Новикова Людвина
Занятие «Природа — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Ребенок и природа», "Искусство" (аппликация).
Тема: "Природа – наш дом"
Програмное содержание: формировать у детей понятие о взаимодействии различных экосистем: экосистема леса- экосистема города- страна- мир. Учить детей моделировать свою семью, видеть себя и свою семью как звено общей экосистемы. Воспитывать уважительное отношение ко всему живому на Земле.
Оборудование:
Публикация «Занятие „Природа — наш общий дом“» размещена в разделах
1. Демонстрационный материал: большой лист, формата А-2 условно разделенный на 2 части по вертикали. В левой части-цветные картинки: дерево, дупло, гнездо, муравейник, озеро, нора, улей, берлога, цветок (это "домики"). В правой части нарисован большой, на весь формат многоквартирный чёрно-белый дом, количество квартир по количеству детей, дорога.
2. Раздаточный материал: на каждого ребёнка поднос с цветными кружками. Синий кружок –мама, папа; красный кружок - брат, сестра; жёлтый кружок – домашнее животное; зелёный кружок – домашнее растение. Прямоугольник коричневого цвета – это квартира. Клей, кисточки.
Ход занятия.
Организационный момент. (правая часть листа закрыта, чтобы дети не видели).
Воспитатель читает стихотворение:
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый.
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём.
1 часть.
В: У каждого живого существа есть свой дом и называется он по-разному. Давайте назовём.
Дом пчелы называется…. (улей) Дом лисы….(нора)
Дом птицы…. (гнездо) Дом медведя….(берлога)
Дом муравья….(муравейник) Дом белки…. (дупло)
Дом скворца. (скворечник) И т. д.
В этих домах они живут отдыхают, запасают пищу, охраняют его, заботятся о детках, питаются, спят. Значит, если они здесь живут, как мы можем назвать это место? (ответы детей).
Правильно – это лесной город. Как у них называется дорога? (тропинка)
Как называется место для игр, сбора пищи? (поляна).
Дидактическая игра «Найди отгадку»
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)
Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы (Лису)
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
2 часть (воспитатель открывает правую сторону листа и закрывает левую)
В: А это чей дом нарисован? (ответы детей). Правильно, это дом для людей. Люди живут в таких домах. Дом у нас большой, разделен на квартиры и каждый из вас живёт в такой квартире со своей семьёй.
Перед вами на столе лежат коричневые прямоугольники, давайте представим, что это ваша квартира. Положите её перед собой, сейчас мы её заселять будем. Ещё у вас на столе есть цветные кружочки. Возьмите 2 синих кружочка – это будут ваши родители – папа и мама. Давайте их "поселим" в нашу квартиру.
(Дети приклеивают кружочки каждый в свою квартиру; воспитатель напоминает правила работы с клеем).
Физкультминутка:
Целый день тук да тук – раздаётся звонкий стук. (руки сжаты в кулаки, имитируем постукивание молотком)
Молоточки стучат, (стучать кулаком о кулак)
Строим домик для ребят. (пальцы соединить, показать «крышу»)
Вот какой хороший дом, (сжимать-разжимать пальцы)
Как мы славно заживём. (вращать кисти рук).
В: Ну вот, родителей мы с вами вселили в квартиру. А у ваших родителей есть дети, то есть – вы. А наверное у многих из вас есть ещё братик или сестричка, а может и несколько? (ответы детей). У вас на столах есть кружочки красного цвета- представьте, что это ваши братья и сёстры. У кого они есть, давайте их тоже поместим в свою квартиру, ведь они тоже живут с вами. И себя не забудьте "наклеить".
(Дети наклеивают кружочки красного цвета).
В: А у кого дома есть домашнее животное? (ответы детей). Возьмите жёлтый кружочек- это будет ваша собака, а у кого и кошка. Поместите её тоже в квартиру, она тоже живёт рядом с вами.
(Дети наклеивают кружочки жёлтого цвета)
В: Скажите мне, друзья мои, вы любите цветы? А есть ли у вас дома комнатные растения, в горшочках? (ответы детей). Замечательно, что вы любите растения и помогаете маме заботиться о них. Но давайте и о них не забудем, "поселим" их в нашу квартиру. Вспомните, сколько у вас дома комнатных растений, возьмите столько же зелёных кружочков со своего подноса и вклейте их в вашу квартиру.
(Дети наклеивают кружочки зелёного цвета).
В: Посмотрите на свою работу, что у вас получилось? (смоделированная квартира). Возьмите теперь каждый свою "квартиру" и давайте вклеим в наш большой пустой дом. (Дети вклеивают свои квартиры в пустые клетки большого дома. В ходе наклеивания воспитатель выясняет, кто из детей на каком этаже живёт, по возможности правильно расселяя их по квартирам; напоминает правила работы с клеем).
Вот какой у нас дом получился, сколько в нём жильцов! В каждой квартире мама с папой, братья, сёстры, домашние животные, растения. Возле дома дорожка, по ней будут проезжать машины, автобусы. Ответьте мне, пожалуйста, если у нас будет много таких домов, как это будет называться? (Как называется место, где много домов) Город, правильно. А как мы скажем про место, когда много городов? (страна). А много стран? (Земля-глобус).
Правильно, мы все с вами живё м на планете Земля: все люди стран, люди всех городов, все домашние животные, все комнатные растения- мы все живём на одной нашей огромной планете. Планета- наш общий дом.
(воспитатель открывает левую половину листа). Так же как и для белочки-дупло, это дом. Так же как и для птички – гнездо-дом. Они оберегают свои дома, так и мы свами должны беречь свою планету – она у нас одна!
Итог занятия :
В: Наш дом родной, наш общий дом -
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса и горы и моря –
Всё называется – Земля!
В: Наша земля это наш общий дом.
Итог занятия : Ребята, вам понравилось сегодняшнее наше занятие? Я надеюсь, что теперь вы поняли, почему нельзя разрушать муравейники, рвать без надобности цветы и разрушать птичьи гнёзда? Надо бережно относиться ко всему живому, ведь Земля – это наш общий дом!