Татьяна Заварухина
Проект по экологическому воспитанию «Птицы — наши друзья» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Птицы – наши друзья»
(проект)
Вид проекта: долгосрочный (сентябрь-апрель)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники: педагог, дети подготовительной группы, родители
Предварительная работа: чтение рассказов о птицах, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание стихотворений.
Цель: закрепление представлений детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Птицы — наши друзья“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц, их способом передвижения и поведением в стаях; развивать поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы.
3. Учить объяснять наблюдаемое, что между птицами существует определенные взаимоотношения
4. Вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнее время года; воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Актуальность проекта: на сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Поэтому нужно создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Методы обеспечения:
• Наблюдения за птицами;
• Изучение повадок, образа жизни и поведения;
• Беседы;
• Опытно-экспериментальная деятельность;
• Игровая деятельность;
• Практическая деятельность.
Этапы осуществления проекта:
1. Подготовительный этап:
• Обсудить вопросы, связанные с проектной деятельностью
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план-график работы,
• Подобрать художественную литературу для детей по теме;
• Подобрать дидактический и наглядный материал;
2. Основной этап:
• Теоретическая часть: составление плана мероприятий, разработка сценариев, конспектов занятий и мероприятий.
• Практическая часть:
• Беседы по теме;
• НОД по теме;
• Выпуск газеты для родителей о видах кормушек и видах корма для птиц;
• Оформление фотовыставки;
• Создание альбома «Наши пернатые друзья»;
• Изготовление пособий «Цикл развития птицы», «Части тела птицы», «Классификация птиц»;
• Участие в конкурсах ДОУ
• Связь с другими видами деятельности:
Игровая
Продуктивная
Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)
Физическое развитие (физминутки, подвижные игры)
• Домашние задания:
Выставка семейного творчества «Пусть всегда поют птицы»;
Подготовка материала для фотовыставки;
Экскурсии в парк;
Изготовление кормушек и скворечников вместе с родителями.
3. Заключительный этап:
• Презентация проекта (мультимедийная);
• Проведение развлечения «День птиц» (1 апреля).
Реализация проекта:
1. Создание условий для выполнения проекта.
2. Составление плана мероприятий.
3. Наблюдения на прогулках.
4. Познавательные беседы и проведение НОД.
5. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд)
6. Опытно-экспериментальная деятельность
7. Взаимодействие с родителями (изготовление кормушек, участие в акции «Подкормите птиц зимой», участие в выставках семейного творчества и др.)
8. Проведение развлечения «День птиц»
Ожидаемые результаты:
Наблюдая за птицами и помогая им, у детей формируется эмоциональное отношение к миру природы, они учатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир природы станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети приобретут практические навыки по уходу за птицами. Дети научатся анализировать, обобщать, делать выводы, отражать свои впечатления через различные виды деятельности (речевую, продуктивную, игровую, контролировать свои поступки, поведение при общении с природой, чтобы не причинить ей вреда.
План мероприятий на сентябрь-апрель
Сроки проведения Мероприятия
Сентябрь
1. Беседы по теме: «Птицы, какие они?», «Учитесь жалеть и беречь»
2. Изготовление пособий «Цикл развития птицы», «Части тела птицы»
3. Опытно-экспериментальная деятельность «В воде купался – сух остался»
Октябрь
1. Разрешение проблемных ситуаций: «Чтобы вы сделали если увидели…»
2. Изготовление пособия «Классификация птиц»
3. Д/игра «Каждую птицу на свое место»
3. Просмотр презентации «Экзотические птицы»
4. Художественный труд «Павлин»
Ноябрь
1. Чтение художественной литературы «Синичкины кладовки» (И. Поленов, «Берегите птиц» (Г. Скребицкий)
2. Беседа «Осенние заботы птиц»
3. Выпуск газеты о видах кормушек и видах корма для птиц.
4. Изготовление кормушек (с родителями).
Декабрь
1. Развешивание кормушек на территории ДОУ, подкормка птиц.
2. НОД «Пёстрый дятел»
3. Исследование различного оперения, рассматривание через лупу. Проведение опыта по определению легкости пера.
4. Аппликация «Снегири на ветке»
Январь
1. Выставка рисунков «Птичье кафе»
2. Участие в конкурсе ДОУ «Подкормите птиц зимой»
3. Оформление фотовыставки, создание альбома «Наши пернатые друзья»
4. Проведение подвижных игр «Птицелов», «Совушка»
Февраль
1. Наблюдение за птичьими следами (научиться определять какая птица оставила след)
2. Выставка семейного творчества «Пусть всегда поют птицы»
3. Экскурсия в зимний парк (с родителями)
4. Художественный труд «Совушка-сова»
Март
1. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках
2. Отгадывание загадок о птицах, проведение дидактических игр по теме проекта
3. НОД «Перелетные птицы»
5. Изготовление макета «Гнездо»
Апрель
1. Проведение развлечения «День птиц»
2. Развешивание скворечников на территории ДОУ и в парке (с родителями)
3. Проведение КВН «Всё о птицах»
4. Презентация проекта (мультимедийная) для родителей. Подведение итогов конкурсов и награждение.
Литература:
1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников-М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Управление ДОУ 2005 № 2
3. Воспитатель ДОУ № 3/2009
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада. -М:. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. О. Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007.
7. Н. В. Исакова Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность СПб: ООО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2013