Наталия Козлова
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей элементарным математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения неотъемлемой составной частью. Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития строится с учетом закономерностей развития математических представлений у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности психических механизмов нормального и аномального ребенка. Следовательно, в методических подходах к процессу формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с задержанным темпом психического развития, равно как и с нарушениями слуха, зрения, речи много общего.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития» размещена в разделах
Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников с задержанным темпом психического развития базируется на основных положениях методики формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся детей.
К ним относятся:
• построение процесса формирования элементарных математических представлений на основе дидактических принципов;
• общность содержания математических представлений, что подтверждается различными комплексными программами дошкольного воспитания нового поколения;
• комплексный характер формирования элементарных математических представлений;
• многообразие форм процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, обеспечивающее системный характер формируемых знаний, умений и навыков;
• организация развивающей среды, основные параметры которой представлены как в программах дошкольного воспитания, так и в рекомендациях к организации системы дошкольного воспитания.
Процесс обучения детей с задержанным темпом психического развития в целом и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это, прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
У детей с задержанным темпом психического развития нарушенными оказывается эмоционально-волевая сфера, когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Нарушения выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований, и, главное, в нарушении целостного развития ребенка.
Учитывая этиологические, патогенетические и клинические параметры задержанного темпа психологического развития детей мною была разработана программа: «Развитие когнитивных процессов у дошкольников с задержанным темпом психического развития». Одним из рабочих блоков данной программы является формирование элементарных математических представлений. Программа составлялась с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства. Работа по обогащению математического развития детей дошкольного возраста имеет коррекционную направленность.
В определенной степени по аналогии с обучением игровой деятельности как ведущей деятельности ребенка-дошкольника строится и методика формирования элементарных математических преставлений. Комплексный подход включает в себя следующие компоненты:
• изучение математических представлений детей;
• организацию пространственно-развивающей среды;
• проведение обучающих игр с математическим содержанием;
• формирование количественных, временных, пространственных и геометрических представлений.
Комплексный подход предполагает формирование математических представлений в тесной связи с обучением другим видам деятельности (развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, конструктивная и игровая деятельность). Реализация комплексного подхода к формированию элементарных математических представлений у детей включает следующие направления коррекционно-развивающей работы :
Разделы программы по формированию элементарных математических представлений,
средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Представления о форме
Представления о величине
Количественные представления
Временные представления
Сюжетно-ролевые игры
Конструктивные игры
старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Представления о форме
Представления о величине
Количественные представления. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, конструктивные)
старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Свойства предметов. Геометрические фигуры
Размер предметов
Количество и счет
Десяток
Для формирования математических представлений необходимо реализовывать следующие задачи:
• формировать некоторые самые общие принципы счета: представления об устойчивости порядка числительных при счете; понимание принципа «один к одному» то есть к каждому объекту может быть присоединено только одно числительное; понимание итога счета (общее количество обозначается последним произнесенным числом); понимание того, что любая совокупность объектов может быть сосчитана; умение считать объекты в любом порядке;
• учить образовывать последующее число добавлением одного предмета к группе, предыдущее – удалением одного предмета из группы;
• совершенствовать элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, зрительного и тактильного восприятия;
• формировать операционально-техническую сторону деятельности: действовать двумя руками, одной рукой (удерживать, поворачивать, расставлять фигуры в ряд, брать по одной игрушке, картинке, убирать счетный материал, геометрические фигуры);
• познакомить детей с количеством в пределах десяти;
• учить узнавать цифры 1-10 и соотносить их с количеством пальцев и предметов; изображать цифры 1-10 (рисовать, конструировать);
• учить называть цифровой ряд, выкладывая цифры в последовательности, подбирая соответствующую цифру к количеству предметов, выделяя цифровые знаки среди других изображений;
• развивать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной);
• производить образование множеств из однородных и разнородных предметов, игрушек, их изображений; группировать предметы в множества по форме (шары, кубы, круги, квадраты, по величине (большой – маленький, широкий – узкий, высокий – низкий, толстый – тонкий, длинный – короткий, по количеству (в пределах десяти);
• учить осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции, а также определять форму предметов в бытовом окружении;
• формировать представления о времени : учить детей на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) узнавать и называть реальные явления и их изображения – контрастные времена года (лето, зима, весна, осень).
Работа по формированию элементарных математических представлений предполагает большую гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушений у конкретного ребенка. Распределение материала по этапам дает возможность в соответствии с онтогенетическим принципом развития строить коррекционно-образовательную работу в начале каждого последующего года обучения. Это позволяет детям восстановить утраченное, забытое, сделать процесс математического развития целостным, а формирование элементарных математических представлений непрерывным. Предлагаемый для усвоения материал (количественные, временные, геометрические, пространственные, величинные представления) от этапа к этапу усложняются. Таким образом, тема остается прежней, а ее содержание изменяется, раскрывая сначала предметную, затем функциональную, смысловую стороны, затем сферу причинно-следственных, временных, количественных отношений, связей между внешними признаками функциональными свойствами.
Литература
1. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; 2002.
2. Белова И. К., Шевченко С. Г., Былич Р. В., Волкова И. Н. и др. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. – М. : «Ника-Пресс», 1997
3. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. –136 с.