Ирина Калачева
Конспект НОД «Народные художественные промыслы России» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №102 Калининского района Санкт-Петербурга
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
«Народные художественные промыслы России»
(подготовительная группа)
Технологии:
1. Информационные технологии
2. Здоровьесберегающие технологии
3. Игровые
Автор:
Калачева Ирина Викторовна
Санкт-Петербург
2016
Публикация «Конспект НОД „Народные художественные промыслы России“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Тема: «Народные художественные промыслы России»
Возраст : Старший дошкольный возраст
Цель: Формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городетская роспись, Богородская игрушка, Дымковская игрушка, Жостовская роспись, Матрешка).
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представления детей о русских народных промыслах.
2. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи.
3. Расширять словарный запас детей за счет названий разновидностей матрешки (Семеновская, Полхов- Майданская, Вятская).
4. Совершенствовать умение детей вести диалог,участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности.
5. Формировать эстетическое восприятие.
Развивающие:
1. Развивать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.
2. Развивать познавательную активность, логическое мышление.
3. Развивать внимание, память, связную речь.
4. Развивать умение различать характерные особенности для каждого вида росписи.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
2. Формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий народных мастеров.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка».
Оборудование:
-Компьютер
-Анимационное сопровождение совместной деятельности воспитателя и детей (Презентация, смотри приложение)
- Иллюстрации с изображением элементов росписи.
-сувениры (предметы) : гжель, хохлома,городецкая роспись, богородская игрушка, дымковская, Жостовский поднос, матрешка.
Предварительная работа:
-Беседы о народных промыслах России.
-Рассматривание изделий, иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
-Раскраски по теме: «Народные промыслы»
- Выставка работ детей по теме: «Народное художественное творчество».
Ход совместной деятельности:
звучит русская народная песня «Кадриль», дети входят.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила необычную посылку, хотите узнать что в ней?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте посмотрим, просит ребенка помочь открыть, вместе смотрят и достают письмо.
-Воспитатель читает: «Здравствуйте дорогие ребята, мы прислали вам подарки, нам очень интересно узнаете ли вы, от каких они мастеров? Но для начало расскажите, что такое - Народные промыслы? Спасибо. До новых встреч».
Ответы детей:
Воспитатель: Давайте посмотрим (открывает слайд Гжель, затем элементы росписи)
-Кто знает, как называется эта роспись? Почему ты так считаешь?
Ответы детей: Это Гжельская роспись, в этой росписи используют только синий, голубой и белый цвет.
Воспитатель: Молодцы ребята, Гжель — богатый русский народный промысел производства керамики и вид русской народной росписи. До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду., давайте вы поможете найти мне в посылке подарок от гжельских мастеров. (просит одного ребенка выбрать сувенир и назвать почему он так решил)
Воспитатель: Давайте посмотрим дальше, открывает следующий слайд-Хохлома.
--Кто знает, что это за роспись? Почему ты так считаешь? Какие цвета используются в росписи?
Ответы детей: эта роспись называется хохломская, один из видов расписной деревянной посуды.
В этой росписи используются красные, зеленые и золотистые тонами по черному фону.
Воспитатель: А бывает еще – «золотая хохлома» изготавливается в городе Семёнов Нижегородской области, здесь будет основа росписи- золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне. (Слайд «золотая хохлома»)
-Давайте посмотрим элементы хохломской росписи (смотрим следующий слайд)
-Какой рисунок в основе росписи?
Ответы детей: Природный, растительный.
Воспитатель: Давай найдем подарок от хохломских мастеров. (просит ребенка найти сувенир (ложка, аргументировать выбор).
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте поиграем в игру: «Мы матрешки» выходите на середину:
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас чистые ладошки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые сапожки.
мы матрешки, вот какие крошки.
а у нас, как у нас новые платочки.
мы матрешки, вот какие крошки.
побежали. побежали все мы по дорожке.
(дети произносят текст и выполняют движения по тексту, показывают ладошки, сапожки, бегут по кругу друг за другом)
Воспитатель: А теперь проходим на стульчики смотрим дальше. (слайд -Городецкая роспись)
-Кто знает,как называется эта роспись, почему ты так считаешь?
Ответы детей:
Воспитатель: Городецкая роспись, отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены.
Давайте рассмотрим основные элементы росписи. Что мы видим здесь:
-Какие краски используют народные мастера, какой рисунок?
Ответы детей:
Воспитатель: Кто хочет помочь найти подарок от городецких мастеров? (выходит ребенок, находит ложку, аргументирует выбор) .
Воспитатель: Хотите узнать, какие еще приготовили, для нас подарки народные умельцы?
Воспитатель: Тогда смотрим. (слайд БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА)
-Что же это за игрушка? Для чего, ее придумали, кто знает?
Ответы детей: (резьба по дереву, Богородская игрушка).
Воспитатель: БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА - один из самых старых народных промыслов –резьба по дереву –находиться в селе Богородском. В 17 веке здесь стали вырезать игрушки из дерева мягких пород: липы, осины, ольхи (просит ребенка найти в посылке Богородскую игрушку)
Воспитатель: Кто знает, а как называется эта игрушка (слайд-16 Дымковская игрушка)
Ответы детей: Дымковская игрушка, она изготовлена из глины
Воспитатель: давайте рассмотрим элементы дымковской росписи. (слайд -17)
Рассматривают, обсуждают, затем ребенок выбирает из посылки дымковскую игрушку; переходят к следующему слайду.
Воспитатель: Давайте рассмотрим Жостовскую роспись. Как вы думаете, для чего использовали эту роспись?
Ответы детей:
Воспитатель: В начале 19 века в одной из подмосковных деревень,жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность.
Далее рассматривают элементы росписи на слайдах; затем воспитатель достает поднос и рассматривает его с детьми. (можно включить игру «Угадай элемент росписи»).
Затем воспитатель загадывает детям загадку:
- Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера? Ответы детей:
Воспитатель: Ну конечно же матрешка, правильно. Давайте посмотрим и вспомним какие бывают матрешки? (показ слайдов,дети называют знакомые виды матрешек. После воспитатель предлагает ребенку достать последний подарок из коробки: Матрешку.)
Воспитатель: Ребята, от кого мы сегодня получили посылку?
-Какой подарок больше понравился? почему?
Ответы детей:
Воспитатель: А где лучше разместить нам подарки? (выслушать мнение детей)
-Правильно, давайте создадим мини музей «Народного творчества».
Спасибо ребята.