвижка «Времена года» Консультация «Воспитание у детей любви к природе», папка-передвижка «Люби и охраняй окружающую природу» Консультация «Играя, познаем природу».
Выставка детско-родительских работ: рисунки «Природа – наш дом!»
Элементы предметно-развивающей среды Картинки с изображением листьев. Картинки «Фрукты», «Овощи».
Художественная литература. Настольный театр. Театральные маски.
Уголок природы.
Коллекция семян.
Игры экологического характера. Муляжи «Фрукты», «Овощи». Альбом «Фрукты», «Овощи»
Альбом «Птицы». Иллюстрации домашних животных и птиц. Картинки «Ягоды», «Грибы». Художественная литература. Пальчиковый театр. Театральные маски. Иллюстрации «Деревья и кустарники»,
«Лесные звери и птицы осенью».
Настольный театр. Театральные маски.
Художественная литература.
3-й этап – заключительный.
- обобщение результатов работы по проекту;
- закрепление полученных знаний;
-проведение осеннего развлечения «Бабушкины пирожки»;
- награждение участников проекта.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов.
Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей.