Наталия Горячева
Проект по валеологии «Наши помощники-органы чувств»
Проект по валиологии для дошкольников 4-5 лет
«Наши помощники — органы чувств»
Вид проекта : познавательно – исследовательский
По составу участников: коллективный
Срок реализации: средней продолжительности с 01.02.2021г. по 12.03.2021г
Участники проекта : педагог ДОУ, дети 4-5 лет и их родители.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по валеологии „Наши помощники-органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Тело человека, органы чувств. Проекты
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Средний дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, поэтому так важно поощрять познавательную активность, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию.
Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники.
Самое интересное и непонятное для ребенка – это он сам.
Ребенок очень рано начинает стремиться к познанию строения своего тела, сравни
вает себя с другими, находит сходства и отличия. Кто я? Какой я? Что я могу делать? Зачем нужны глаза, уши?. - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и отве
тить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, нау
чить их помогать себе, научить их бережно относиться к своему организму.
Цель проекта : Формирование у детей 4-5 лет элементарных представлений о роли органов чувств в жизни человека.
Задачи проекта :
- Изучить литературу и интернет-ресурсы по теме проекта.
- Познакомить детей с органами чувств : зрение, слух, вкус, осязание, обаняние.
- Дать представление о том, что у каждого человека есть уши, глаза, нос, язык, кожа.
- Для чего нужны человеку эти органы, проэкспериментировать ощущения.
- Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни.
- Воспитывать бережное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья.
- Вовлекать родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Методы и формы работы: рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, отгадывание загадок; наблюдение, демонстрация наглядных пособий; экспериментирование, использование ИКТ,ООД; дидактическая игра, С/Р игры.
Работа с родителями: анкетирование родителей.
Этапы работы:
1 этап - подготовительный: с 01.02.2021г. по 05.02. 2021г.
•Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей
•Подготовить и изучить методико – педагогическую литературу, иллюстрированный матерал по данной теме
•Разработать перспективный план мероприятий по работе с детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах
•Оснощить развивающую среду по данной теме
•Вовлечение детей и родителей в процессе решения задач
•Провести анкетирование родителей
этап - основной: с 08.02.2021г. по 05.03.2021г.
Использование разработанных материалов в работе с детьми.
Организация работы с родителями:
Помощь педагогам в подборе информации;
Чтение художественной литературы, беседы по данной теме;
Выполнение домашних заданий совместно с детьми;
Участие в создание стен газеты «Режим дня»
Уголок «Я и мое здоровье» (по валеологии, пополнение дидактическими играми, наглядным материалом, напольная – развивающая интерактивная игра.
3 этап - заключительный: с 09.03.2021г. по 12.03.2021г.
Оформление и обработка материала
Анализ:
Подготовка презентации о проделанной работе
Ожидаемые результаты по проекту :
воспитанники имеют представление об органах чувств человека, знают их
основные функции;
желание ребенка участвовать в проектной исследовательской и творческой деятельности;
проявление эмоциональной отзывчивости на результат своей деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая деятельность);
овладение детьми необходимыми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия со взрослыми и детьми;
стремление детей проявлять любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая);
активное участие родителей в проектной деятельности.
План - график мероприятий
№
Название мероприятия
Цель мероприятия
1 этап - подготовительный (01.02.2021г. по 05.02.2021г.)
1.
•Постановка и определение целей и задач проекта, исходя из возрастных особенностей детей
•Подготовить и изучить методико – педагогическую литературу, иллюстрированный матерал по данной теме
•Разработать перспективный план мероприятий по работе с детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах
•Оснощить развивающую среду по данной теме
•Вовлечение детей и родителей в процессе решения задач
•Провести анкетирование родителей
•Оснощить развивающую среду по данной теме
Повысить педагогическое мастерство родителей по разделу «Валеологическое воспитание дошкольников». Формировать у родителей ответственность за здоровье детей, мотивировать на здоровый образ жизни.
2 этап - основной
с 8 февраля по 12 февраля
1.
Беседа-рассуждение
«Зачем человеку глаза? Забота о глазах».«Как беречь свои глаза». Беседа с детьми о слепых людях.
- закрепить знания детей об органе чувств (глаза)
- уточнить, какое значение для человека имеет орган чувств при восприятии им окружающего мира
2.
Сюжетно-ролевая игра
«На приеме у врача».
Обогащать социально –игровой опыт детей по сюжету
3.
Гимнастика для глаз
«Дождик», «Наши глазки».
Предупреждение утомления
Снятия напряжения
4.
Игра «Мигалочки».
Д/и «Что я вижу одним глазом»,
«Органы чувств»
5.
ЧХЛ
Э. Мошковская «Доктор, доктор…»,
Н. Кнушевицкая «Глаза»
Н. Орлова «Телевизор»
Вызвать интерес к худ. лит. Развивать память, речь, слуховое восприятие
6.
Раскраски
“ Органы чувств”, “Наше тело”
Развитие мелкой моторики, памяти, внимания, усидчивости
7.
Лепка
“ Куколка тонцует”
Формировать умение лепить из пластилина человека, передовая овальную форму тела, вытягивать и прикреплять мелкие части тела
8.
Рекомендации для родителей
“ Родителям о правилах утренней гимнастики”, “Наше тело”
Заинтересовать родителей, показать актуальность направления.
с 15 февраля по 20 февраля
1.
Беседа-рассуждение
«Зачем нам уши?».«Как беречь свои уши»,«Зачем нужны витамины»
- закрепить знания детей об органе чувств (слух)
- уточнить, какое значение для человека имеет орган чувств при восприятии им окружающего мира.
2.
Экспериментирование:
-рассматривание уха товарища;
- выращивание витаминов (посадка лука)
Совершенствовать навыки постановки опытов и экспериментов
3.
ЧХЛ
Разучивание стихов про органы чувств.
Вызвать интерес к худ. лит. Развивать память, речь, слуховое восприятие
4.
Самомассаж «Ушки», «Зарядка для ушей, «Наши ушки»
5.
Дидактические игры: «Угадай мелодию», «Скажи тихо, громко», «Когда лучше слышно и почему?»
Сюжетно-ролевая игра
«Больница».
Закрепить способности детей узнавать знакомые звуки
Обогащать социально –игровой опыт детей по сюжету
6.
Аппликация с элементами рисования “ Веселый человек”
Создавать образ веселого, грустного человечка
7.
Презентация для детей
“ Микробы”
Формирование умение рассказывать о различных способах защиты организма, закреплять правила гигиены
8.
Рекомендации для родителей:
“ Формирование здорового образа жизни”, «Обратите внимание! как сидит Ваш ребенок?»
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
с 24 февраля по 26 февраля
1.
Беседа-рассуждение «Для чего нужен язык», «Для чего нужна кожа?», “ Наши зубки”
- закрепить знания детей об органе чувств (язык, кожа)
- уточнить, какое значение для человека имеет орган чувств при восприятии им окружающего мира
2.
ЧХЛ
А. Барто «Девочка чумазая».
“Сказка о зубной щетке и о зубной пасте”
Вызвать интерес к худ. лит. Развивать память, речь, слуховое восприятие
3.
Экспериментирование:
«Узнай на вкус»
Совершенствовать навыки постановки опытов и экспериментов
4.
Дидактическая игры:
«Узнай на вкус», «Повтори что услышал», «Угадай, где звенит колокольчик».
Расширять свои представления о своем организме, о здоровье
5.
Беседа: “ Осанка”, “ Скелет”,
“ В гостях у стоматолога”,
Расширять свои представления о своем организме, о здоровье
6.
Гимнастика для языка.
«Улыбка», «Часики»
Самомассаж для рук
«Строим дом»
Формировать навыки личной гигиены
7.
Рекомендации для родителей
ЧХЛ:
К. И Чуковский «Мойдодыр».
Консультация для родителей:
“ Ростим здорового ребенка”
Вовлечение родителей в процессе решения задач Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
с 1 марта по 5 марта
1.
"Игра-беседа «Орган обоняния. Для чего нам нужен нос?»
- закрепить знания детей об органе чувств (нос)
- уточнить, какое значение для человека имеет орган чувств при восприятии им окружающего мира
2.
НОД Рисовние
«Носики курносики»
3.
Дидактическая игра
«Узнай по запаху»(коллекция ароматов,“ Органы чувств”
Сюжетно-ролевая игра
«На приеме у врача».
Закрепить представления детей об органах чувств.
4.
ООД По познавательному развиттю
«Путешествие в страну - органы чувств»
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие
5.
Самомассаж «Веселые носики».
Выполнение кгн процедур под песню: «Мы умеем чисто мыться».
Формировать умение у дошкольников правильно дышать
6.
ЧХЛ:
Ю. Прокопович
«Зачем носик малышам?»
Г Зайцев «Дружи с водой».
А. Барто «Я расту».
Вызвать интерес к худ. лит. Развивать память, речь, слуховое восприятие
7.
Дыхательные упражнения
«Воздух», «Волшебный напиток»
«Ветерок»
Учит правильно дышать
8.
Рекомендации для родителей
ЧХЛ:
В. Бианки «Чей нос лучше?»
Э. Мошковская «Мой замечательный нос»,
Консультация «Научите ребёнка правильно дышать»
Вызвать интерес к худ. лит. Развивать память, речь, слуховое восприятие
Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей.
с 9 марта пр 12 марта
1.
Составление описательных рассказов о внешности своих друзей
Формирование у детей описательного рассказа
2.
Пальчиковая гимнастика «Утречко».
Развивать мелкую моторику рук, координацию движений
3.
Загадывание загадок
«Об органах чувств»
Артикуляционная гимнастика для губ и щек.
Вызвать интерес к худ. лит. Развивать память, речь, слуховое восприятие
Тренировка органов артикуляции
4.
Игра-ситуация «Учимся содержать в чистоте свои органы чувств».
Закрепить представления детей об органах чувств, как за ними ухаживать
5.
Дидактическая игра
«Покажи, какой орган, что помогает почувствовать», «Если сделаю так»
Пазлы, «Фото робот»
Закрепить представления детей об органах чувств.
6.
Консультация для родителей
«Режим дня», «Памятка для родителей по валеологии»
Формировать навыки здорового образа жизни.
7.
Стен газета «Режим дня»
Формирование у детей о правильном режиме дня, его значения для здоровья
8.
Оформление уголка
«Я и мое здоровье»
(по валеологии) совместно с родителями
Привлечение к совместному обогащению РППС
3 этап - заключителный
1.
Оформление и обработка материала
Анализ:
Подготовка презентации о проделонной работе
Вывод:
В результате проведенного проекта мы наблюдаем развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о своих органах чувств, положительно-эмоциональное и осознанное отношение к своему организму. Готовность участвовать в практических делах по улучшению своего здоровья. Сформировались навыки личной гигиены, умение беречь и заботиться о своих органах чувств. Полученные в процессе экспериментирования и наблюдений впечатления и эмоции дети отражали в продуктивных видах деятельности.
Практическая значимость проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по валеологическому воспитанию способствует расширению и обогащению знаний детей об органах чувств, развитию интереса и наблюдательности, эстетических чувств, любви и бережного отношения к своему организму. Работа в данном направлении не только обогащает знания, но и воспитывает культуру ухода за собой, развивает культурно-гигиенические навыки и формирует правильный образ жизни.
Родители стали активней участвовать в мероприятиях в детском саду.