Анна Константинова
Проект по сенсомоторному развитию в ранней группе «В игры играем, сенсорику развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «В игры играем, сенсорику развиваем»
Содержание:
1. Введение.
2. Паспорт проекта.
3. Актуальность проекта.
4. Цель и задачи проекта.
5. Ожидаемые результаты.
6. Продукты проектной деятельности.
Публикация «Проект по сенсомоторному развитию в ранней группе „В игры играем, сенсорику развиваем“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
7. Аннотация проекта.
8. Этапы реализации проекта.
9. Ресурсы.
10. Риски и пути преодоления рисков.
11. Выводы.
12. План работы.
13. Список литературы.
1. Введение
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори. Однако она считала, что для приобретения такой культуры достаточно систематически упражнять органы чувств ребёнка в различные формы, цвета, величины и другие свойства предметов. Такая точка не учитывала, что развитие ребёнка коренным образом отличается от развития детёнышей животных. Ребёнок развивается путём «социального наследования», которое, в отличии от наследования биологического, предполагает не упражнение врождённых способностей, а приобретение новых при усвоении общественного опыта. Сенсорная культура ребёнка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).
Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусств – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.
2. Паспорт проекта
Тема проекта : «В игры играем, сенсорику развиваем»
Адрес проекта : Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Сказка»
Составитель: Константинова Анна Анатольевна, Побережнюк Татьяна Михайловна, воспитатели МКДОУ детский сад №6 «Сказка».
Участники проекта : Дети 1,5-3лет воспитатели и родители.
Срок реализации проекта : 1.09.2019г. - 20.05.2020г.
Вид проекта : Долгосрочный
Тип проекта : Познавательно – творческий. Дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников) по развитию сенсорных эталонов у детей; составляют совместно с взрослыми игры (исследуют, знакомятся с различными играми.
Цель проекта :
Обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
• формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
• повышать уровень компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Ожидаемый результат 1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
2. Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
3. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры ( например: грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета и т. д.)
Предмет исследования Сенсорное развитие детей раннего возраста
Механизм реализации проекта :
1. Анкетирование родителей.
2. Анализ литературы по данной проблеме.
3. Самообразование.
4. Диагностика детей.
5. Наблюдение за общением детей, беседы с детьми.
6. Проведение занятий.
7. Музыкальное спортивные, развлечение.
Воспитатель:
Участвует в обсуждении возможных тем проектов. Организует работу по реализации проекта
Участвует в презентации и защите проекта. Организует выставку проектов. Собирает проект по темам.
Дети и родители:
Совместно с воспитателем собирают информацию из разных источников. Высказывают, зарисовывают, свою идею собирают информацию из разных источников. Совместно с ребёнком оформляют проект родители пишут, и печатают, украшают страницы.
3. Актуальность проекта
Я считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
4. Цель и задачи проекта.
Цель: обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи:
• формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
• знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
• воспитывать познавательный интерес, любознательность;
• упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
• способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
• развивать мелкую моторику рук;
• повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
• оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
5. Ожидаемые результаты:
• Научить детей различать основные цвета;
• сформировать навыки самостоятельной деятельности;
• повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
• развить творческие способности, любознательность наблюдательность;
• сплотить детский коллектив.
6. Продукты проектной деятельности :
• создание предметно-пространственной среды, включающей разнообразные игры;
• создание перспективного, тематического планирования;
• создание дидактических игр, наглядно - дидактических материалов, творческих
альбомов, лепбуков;
• создание атрибутов к играм, декораций к праздникам, развлечениям;
• видеотека по всем;
• коллекция авторских сценариев НОД и проведенных мероприятий;
• рисунки и поделки детей, родителей, воспитателей, участников различных
выставок и конкурсов;
создание
7. Аннотация проекта
Вид проекта : творческо-познавательный.
Продолжительность проекта : Долгосрочный.
Участники проекта : воспитанники ранней группы №6 «Солнышко»; руководители проекта – воспитатели Константинова А. А., Побережнюк Т. М. ; родители.
Описание проекта.
Процесс образования меняется, идет вперед, появляются новые разработки, программы, в следствии меняется и потребность школ в новых, умных, любознательных детях. Значит должен меняться и сам педагог - воспитатель, вносить что - то новое, яркое. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания. Должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы, в частности, развивающие (дидактические) игры при этом расширяя их диапазон собственными наработками.
Для решения данных задач выработаны следующие принципы:
- принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
- принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;
- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
- принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
- принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики;
- принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком;
- принцип блочного подхода – позволяет педагогически воспроизвести многообразие общественной практики, сохранить принцип научности содержания, повысить эффективность его реализации.
Интеграция образовательных областей
Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты
Воспитанники ранней группы после реализации проекта :
- получат представления о форме, величине, цвете предметов;
- могут группировать предметы по заданному признаку;
- освоят навыки действия с предметами домашнего обихода и игрушками, могут определять их положение в пространстве.
8. Этапы реализации проекта :
1. Подготовительно – проектировочный этап.
Цель:
- формулировка проблемы, цели, и темы проекта;
- сбор информации;
- анализ литературы;
- планирование воспитательно – образовательной работы в рамках проекта;
- создание перспективного плана работы проекта «В игры играем, сенсорику развиваем»;
- диагностика и определение уровня сенсорного развития воспитанников;
- определение продукта проекта;
- анкетирование родителей.
Сроки: 01.09.2019 – 20.11. 2019г.
2. Практический этап.
Цель:
-реализация проекта, формирование у детей специфических знаний, умений,
навыков.
Сроки: 21.11.2019 – 25.02.2020г.
3. Обобщающе – результативный этап.
Цель:
- диагностика: сравнение и анализ уровня развития дошкольников;
- подведение итогов;
- организация презентации проекта.
Сроки: 26.02.2020 – 20.05.2020г.
9. Ресурсы:
Информационные и учебно – методические ресурсы:
- Книги - учебно – методическая литература.
- СМИ: газета «Дошкольное образование», журнал
«Дошкольное воспитание», «Обруч».
- Плакаты.
- Хрестоматии.
- Наглядно-иллюстративный материал.
-ТСО и ИКТ.
- Записи музыкальных произведений.
- Перспективное планирование по теме проекта.
- Ресурсы сети Интернет.
- Анкеты.
- Картотеки игр
Фонд методического кабинета, музыкального зала, группы :
- Библиотека.
- Фонотека.
- Аудиотека.
- Игротека.
- Видеотека.
Материально – технические
ресурсы ДОУ:
- Компьютер.
- Принтер.
- Фотоаппарат.
- Магнитофон.
- Канцелярские товары.
- Предметно – развивающая среда.
- Игровое оборудование.
- Информационный стенд.
- Музыкальный зал.
10. Риски и пути преодоления рисков
Риски:
Отсутствие интереса у детей в период адаптации теме проекта.
Пути преодоления риска:
Заинтересовать детей через НОД, занятия кружка «Цветные ладошки», развлечения, беседы, дидактические игры, применяя различные средства, методы и приёмы.
Риски:
Малая активность детей и родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.
Пути преодоления риска:
Провести с детьми и родителями беседы, нетрадиционные родительские собрания совместно с детьми, мастер-классы, заинтересовать и убедить родителей принимать активное участие в различных творческих конкурсах.
Риски:
Недостаточное количество наглядно-демонстрационного материала, народных костюмов, атрибутов к праздникам.
Пути преодоления риска:
Создание дидактического, наглядно-демонстрационного материала, силами педагогов, родителей. Приобретение необходимого материала в магазинах и на сайтах сети Интернет.
11. Выводы
Итогом работы над проектом «В игры играем, сенсорику развиваем» по приобщению детей раннего дошкольного возраста к дидактическим играм, через сенсомоторику стали следующие достижения:
Были получены следующие результаты:
Участие в проекте 100% семей группы.
Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих
способностей.
Воспитанники интересуются дидактическими играми.
У воспитанников сформированы представления о размере, цвете, величине.
Воспитанники овладели особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
Организована развивающая среда, способствующая сенсорному развитию развитию детей.
Разработан дидактический комплекс игр (наглядно-дидактический материал; картотеки подвижных и хороводных игр; сценарии праздников, развлечений; рекомендации, консультации, памятки для родителей; коллекция мультимедиа презентаций и видеофильмов).
Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в семейном воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами.
12. План мероприятий по реализации проекта
Специально организованная деятельность Совместная деятельность Работа с родителями Развлечения
Сентябрь
1. Занятие «Большие и маленькие» цель: научить ребенка чередовать предметы по величине.
2. Занятие «найди такой же по цвету и по форме» цель: учить детей выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их форму и цвет.
3. Занятие «Разноцветные матрешки» цель: познакомить детей с основными цветами Игра «Спрячь мышку»
Игра «Птичка в клетке».
Игра «Накорми мишек» Анкетирование «Актуальность сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Октябрь
1. Занятие «Мячик круглый есть у нас» цель: учить выделять предметы круглой формы
2. Занятие «Игра с мячами».
Цель: Обучение выделению параметров величины предметов.
3. Занятие «Чудесный мешочек».
Цель: учить детей сопоставлять предметы по величине, развивать понимание слов «большой», «маленький».
4. Занятие «Кто, где спит».
Цель: Продолжаем знакомство детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу Подвижные игры с мячом
Игры за дидактическим столом
Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы»»
Рисование разноцветных дорожек Консультация «Как и во что играть с детьми» «Что нам осень принесла?»
Ноябрь
1. Занятие «Окраска воды»
Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».
2. Занятие «Какой формы предметы в нашей группе»
Цель: Обучение зрительному обследованию предметов и словесному описанию их формы.
3. Занятие «Построим башню»
Цель: Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. Обучение соотнесению 2-3 рядов величин между собой.
4. Занятие «Разноцветные комнаты» Цель: Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета. Рассматривание иллюстраций по теме
Игра «Волшебный мешочек»
Игры с дидактическим панно Показ занятия «Геометрическая мозаика» «День матери»
Декабрь
1. Занятие «Украшение для ёлочки» Цель: Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке.
2. Занятие «Новогодние елочки»
Цель: Обучение детей использованию мерки для определения параметров величины.
3. Занятие «Маша обедает» цель: продолжать учить соотносить предметы по величине.
4. Занятие «Угадай, кто идет» цель: развивать слуховое восприятие Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Лепка «Колобок»
Игра «Выложи по образцу»
Игра «Выложи дом из палочек» Консультация «Как знакомить детей с величиной предметов» «Здравствуй дедушка мороз, ты нам елочку принес»
Январь
1. Занятие «Что делают матрешки» цель: формировать умение экспериментировать с Игра «Что нам Мишутка привез»
предметами, ориентируясь на их величину.
2. Занятие «Курочка и цыплята» цель: обратить внимание ребёнка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.
3. Занятие «Круг, квадрат» цель: продолжать учить детей чередовать предметы по форме. Игры с дидактическим панно
Игра «Найди такое же колечко»
Февраль
1. Занятие «Поручение» цель : обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.
2. Занятие «Елочки и грибочки» цель продолжать учить детей чередовать предметы по цвету.
3. Занятие «Гуси с гусятами» цель: учить чередовать предметы по цвету, делая выбор элементов двух заданных цветов из пяти предложенных.
4. Занятие «Найди палочку» цель: научить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных. Закрепить умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветов в спектре Подвижная игра «Разноцветные ленточки»
Игра «Волшебный столик»
Игра «Разберем – соберем»
Рисование «Большой – маленький» Памятка для родителей «Что такое сенсорика и почему необходимо ее развивать» «Мы солдаты»
(спортивное развлечение)
Март
1 Занятие «Помоги матрешке найти свои игрушки»
Цель: Закрепление умения группировать однородные предметы и соотносить разнородные предметы по цвету.
2. Занятие «Домики и флажки» цель: Повторить с детьми принцип чередования по форме.
3. Занятие «Шарики и пирамидки» цель: закреплять умение обозначать количество предметов «один – много».
4. Занятие «Колпачки играют в прятки» цель: познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины. Игры с дидактическим столом
Игра «Пришей пуговицу»
Экспериментирование «Окраска воды»
Подвижная игра «Найди свой домик» «8 марта»
«Масленица»
Апрель
1. Занятие «Треугольник, квадрат, круг» цель продолжать знакомить детей с формой предметов.
2. Занятие «Что выбрал Петрушка» цель: продолжать учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырех возможных.
3. Занятие-экспериментирование «На лесной
полянке» цель: предложить детям выбрать колючки для ежика из разных материалов: спички, зубочистки,сосновые иголки и т. п.
4. Занятие «Плывет, плывет кораблик» цель: познакомить детей со свойствами разных предметов (тонет – не тонет) Игра «Встречайте гостей»
Игра «Угадай, что это»
Игра «Узнай птичку по голосу»
Рассматривание картинки «Весной в лесу»
Рекомендации для родителей «Раннее сенсорное воспитание» «Праздник смеха»
Май
Диагностика детей в группе
Подвижная игра «Разноцветные ленточки»
Игра «Волшебный столик»
Игра «Разберем – соберем» Родительское собрание «Итоги уходящего года: мы выросли»
«1 мая»
(спортивное развлечение)
13. Список литературы.
• Программа «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы,
• Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2010г.
• «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада»
• - С. Н. Теплюк, 2007г.
• Художественное творчество и конструирование, Л. В. Куцакова. / «Мозаика – синтез», Москва 2016 год
• Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет.
• Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой» первая младшая группа», О. П. Власенко, 2012г.
• «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, О. П. Власенко, 2012г.
• «Развитие игровой деятельности первая младшая группа» Н. Ф. Губанова, 2014 г.
• Сенсорное развитие детей раннего возраста, 1-3 года» Е. А. Янушко, 2011г.