Нэлли Журавель
Интеллектуально-познавательная игра «Природа — наш дом» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеллектуально – познавательная игра «Природа – наш дом» 4 класс
Цель: создать условия для развития творческих способностей учащихся;
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся о природе;
- учить разумно использовать дары природы;
- воспитывать заботливое отношение к родному краю; чувство дружбы, взаимопомощь.
Оборудование: плакаты, карточки с заданиями для команд.
Ход игры
Публикация «Интеллектуально-познавательная игра „Природа — наш дом“ в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ведущий: Дорогие друзья! Наш общий дом — планета Земля. Человек, живущий на ней в окружении растений и животных, не может не любить природу. Он — часть природы, и поэтому просто обязан жить в согласии с ней.
Михаил Пришвин сказал: «Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину».
Сегодня в интеллектуальной игре участвуют ребята из 4-х классов, которые в честном поединке продемонстрируют свои знания, умения и эрудицию. Давайте их поприветствуем.
Оценивать ваши знания в ходе игры будет жюри. Представление жюри.
И так мы начинаем нашу игру!
Гипотеза: Любить природу – значит знать её и соблюдать её законы. Только зная природу, тайны природы, законы мы сможем стать её верными друзьями, помощниками.
Конкурс №1 Конкурс чтецов «Славная моя земля, Солигорщина».
Продолжит нашу конкурсную программу игра «Природный верифактор»
Прочитав, скажи в ответ
Слово «да» иль слово «нет»
1. Кугуар и пума – это одно и то же животное. (ДА)
2. Двух одинаковых зебр найти невозможно. (ДА. Узор из линий на шкурах зебр так же индивидуален, как и отпечатки пальцев у людей.)
3. Гиппология – это наука о гиппопотамах. (НЕТ. Это наука о лошадях, ныне – коневодство.)
4. Слово лемур в переводе означает «привидение». (ДА)
5. Летучие мыши не умеют ходить. (ДА)
6. Лещ и подлещик – это рыбы разных видов. (НЕТ, одного вида, но разного возраста.)
7. У китовой акулы икринки имеют прямоугольную форму. (ДА, длина их – 63 см, ширина – 40 см.)
8. Осьминоги, кальмары и каракатицы имеют четыре сердца. (НЕТ, три.)
9. Осьминог от страха становится почти белым. (ДА, он также меняет свою окраску, приспосабливаясь к цвету дна.)
10. Кобра танцует под звуки дудочки факира. (НЕТ, она не способна слышать музыку. Когда с корзины со змеёй факир снимает крышку, кобра приподнимается, готовясь к защите, а затем следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.)
11. Крокодилы способны взбираться на деревья. (ДА, молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях.)
12. У крокодилов жир зелёного цвета. (ДА)
13. Все рыбы имеют желудок. (НЕТ, только хищные.)
14. Птицеед – это свирепый паук. (ДА, это паук размером до 10 сантиметров. Охотится ночью на насекомых и мелких позвоночных, включая птенцов.)
Конкурс №2 "Логическая сетка"
Внимательно прочти слова в таблице, найди закономерности в каждой строке и в каждом столбце. Заполни пустую ячейку, выбрав животное из предложенных: осёл, уж, синица, комар, бабочка, воробей, ласка, уж.
олень орёл улитка
змея гепард пчела
червь заяц
Подобраны животные, которые бегают, ползают или летают и в названиях которых от 4 до 6 букв.
Игра «ЭТО МОЙ ДОМ»
Если жилище птиц, зверей, насекомых названо правильно, то дети поднимают руки «домиком» над головой, если нет – топают ногами.
У насекомых, птиц, зверей –
Так же, как и у людей, -
Есть различные дома,
Их вам перечислю я.
Вы внимательно следите
И ошибки все найдите.
В хатке бобр проживает…
В будке ёжик отдыхает…
Свили ласточки гнездо…
С дуплом белке повезло…
Логово – для волка дом…
Норка выбрана котом…
В улей пчёлы несут мёд…
В ракушках страусы живут…
Скворечник – домик для скворца…
Берлогу выбрала овца…
И муравейник муравьи
Построить для себя смогли…
Аквариум – дом для зайчат…
А щели насекомых защитят…
Мы с вами поиграем и потом
К себе в пещеру весело пойдём…
Конкурс №3 «ЖИВЫЕ СИМВОЛЫ»
Неугомонный хлопотун – символ трудолюбия. (Муравей)
Длиннохвостая проныра – символ злости. (Крыса)
Корабль пустыни – символ терпения. (Верблюд)
Ушастый бегун – символ трусости. (Заяц)
Подземный слепец – символ скрытности. (Крот)
Четвероногий друг – символ верности. (Собака)
Усатая любимица – символ независимости. (Кошка)
Серый гигант – символ добродушия. (Слон)
Рыжая красавица – символ хитрости. (Лиса)
Грозный повелитель – символ могущества. (Лев)
Пернатая большеглазка – символ мудрости. (Сова)
Косолапый сластёна – символ силы. (Медведь)
Белоснежный красавец – символ верности. (Лебедь)
Рогатая кормилица – символ плодородия. (Корова)
Горластый будильник – символ бодрости. (Петух)
Конкурс №4 «Анаграммы»
АНАГРАММА – загадка с перестановкой буквы в слове для образования другого слова.
Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь,
Но буквы переставь мои,
И целый лес ты мною свалишь.
(Липа – пила)
Я дерево в родной стране,
Найдешь меня в лесах ты всюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Сосна – насос)
Скрывается мой плод румяный
Тенистою листвой.
А буквы переставь,
Я окажусь рекой.
(Слива – Висла)
- Замечательный русский писатель Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни». Человек многим обязан природе, лесу, деревьям. Там, где много растений – всегда чистый воздух. Следующий конкурс «Растения леса», который покажет, как вы знаете эти прекрасные растения.
Конкурс №5 Кроссворд «Растения леса»
1. Это лесное растение получило своё название за то, что растёт на лесных полянах, в небольших светлых перелесках, где снег весной тает раньше. (Перелеска)
2. У этого растения весеннее название. Цветёт оно одновременно с ландышем. (Майник)
3. У этого растения листья похожи на листья клевера. Перед непогодой листочки складываются, прижимаются нижней стороной к стебельку. В народе его называют ЗАЯЧЬЕЙ КАПУСТОЙ. (Кислица)
4. Листочки этого растения похожи на копытца животного. (Копытень)
5. У этого удивительного растения на одном стебельке розовые, синие и фиолетовые цветки. Молодые цветки – розовые, а совсем старые – синие. (Медуница)
6. Это растение зацветает ранней весной. Цветы его на тоненьких стебельках покачиваются даже от слабого ветра. (Ветреница)
7. Это травянистое растение первым произрастает на месте лесных пожарищ. (Кипрей)
8. У этого лесного растения семена снаружи. (Земляника)
9. Из этого растения изготавливают музыкальные инструменты и добывают очень вкусный сок. Осенью его листья играют разноцветьем. (Клён)
10. Это растение – «артиллерист». Дотронешься до его плода – он сразу раскрывается и с силой «выстреливает семенами». (Недотрога)
11. Если разломить стебель этого травянистого растения, то на изломе выступит оранжевый сок. Издавна этим соком лечат заболевания кожи, и она становится здоровой и чистой. (Чистотел)
12. У этого растения цветки похожи на маленькие белые колокольчики. Осенью на их месте повисают ярко – красные круглые ягоды. Есть их нельзя, они ядовиты. (Ландыш)
- Запишите, что получилось в выделенных клетках? Подчеркните лишнее растение.
- Птицы – наши пернатые друзья. Они дороги нам как часть чудесной нашей Родины. Их весёлые, звонкие песни, мелодичные голоса, яркое оперение оживляют нашу природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа была бы мертва.
Игра «Доскажи словечко» (Птицы в литературе)
Мальчишка Нильс совсем малюткой стал
И с птицами какими-то летал.
А вот с какими, догадайтесь сами!
Ведь он летал, конечно же, с …(гусями)
Какую птицу девочка спасла,
И та её на спинке унесла
Подальше от ненужных женихов,
В далёкий край, где множество цветов? (ласточка)
Колдунья обладала страшной силой.
Элизы братьев мигом превратила
В птиц диких, а сестрица их спасла.
Рубашки из крапивы кому она сплела? (диким лебедям)
Соломенный Страшила «мудрый»
Шёл с Элли в город Изумрудный.
Птица с ним летела к трону.
Кагги Кар была…(ворона)
Лиса зайчишку прогнала,
Его жилище заняла.
От слез, чтоб заяц не опух.
Лису прогнал с косой…(петух)
Лягушка в дальний путь пустилась
И ртом за прутик ухватилась.
Не отдыхая ни минутки,
Несли на юг лягушку…(утки)
На птичьем дворе был изгоем ребёнок,
И все его звали лишь «гадкий утёнок».
Потом в камыши он от горя забился…
Подрос и в кого он тогда превратился? (лебедь)
Раненая уточка в полынье жила.
От лисы она спасалась, как могла.
Мамин-Сибиряк о птице рассказал…
Как он эту уточку ласково назвал? (Серая шейка)
Галчонок из деревни Простоквашино
Умел «Кто там?» серьёзно спрашивать.
Зовут его как, вспоминай-ка!
А имя простое – галчонок…(Хватайка)
- С давних пор люди наблюдали за поведением животных, за природой и делали выводы. Так появились пословицы и поговорки. Они учили людей быть внимательными к тому, что их окружает, в них передана народная мудрость.
Конкурс №7 Пословицы и поговорки
Ведущий: Каждая команда получает карточку с пословицами. Некоторые слова в них отсутствуют. Ваша задача — дописать недостающие слова.
Лес нас согревает, кормит и ___,
зеленая крыша от ___укрывает.
(Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары укрывает.)
Рыбам — ___, птицам — ___}
человеку — вся.
(Рыбам — вода, птицам — воздух, человеку — вся земля.)
Ласточка ___ начинает, а ___кончает.
(Ласточка день начинает, а соловей кончает.)
Срубить дерево — пять ___, вырастить — сто.
(Срубить дерево — пять минут, вырастить — сто лет. )
Много леса — не ___, мало леса — ___, нет леса —.
(Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади.)
Всякая птичка свои___.
(Всякая птичка свои песенки поет.)
Сосны — наши зеленые.
(Сосны — наши зеленые друзья.)
Не учи ___ летать, а ___петь.
(Не учи орла летать, а соловья петь.)
Конкурс № 8 "Зашифрованное предложение"
Ведущий: Команды получают карточки с предложениями. Они написаны необычным способом. Слова стоят на своих местах, однако буквы внутри каждого слова перепутаны. Верните буквы на свои места и прочитайте предложения.
СЁСАПМ ДРОРИПУ — РУНОДИ СЁМПАС.
(СПАСЁМ ПРИРОДУ — РОДИНУ СПАСЁМ.)
ОХНЯРАТЬ ДРОРИПУ — ОХНЬЯРАТ РУНОДИ.
(ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ — ОХРАНЯТЬ РОДИНУ.)
Ведущий: Человек — часть природы. И мы все должны жить в согласии с ней. От нас зависит, будет ли наша Земля цветущим садом.
Пусть живет с человеком природа,
Как с хорошим соседом, всегда.
Будут чистыми для народа
Луг и поле, земля и вода.
Ученик:
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите!
Жюри подводит итоги и объявляет результаты игры. Команды получают дипломы.