Ольга Кушпа
Проект «Русские народные художественные промыслы» с использованием нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ по теме: Русские народные художественные промыслы.
С использованием нетрадиционных техник рисования.
Составитель проекта: воспитатель МБДОУ ДС №4
Кушпа Ольга Васильевна
Вид проекта: информационный – творческий, групповой, познавательный.
Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).
Публикация «Проект „Русские народные художественные промыслы“ с использованием нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Участники проекта: дети 3-5 лет, родители, воспитатели разновозрастной группы.
Этапы реализации проекта:
28.11 – 2.12 -2016г.
Цель проекта: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, посредствам нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта:
Образовательные: Познакомить детей с народными художественными промыслами: дымковскими и филимоновскими игрушками. Формировать элементарные представления о видах жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства. Вызвать интерес детей к народному творчеству. Совершенствовать умение рисовать узор кистью и печаткой-тычком. Учить использовать растительные элементы. Ориентиро- ваться в различных видах росписи. Совершенствовать умение в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства. Воспитывать желания и умения взаимодействия при создании коллективной работы. Воспитывать культуру речевого общения. Обогащать словарный запас слов. Прививать трудолюбие к мастерству, терпение.
Развивающие: Развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие, красоту окружающего мира, произведения народного профессионального искусства (книжные иллюстрации, народные промыслы, кукольный театр, выставка детских работ). Закреплять узоры дымковской и филимоновской игрушки (полосок и елочек, круга, тычка- применяя нетрадиционные техники рисования, а также волнистой, наклонных и ломанных линий). Умение варьировать цветом. От светлого тона к темному, при смешивании желтого и синего цвета ложиться зеленый мазок. Закреплять цвета- красного, черного. Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать, развивать мелкую моторику рук.
Актуальность:
Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Своими корнями оно уходит в далекие времена. Все изделия создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала и до конца. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение - таков был путь к совершенству. Изделия из чудо – ремесла поднимали настроение. Народные игрушки знакомят детей с художественным ремеслом. Применяя техники нетрадиционного рисования, у детей развивается творческая инициатива, появляется уверенность, активность, самостоятельность; воспитывает интерес к народному искусству. Этот мир сказочно наряден, красив и выразителен по пластике фигурок животных, людей, птиц. У детей появляется восторг, радость к их ярким красочным орнаментам.
Предполагаемый результат:
Дети познакомятся с историей русской народной культуры. Народные промыслы дымковские и филимоновские игрушки: матрешка, свистулька тряпичная кукла. Сформируются умения рисовать простейшие элементы игрушек. Разнообразные задания обогащают словарный запас слов. Развивают логическое и творческое мышление. Дети знакомятся с малыми фольклорными формами. Продолжают знакомиться с нетрадиционными техниками рисования; печатка - тычок, рисуют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. А также применяя ватные палочки. Рисование цветными нитями. Развивая моторику рук. Появляется интерес к рисованию. Узнают о прекрасном и добром, научаться любоваться красотой. Создание папки «Узоры мастеров», выставка поделок родителями и детьми.
Этапы реализации проекта:
1. Этап – подготовительный:
Изучение и подбор материала. Разработка структуры проекта. Составление плана мероприятий. Подбор игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных); стихов, загадок, сказок, иллюстраций. Оформление информационного стенда для родителей.
2. Этап-основной:
Определение темы проекта, его актуальности. Определение цели и задачи. Подбор литературы, дидактического материала. Консультация с родителями о проведении проекта. Знакомство с народными промыслами. Дымковская игрушка, филимоновская игрушка. Рассматривание иллюстраций. Разучивание стихов, загадок, потешек, чтение сказок. Проведение физминутки. Пальчиковые игры. Создание альбома «узоры народного промысла». Изготовление игрушек из пластилина «курица-свистулька и всадник». Работа с ножницами.
3. Этап-заключительный:
Выставка рисунков (дымковские и филимоновские узоры). Узор-солнышко, (использование нетрадиционной техники рисования, большую и маленькую печатку-тычок, ватные палочки, цветные нити. Рассказывание стихов, потешек, знание загадок. Оформление коллективной работы. «Уточка с утятами». Раскраски «индючок», дорисуй узор дымковского индюка. Изготовление игрушек (филимоновских и дымковских).
Методы ОД:
Метод обследования, наглядности. Словесный,- (беседа, стихи, рассказы, загадки наблюдения, художественное слово). Практический- (самостоятельная деятельность)Проблемно- мотивационный (включения детей в проблемную ситуацию в ходе занятия. Сотворчества взаимодействия педагога и ребенка. Мотивационный, убеждения, поощрения.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, изобразительная деятельность. Интеграция образовательных областей, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие.
Деятельность педагога:
Подбор соответствующего материала, литературных источников, иллюстраций на тему: «Русские народные промыслы». Подготовить учебно-методические пособия, наглядность, картотеку дидактических игр. Материалы и оборудование. Предложить родителям принять в реализации проекта.
Работа с детьми:
Проведение ОД по художественному творчеству познание. Беседы на тему: «Русские промыслы». Рассматривание иллюстраций о декоративно прикладном искусстве. Самостоятельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок для подбора красок. Чтение и заучивание стихотворений «Всадник» «Мои игрушки». Защита книжек-малышек по проекту «Народные промыслы». Организация и выставка детских работ, чтение сказки «Бычок – черный бочок»развитие кукольного театра. филимоновской игрушки» - изготовление узоров. Выставка поделок родители и дети «Всадник», «Свестулька».
Работа с родителями:
Оформление информационного стенда. Оформление альбома: «Узоры филимоновских и дымковских мастеров». Изготовление поделки на выбор с использованием любого бросового материала.
План реализации проекта:
Беседа: «Знакомство с народными художественными промыслами».
Задачи: Рассматривание дымковской игрушки, отвечать на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора. Подбор на листе цвета дымковской палитры. Развивать вкус, чувство цвета.
Д\И «Составь узор»
Самостоятельное изготовление для росписи узора (из листа бумаги) большого и маленького печатка -тычка.
Занятие: Дымковские узоры.
Задачи: Учить рисовать узор кистью. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования печаткой-тычком. Рисование узора «солнышко». Учить правильно, держать кисть. Развивать творчество, мышление.
Пальчиковая игра «Покатаю я в руках…»
Занятие: Роспись дымковского коня.
Задачи: Учить самостоятельно расписывать дымковского коня. Применять нетрадиционные техники рисования (печатку-тычок).Аккуратно вырезать предмет по контуру. Разучивание стихотворения «Конь». Рассматривание иллюстраций. Физминутка «Карусель».
Занятие: аппликация - Веселое представление.
Задачи: Учить детей правильно наносить клей. Аккуратно наклеивать на лист бумаги. Прививать самостоятельность. Воспитывать интерес к народному искусству.
Чтение стихотворения «Привезли мы глину».
Занятие: Лепка дымковского коня.
Задачи: Учить детей лепить из пластилина дымковского коня. Закреплять навыки последовательности соединения и примазывания частей игрушки.
При соединении использовать баночки с водой и тряпочку. Разучивание стихотворения «Чем знаменито Дымково?»
Д\И «Что изменилось?»
Занятие: «Уточка с утятами» (коллективная работа)
Задачи: Учить детей рисовать по контуру. Правильно держать кисть. Развивать самостоятельность, творчество. Грудку и крылья птицы украшают солнцем. Использование нетрадиционные техники рисования (ватные палочки)
Пальчиковая гимнастика «Ватной палочкой играем»
Физминутка «Наши уточки с утра»
Чтение сказки «Бычок- черный бочок».
Занятие: Рисование цветными нитями «цветок».
Задачи: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования - с элементами филимоновской росписи «цветком». Рассматривание филимоновских игрушек, где встречается элемент «цветок». Научить рисовать без кисточки, используя (клей, деревянные палочки, зеленые, красные нити).
Пальчиковая гимнастика «Нитка»
П\И «Матрешки и мышки»,
«Как у наших у ворот».(стихи на мотив русской народной песни).
Занятие: Курица- свистулька. (тесто-пластика)
Задачи: Познакомить детей с лепкой из теста филимоновской игрушки -свистульки. Обратить внимание, что филимоновские игрушки звучащие. Обогащение словарного запаса слов. Прививать навыки трудолюбия, терпения. Радоваться своей поделке.
Пальчиковая игра «Петушок
Веселые потешки (деревянные ложки, бубен)
Умная сказка «Легенда о искусном мастере»
Самостоятельная деятельность детей
Задачи: Развивать пространственное воображение. Прививать самостоятельность в творческой деятельности. Использовать знакомые техники рисования. Формировать творческую личность. Прививать любовь к художественно-прикладному искусству.
Занятие: Наряд для индюка.
Потешка «Индя-индя-индючок.»
Д\И «Матрешки»
Заключение проекта
Дети младшей разновозрастной группы познакомились с филимоновской и дымковской росписью мастеров народного промысла. Научились выполнять роспись при помощи палочки-тычка. Узнали с какими игрушками играли раньше дети. Родители вместе с детьми изготовили альбомы с узорами мастеров и одну из игрушек (пластелин,тестопластика,вышивка). Научились печатать кружочки, точки, прямые и косые палочки. Применяя материалы нетрадиционного рисования (ватные палочки, пробки, трубочка-тычок).