Кузьмина Елена Федоровна
Проект по трудовому воспитанию «Воля и труд дивные всходы дают» в старшей смешанной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Трудовая деятельность дошкольников в отечественной педагогике всегда считалась важнейшим средством и условием для развития ребенка. Несмотря на то, что и современная педагогика подтверждает огромный развивающий и воспитательный потенциал детского труда, и большое количество авторов вариативных программ признают труд в качестве универсального средства развития человека уже в дошкольном возрасте, к сожалению, во множестве этих программ дошкольного образования отсутствуют разделы по трудовому воспитанию. В связи с этим необходимо осознать, что отношение к труду как к ценности утрачено. Все чаще мы видим детей, (зачастую и вместе с родителями) которые спокойно могут бросить мусор на улице, в общественном транспорте (не умеют ценить чужой труд, не могут элементарно себя обслуживать (завязать шнурки, застегнуть пуговицы, замок, не в состоянии убрать игрушки после игры. Часто дети не представляют, как и откуда появляется одежда, еда, и другие средства для жизни. Они знают, что все это можно купить в магазине и даже не задумываются, кто же это все производит. Все это ведет к развитию не самостоятельной личности, способной потреблять только результаты труда других людей, которая не умеет и не хочет трудиться, не ценит чужой труд. И напротив: «Трудовое воспитание – это процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности детей и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению к ней инициативы, творчества, стремление к достижению более высоких результатов».
Публикация «Проект по трудовому воспитанию „Воля и труд дивные всходы дают“ в старшей смешанной группе ДОУ» размещена в разделах
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Цель проекта :
создание условий для воспитания трудолюбия, развития умений и навыков коллективного труда и осознания детьми ценности собственного труда, труда других людей и его результатов.
Задачи:
довести до понимания детей значимость труда;
формировать представления детей о труде взрослых на благо общества, государства;
формировать уважительное отношение к профессиям;
формировать первоначальные экономические представления;
формировать процессы самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе;
формировать умения выполнять отдельные трудовые поручения коллективно;
учить доводить начатое дело до конца;
продолжать формировать представления о соблюдении правил безопасности при выполнении некоторых видов трудовой деятельности;
формировать умения, необходимые для ручного труда (навык владения ножницами, работы с клеем)
Направление деятельности и формы работы с детьми:
Чтение художественной литературы (сказки, рассказы о людях труда, стихи, пословицы, поговорки)
Беседы, обсуждения ситуаций из жизни
Рассматривание иллюстраций и картин
Экскурсии
Мастерская «Умельцы и умелицы» - ручной труд
«Огород на подоконнике»
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Дежурство
Планируемый результат:
• Легко, быстро и качественно выполняют процессы самообслуживания, без помощи взрослого (одеваются-раздеваются, завязывают шнурки, убирают свое рабочее место)
• Выполняют поручения в хозяйственно-бытовом труде, в природе по собственной инициативе
• Взаимодействуют друг с другом в процессе выполнения трудовых действий; справедливо делят трудовые обязанности;
• Умеют планировать самостоятельную трудовую деятельность и дать оценку качества результата труда;
• Умеют поддерживать порядок в группе и на участке;
• Соблюдают правила безопасности при выполнении некоторых видов труда;
• Имеют представление о труде взрослых, оказывают посильную помощь;
• Имеют представление о разнообразии профессий, оборудования, инструментов, связанных с профессиональной деятельностью;
• Владеют навыками ручного труда (работа с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами для ручного труда).
Тип проекта : познавательно-практический
Вид проекта : долгосрочный
Срок реализации проекта : 09.2019-05.2020 гг.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Определение темы проекта, постановка цели, задач, перспективное планирование
Основной этап:
Проведение мероприятий в соответствии с перспективным планированием.
Заключительный этап:
Фотоотчет - мастерская «Умельцы и умелицы»
Фотовыставка «Как я дома помогаю»
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
«Презентация результатов реализации проекта»
План работы
месяц Трудовая деятельность задачи
сентябрь 1. Работа в уголке природы (по мере надобности)
2. Анкета для родителей «»
Трудовые поручения в семье
3. Дежурство по столовой в паре (ежедневно)
4. «По порядку становись» - работа в книжном уголке (ежедневно)
5. Труд в природе : сбор сухих листьев, уборка выносного оборудования, оказание помощи в поливании песка в песочнице (По мере надобности, на прогулке)
6. Беседа «Терпенье и труд – все перетрут» Закреплять знания о растениях, о необходимости ежедневного полива, воспитывать стремление заботиться о растениях.
Выяснить, какие трудовые поручения выполняют дети в семье, формировать у родителей понимания, что трудовое воспитание зарождается в семье.
Учить сервировать стол.. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым.
Учить содержать книги в порядке, расставлять аккуратно.
Воспитывать умение работать сообща, договариваться.
Довести до понимания детей значимость труда;
формировать представления детей о труде взрослых на благо общества, государства.
октябрь 1. Работа в уголке природы
2. Мастеркая «Умельцы и умелицы» - вырезывание листочков
3. Дежурство по столовой
4. Сюжетно-ролевая игра «Кафе»
5. Мастер-класс по одеванию на прогулку (средняя группа)
6. «Все профессии важны, все профессии нужны» экскурсия на кухню детского сада Закреплять умение ухаживать за растениями последовательно (сначала уберем сухие листья, затем побрызгать водой и потом полив)
Прививать желание делать что-то своими руками, радоваться результатам своего и коллективного труда.
Учить сервировать стол, воспитывать умение работать сообща, договариваться.
Воспитывать познавательный интерес к труду взрослых, знакомство с профессией – повар.
Учить самостоятельно определять последовательность при одевании.
Формировать уважительное отношение к профессиям;
формировать первоначальные экономические представления
ноябрь 1. Работа в уголке природы
2. Моем игрушки
3.«Раздевайка» конкурс на самую аккуратную кабинку
4. Протираем полки для игрушек
5. Игра-соревнование «Кто внимательнее, девочки или мальчики»
6. Мастерская «Умельцы и умелицы» изготовление открытки ко дню Матери
День пословиц и поговорок о труде «кто любит труд, того люди чтут» Дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями. Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных растениях.
Формировать знания о необходимость этой работы
Прививать аккуратность при раздевании, привычку прибирать одежду после раздевания
Закреплять умение выполнять работу самостоятельно
Закреплять умение замечать непорядок, устранять его, воспитывать привычку к порядку
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца
Воспитывать уважительное отношение к труду и труженникам.
декабрь 1. Труд на участке : сгребание снега для снежных построек
2. Хоз-быт. Труд «Банный день. Купание кукол»
3. Расчистка дорожек до места, где висит кормушка для птиц
4. Хоз-быт. труд «Помогаем няне»
5. Мастерска «Умельцы и умелицы», изготовление игрушек на елку из бумаги
6. Чтение стихотворения «Чем пахнут ремесла», дидактическая игра «Инструменты» Учить работать сообща, договариваться на основе общих интересов
Прививать желание мыть кукол играя в с. р. игру
Воспитывать трудолюбие.
Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.
Прививать желание делать что-то своими руками, радоваться результатам своего и коллективного труда.
Воспитывать уважительное отношение к рабочим профессиям
январь 1. Мастерская «Умельцы и умелицы» -изготовление кормушки для птиц
2. Стирка кукольной одежды
3. Труд по самообслуживанию «Полка для обуви»
4. Труд в природе : Кормление птиц на участке
5. Работа в книжном уголке «ремонт книг»
6. Дидактическая игра «Назови профессию»
Экскурсия в музей «Предметы быта и труда наших предков» Прививать стремление помогать, животным, трудиться на благо других.
Учить детей навыкам намыливания, прополаскивать и отжимать кукольную одежду, продолжать формировать культуру труда
Углубить знания детей о правилах ухода за обувью.
Прививать стремление помогать, животным, трудиться на благо других.
Приучать детей подклевать книги, правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками.
Закреплять знания о труде взрослых, развивать умение употреблять обобщенные названия профессий, различать их трудовые действия (строитель, сельхозработник, рабочий, водитель)
февраль 1. Дежурство по занятиям
2. Огород на подоконнике «Выращиваем лук»
3. Практикум «Заправляем свои постели»
4. Мытье стульчиков
5. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
6. Порядок в игрушках Закреплять умение самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть и убирать их после занятия на место. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Учить детей помогать помощнику воспитателя поддерживать в порядке и чистоте стульчики в групповой комнате : протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам. Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно – гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их труду.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Прививать желание делать что-то своими руками, радоваться результатам своего, воспитывать уважительное отношение к разным профессиям
Учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к собственному труду и труду других людей.
март 1.«Огород на подоконнике» - посев семян цветов и овощей
2.«Огород на подоконнике» - высадка рассады и уход за ней
3. Работа в уголке природы «Опрыскивание»
4. Наблюдение за работой дворника
5. Экскурсия на почту
6. Мастерская «Умелицы и умельцы» изготовление открытки к 8Марта Дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян; делать углубление в грунте (для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки для мелких семян; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения, напомнить технику полива.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Воспитывать уважение к труду взрослых.
Воспитывать желание заниматься ручным трудом, закреплять умение работать ножницами с бумагой, клеем и другими материалами для ручного труда.
апрель 1. Труд в книжном уголке «Реставраторы»
2. Огород на подоконнике «Ухаживаем за рассадой»
3. Мастерская «Умелицы и умельцы» Вербное воскресенье. Изготовление веточки вербы из ватных палочек.
4. Фотовыставка «Как я маме помогаю»
5. Труд на участке «проделать дорожки для талой воды»
6. Мастерская «Умелицы и умельцы» лепка из соленого теста хлебобулочные изделия. Беседа «Все работы хороши, выбирай на вкус» Учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их (правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.
Учить следить за изменением растений, при недостаточном поливе, или переувлажнении. Воспитывать трудолюбие, желание трудиться на благо общества.
Воспитывать желание заниматься ручным трудом, закреплять умение работать ножницами с бумагой, клеем и другими материалами для ручного труда.
Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах
Воспитывать умение работать сообща, договариваться.
Воспитывать познавательный интерес к труду взрослых, знакомство с профессией – пекарь.
май 1. Труд в природе. Уборка территории от мусора.
2. Стирка салфеток, используемых для изобразительной деятельности
3. Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы. Найди ошибку»
4. Фотоотчет «Огород на подоконнике»
5. Трудовые поручения «Прополка клумбы с цветами»
6. Мастерская «Умельцы и умелицы» Оклеивание коробочек. Учить работать сообща, договариваться на основе общих интересов, на благо общества
Учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Формирование представлений о труде взрослых
Формировать положительное отношение к труду и трудовым поручениям, учить оценивать собственный труд
Закрепление навыков ручного труда.