Назаралиева Стелла Рамизовна
Проект по сенсорному воспитанию для детей в возрасте от 3 до 4 лет «Мы познаем мир, играя!»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Публикация «Проект по сенсорному воспитанию для детей в возрасте от 3 до 4 лет „Мы познаем мир, играя!“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Ознакомление со свойствами предметов детьми младшего дошкольного возраста играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание влияет :
• Умственное развитие;
• Эмоции;
• Развитие самостоятельности;
• Развитие отношения к окружающему.
Формирование сенсорных эталонов :
• Цвет
• Форма
• Величина
Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста :
• Развивать цветоразличение, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
• Формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
• Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
• Развивать познавательные процессы;
• Развивать мелкую моторику.
В данном проекте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного возраста, так как в младшем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, повысить уровень компетентности родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Цель проекта : повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
1. Создать спокойную игровую среду для организации игр по сенсорному развитию детей;
2. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста;
3. Приобщить родителей к организации игр, в семье и в детском саду.
Паспорт проекта :
Проект по сенсорному развитию предназначен для детей младшего дошкольного возраста и реализован в МБДОУ Детский сад №4 «Морозко».
Тип проекта - познавательный, исследовательский, творческий.
По числу участников – групповой.
По времени проведения – долгосрочный (с сентября 2018г. - по май 2019г.).
По характеру контактов – в контакте с семьёй.
Участники проекта : воспитатель, дети второй младшей группы, родители.
Предполагаемые результаты:
• Разработка системы сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
• Дети могут получить представления о форме, величине, цвете предметов;
• Группировать предметы по заданному признаку;
• Могут освоить навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве;
• Родители могут получить необходимые психолого-педагогические знания по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста, принимать активное участие в изготовлении пособий и оборудования по сенсорному развитию.
Этапы реализации проекта :
I этап.
Организационно – информационный:
Изучение научной и методической литературы;
Составление диагностических карт и проведение педагогической диагностики;
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;
Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
II этап.
Практический:
Реализация плана проекта “ Мы познаём мир, играя!”;
Различные формы работы с детьми;
Взаимодействие с родителями по реализации проекта.
III этап
Заключительный:
Подведение итогов;
Заключительное мероприятие в рамках проекта.
Перспективы развития проекта
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа на формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
• Дополнение системы дидактическими играми и материалами;
• Продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Приложение 1.
Перспективный план работы с детьми
Дата Тема занятия
Сентябрь
1 неделя Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия
2 неделя Нанизывание больших и маленьких колец на стержень
3 неделя Складывание двухместной матрёшки
4 неделя Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы
Октябрь
1 неделя Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы
2 неделя Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы
3 неделя Нанизывание колец, убывающих по величине
4 неделя Складывание трёхместной матрёшки
Ноябрь
1 неделя Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях
2 неделя Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих гнёздах
3 неделя Размещение резко отличных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях
4 неделя Размещение более близких по форме вкладышей в соответствующие отверстия
Декабрь
1 неделя Раскладывание однородных предметов, резко различных по цвету на две группы
2 неделя Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов
3 неделя Размещение грибков двух цветовых тонов в отверстиях столиков в соответствии с их цветом
4 неделя Солнечный круг
Январь
1 неделя Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных
2 неделя Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме, в соответствующих отверстиях
3 неделя Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх
4 неделя Сделаем кукле бусы
Февраль
1 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята»
2 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Домик и флажки»
3 неделя Рисование красками на тему «Одуванчики и жуки на лугу»
4 неделя Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки»
Март
1 неделя Помоги куклам найти свои игрушки
2 неделя Нанизывание больших и маленьких бус
3 неделя Ёжики
4 неделя Рисование красками на тему «Огоньки ночью»
Апрель
1 неделя Рисование красками на тему «Листочки деревьев»
2 неделя Рисование красками на тему «Апельсин»
3 неделя Нанизывание бус разной формы
4 неделя Нанизывание бус разного цвета
Май
1 неделя Развлечение «В гости к бабушке»
Приложение 2.
Перспективный план работы с родителями
Формы работы. Месяц
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течении года
Изготовление папки-раскладушки «Сенсорное развитие через дидактические игры» сентябрь
Наглядная информация «Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста». октябрь
Памятка «Актуальность сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста». ноябрь
Консультация «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр». декабрь
Беседа с родителями на тему: «С удовольствием ли Ваши дети играют в дидактические игры?» январь
Конкурс для родителей «Дидактическая игра по сенсорному развитию своими руками». февраль
Наглядная информация «Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома». март
Консультация «Развиваемся и взрослеем в игре». апрель
Родительское собрание. Мастер-класс для родителей «Путешествие в страну Сенсорики» май
Приложение 3.
Развлечение по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста на тему «В гости к бабушке»
Цель: закрепление сенсорных эталонов, создание радостного настроения.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить понятия «большой - маленький», «один - много», знание геометрических фигур и основных цветов.
2. Обогащать и активизировать словарь детей за счет имен существительных (колобок, бабушка, глаголов (укатился, плачет, прилагательных (круглый, румяный).
3. Закреплять умение детей в ходьбе друг за другом по дорожкам, держа равновесие.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику, память, внимание, логическое мышление.
2. Развивать умение согласовывать движения в соответствии со словами.
Воспитательные :
1. Воспитывать отзывчивость, доброту, желание помочь.
Оборудование и материалы: чудесный мешочек; книга «Колобок»; домик бабушки; дорожки разной длины (5 штук); карточки с изображением героев сказки: Заяц, Волк, Медведь, Лиса; картинки: домик Лисы, Лиса, Колобок; игрушки: два зайца - большой и маленький; две тарелки: большая и маленькая; корзинка с морковками большими и маленькими; цветные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; елочки и деревья; персонажи кукольного театра: волк, медведь; персонаж настольного театра: Колобок; мольберт; мыльные пузыри; мультимедиа.
Ход развлечения:
Дети заходят в зал, в центре лежит мешочек.
Воспитатель : Ребята, смотрите, что это? (чудесный мешочек)
Воспитатель : Правильно, чудесный мешочек. Что же в нем лежит? (книжка)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель : Как называется сказка? (Колобок)
Воспитатель : Ребята, а какой формы колобок? Как он выглядит? (круглый, румяный)
Воспитатель : А у кого он жил? (у бабушки и дедушки)
Воспитатель : Ребята, а вы хотите сходить в гости к бабушке? (да)
Воспитатель : К бабушке нужно идти по дорожке
«Шагают наши ножки топ-топ-топ,
Прямо по дорожке, топ-топ-топ»
(дети по дорожке подходят к домику бабушки)
Воспитатель : А вот и бабушкин домик. Давайте постучим.
(дети стучат кулачок по кулачку, из домика выходит бабушка).
Воспитатель : Здравствуй, бабушка!
Дети: Здравствуйте!
Бабушка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!
Воспитатель : Ребятишки, посмотрите, какая бабушка грустная. Давайте спросим, что случилось?
(дети спрашивают у бабушки что случилось)
Бабушка: Колобок укатился в лес (плачет)
Воспитатель : Бабушка плачет, бабушке грустно. Дети, покажите, как плачет бабушка? (дети имитирует плач)
Воспитатель : Ребята, поможем бабушке? (да)
Воспитатель : По дорожке пойдем, может, Колобка найдем!
(дети идут по дорожке, встречают зайчиков большого и маленького)
Бабушка: Здравствуйте, Зайчата, а вы видели Колобка?
Зайцы: Здравствуйте, да, мы вам подскажем, куда Колобок покатился, только помогите нам. У нас морковки перепутались. Помогите разложить по тарелочкам. Вот две тарелочки: маленькая и большая. В маленькую тарелку маленькую морковку, в большую тарелку большую морковку.
Дидактическая игра «Угостим зайчиков морковкой»
Зайцы: С Вот вам подсказка (карточка с изображением волка)
Воспитатель : По дорожке пойдем, может, Колобка найдем!
(дети идут по дорожке, встречают волка)
Бабушка: Ребята, посмотрите, кто там под елочкой сидит, грустный. (Это волк)
Бабушка: Здравствуй, Волк-волчок, зубами щелк, а ты Колобка видел?
Волк: Здравствуйте! Да, видел. Но сначала я приглашаю вас на разминку,
Музыкальная разминка (ритмопластика)
Волк: Вот спасибо, вам ребятишки. Развеселили меня. Вот вам моя подсказка.
(карточка с изображением медведя)
Воспитатель : По дорожке пойдем, может, Колобка найдем!
(дети идут по дорожке, встречают медведя)
Дети: Здравствуй, Мишка-медведь! А ты Колобка видел?
Медведь: Здравствуйте, ребятишки! Да, видел. Я подскажу, если вы поиграете со мной. У меня есть веселые геометрические фигуры, они хотят с вами поиграть в прятки.
Дидактическая игра «Геометрические прятки»
«1,2,3, глазки закрываем мы» (Убрать одну фигуру)
«1,2,3, глазки открываем мы» (Какая фигура спряталась)
Медведь: Молодцы, ребятишки! Мне понравилось с вами играть. Вот вам моя подсказка.
(картинка с изображением Лисы)
Воспитатель : По дорожке пойдем, может, Колобка найдем.
(дети по дорожке подходят к домику лисы)
Воспитатель : Ребятишки! А вот и домик Лисы, и Колобок, не успела его лиса съесть
(домик лисы, на двери висит закрытый замок)
Но чтобы войти в дом Лисы нужно открыть замок. И тогда мы спасем колобка.
Пальчиковая гимнастика «Замок»
«На дверях висит замок. (Пальцы в замочек, слегка покачивать)
Кто его открыть бы смог? ("замочком" вперед – назад)
Повертели, (Повертеть "замочком")
Покрутили (Пальцы сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.)
Постучали, (Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.)
И открыли!» (Показать ладошки)
(домик лисы, Лиса, на двери висит открытый замок)
Воспитатель : А вот и Колобок! (игрушка).
Дети возвращают Колобка бабушке.
Бабушка, благодарит ребят, дарит мыльные пузыри, прощается и уходит.
Воспитатель : По дорожкам мы пойдем, в детский сад опять придем!
(дети по дорожкам возвращаются в группу, игра «Мыльные пузыри»)
Список литературы.
1. Бейлина. А., Ф. Фребель: Игры и игровые средства:// Журнал Дошкольное воспитание. – 1995. – №3. – С. 56 – 59.
2. А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30
3. Глушкова Г. Игра или упражнение // Журнал Дошкольное воспитание. – 2008. – №12. – С. 29 – 34.
4. Поддъяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду : М. : Просвещение, 1981 г.
5. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию : М. : Просвещение, 1983 г.
6. Тихеева И. Е. Дошкольный возраст : сенсорное развитие и воспитание//Журнал Дошкольное воспитание - №5 - 2007 г.