Другова Татьяна Александровна
Проект по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучение и систематизация теоретического и практического материала по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста»;
2. Разработка перспективного плана работы по данной теме;
Публикация «Проект по самообразованию „Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Проекты
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
3. Внедрение современных форм работы с использованием театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста.
Актуальность:
Актуальность. Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи – одна из основных и главных задач детского сада. Известно, что уже начиная с младшего дошкольного возраста, ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, экспериментирует со словом, создаёт новые слова, ориентируясь на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Только такое развитие ведёт к подлинному овладению всеми богатствами языка. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “ театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?» В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Этапы изучения темы:
1. Информационный блок – переработка теоретических материалов;
2. Технологический блок – разработка перспективного плана;
3. Организационный блок – создание развивающей предметно-пространственной среды;
Форма работы с детьми и родителями: Индивидуальная; Групповая.
Ожидаемые результаты:
• повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах внедрения театрализованных игр для развития речи детей раннего возраста;
• приобщение детей к театрализованной деятельности;
• обогащение словарного запаса и активизирование речи детей раннего возраста;
• совершенствование развивающей предметно-пространственной среды;
• повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей раннего возраста».
Перспективный план по самообразованию на 2018-2019 учебный год
Сентябрь. Знакомство с театральными куклами.
Цель: Привить интерес к театрально-игровой деятельности.
Кукольный театр «Курочка Ряба»
Цель: Развивать интерес к устному народному творчеству.
Октябрь: Театр «Репка»
Цель: Учить слушать русскую народную сказку «Репка.
Кукольный театр «Про девочку Машу и зайку Длинное Ушко»
Цель: Поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой.
Ноябрь: Настольный театр «Теремок»
Цель: Познакомить со сказкой "Теремок".
Теневой театр «Кто как кричит?» по стихам А. Барто.
Цель: Познакомить со стихотворением А. Барто «Кто как кричит»?; совершенствовать умение понимать вопросы.
Декабрь: Настольный театр игрушек «Цыплёнок»
Цель: Развивать интерес к литературным произведениям.
Январь: Настольный театр «Колобок».
Театр на фланелеграфе по русской народной сказке «Репка» .
Цель: Знакомить детей с последовательностью героев сказки.
Февраль: Настольный театр «Заюшкина избушка»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
Знакомство с русской народной сказкой «Маша и медведь».
Цель: Вoспитывaть интерес к скaзкaм.
Март: Театр на фланелеграфе «Кто сказал мяу?» (В. Сутеев)
Цель: Учить внимательно слушать и наблюдать. Формировать умение к диалогической речи.
Сказка «Теремок»
Цель: Формировать умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей.
Апрель: Настольный театр «Волк и семеро козлят»
Цель: Познакомить со сказкой «Волк и семеро козлят».
Развлечение «Волк и семеро козлят»
Цель: Доставить радость и вызвать эмоциональный отклик у ребенка.
Май: Игра - драматизация «Курочка Ряба»
Дидактическая игра «Угадай сказку».
Цель:Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.
Работа с родителями
Участие родителей в изготовлении разных видов театра и демонстрационного материала.
Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями.
Подготовить консультацию для родителей «Театр в жизни детей раннего возраста».
Список литературы
1. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников».–М. : Просвещение,1991
2. Грушина Л. В. Театр на пальчиках. - М. : Просвещение, 2005;
3. Дащенко Л. М. Театр кукол. - Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007;
4. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
5. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2008;
6. Картушина М. Ю. Развлечения для самых маленьких. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010;
7. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М. : ТЦ «Сфера», 2013
8. Сорокина Н. Ф., Миланович Л. Г. Развитие творческих способностей у детей от 1 до 3 лет средствами кукольного театра. - М. : Айрис-пресс,2008
9. Шорохова О. А. Играем в сказку (сказкотерапия и занятия по развитию речи). - М. : Просвещение, 2006;
Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» -М. : Аркти,2010
10. Полозова О. Значение театрализованных игр // Дошкольное воспитание//,2011.- N12
11. Тойбар М. Сказка не обманет// Дошкольное воспитание,2011. – N12
12. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года) – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014