Искандарова Адиля Медихатовна
Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии
Формированию у детей математических представлений отводится важное место в общей системе развивающего обучения. Это вызвано рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. В нашей стране пескотерапия получила распространение сравнительно недавно. Для более успешного усвоения и закрепления математического материала мы используем в своей работе нетрадиционные методы: песочную терапию (игры с песком).
Актуальность.
Формированию у детей элементарных математических представлениям отводится важное место в общей системе развивающего обучения. «Пескотерапия» дает возможность совершенствования качества развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста на занятиях по математике, в самостоятельной и совместной деятельности с детьми.
Цель: формирование элементарных математических представлений через игры и упражнения с песком.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Формирование у детей математических представлений (числа, геометрические фигуры) и способов познания действительности (счёт, измерение, ориентировка в пространстве);
2. Развитие сенсорных (предметно-действенных, логических способов познание математических свойств и отношений;
3. Развитие интеллектуально-творческих и речевых проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
4. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения к другим детям, стремления к активной деятельности;
Я думала в каких образовательных областях можно применить элементы песочницы и поняла- во всех, что её можно использовать во всех видах деятельности. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во- вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В- третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми.
Для формирования элементарных математических представлений с детьми мы проводим специальные игры и упражнения с песком, имеющие математическое содержание. Такие игры формируют у детей представления, о величине и форме, позволяют научить ребенка считать, сравнивать и т. п. Включение в игры с песком мелких игрушек, природного материала (камешков, ракушек, желудей, каштанов и т. п.) расширяет возможности математического развития детей, что позволяет им осваивать как трехмерное, так и двухмерное пространство.
Для проведения игр в группе специально организована развивающая среда:
- световой стол;
- емкости для игр и опытно-поисковой деятельности: тазики, подносы, трубочки для коктейля, ведра, пластиковые бутылки;
- Песок, манка;
- совочки, грабельки;
- природный материал: манка, камешки разного цвета и величины, каштаны, горох, шишки, желуди;
- пробки, цифры, буквы, геометрические фигуры;
Методическое оснащение:
- подборка дидактического материала, упражнений для игры с песком;
- подборка литературного материала (стихотворений, потешек, загадок, пословиц, сказок);
- подборка схем для «рисования на песке»;
- предметные и сюжетные картинки;
- подборка музыкальных произведений.
Сегодня я хочу с вами поделиться своими результатами этой работы.
Все занятия проводятся в форме игры. Главным условием является то, что повторение заданий происходит в новых условиях, в новых ситуациях, это необходимо для того, чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.
Работу (по данному виду деятельности) проводится по подгруппам и индивидуально работу проводим во второй половине дня, на закрепление материала или с ребенком, у которого есть трудности в усвоении данной темы.
Так как работа с песком не безопасна для здоровья ребенка, я в своей работе решила использовать манную крупу и соль. А если используем песок, то мы промываем его несколько раз, а потом в духовке просушиваем.
Я покажу некоторые игры с песком, которые использовали в работе с детьми нашей группы для формирования элементарных математических представлений.
«Веселые раскопки»
Для этой игры понадобится миска с солью и мелкие игрушки из киндера. Дети по одному запускают руку в миску с солью, достают по одной фигуре и называют её.
«Угадай, какая геометрическая фигура тебе попалась».
Принцип игры: «Чудесный мешочек». Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти фигуру и, не доставая ее из песка, определить, какая фигура ему попалась в руки.
• Какая геометрическая фигура в руке?
• Какого она цвета?
• На какие предметы похожа эта фигура?
«Угадай, какая цифра попалась в руки?»
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки.
«Археологи»
"Сделай цифру из песка"
Перед ребенком на песке лежат камешки, природный материал. Педагог предлагает сосчитать их и "написать" рядом нужную цифру. Для этого ребенок должен выбрать нужную цифру, формочку и вылепить цифру из песка.
- Знакомство с цифрами до 10, рисовали пальчиком на песке цифры и выкладывали по контуру мелким природным материалом;
При знакомстве с числами и цифрами в игре «Достань столько же» ребёнок ищет и находит нужное количество предметов в песке.
«Собери бусы»
Педагог рисует на песке полукруг, а ребенок выкладывает по линии бусинки по образцу.
«Волшебный карандаш»
Развитие у детей графомоторных навыков, ручной умелости, зрительно-моторной координации, подготовки руки к письму. Дети «рисуют» цифры, разные фигуры на подносе.
«Песочный телеграф»
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру. Тот, кто получил «сообщение», должен— нарисовать фигуру пальцем на песке.
«Вертикаль – горизонталь».
Для развития пространственной ориентации использовали игры: - «Пройди по дорожке» - по принципу графического диктанта.
«Домик для друзей» - игрушка поселится в квартире, когда ребёнок скажет её адрес – 2 этаж, слева (справа). Ребёнок находит эту квартиру. Дети могут сами друг другу загадать, где кто живёт.
«Посади овощи»
Предлагаем ребенку отправиться в огород и посадить овощи (морковь, репу, огурец, лук). Дается инструкция: «Посади репку в левом верхнем углу», «Посади репу в середине» и т. д. Затем предлагается рассказать, куда и что посадили. Развивать умение обозначать словами пространственное направление от себя: вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади и ориентация на различные признаки (цвет, форма, размер).
«Дорисуй»
Воспитатель, предлагает любую геометрическую фигуру или рисует широкие, узкие линии, длинные, короткие, высокие и низкие, а ребенок дорисовывает.
«Попробуй, угадай»
- ребёнок слушает загадку: твоя пуговка не в красном квадрате, не в зелёном, а в третьем; или игрушка в том квадрате, который между зелёным и красным. В ней так же закрепляем порядковый счёт.
Работа по формированию элементарных математических представлений проходит успешно, когда с детьми работают не только воспитатели, но и родители. С этой целью мы провели родительское собрание, где рассказали о своей работе, показали игры, в которые родители могут играть самостоятельно с детьми. В уголок для родителей внесли папку – передвижку с информационным материалом по данной теме. Провели совместные игры детей с родителями в песке.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии в развитии математических представлений дает положительные результаты.
Игры с математическим содержанием не только формируют у детей элементарные математические представления, но и помогают установлению эмоционального контакта детей и взрослых, детей друг с другом, формируют чувство партнерства и взаимопомощи. Я считаю, что всё это дает возможность использовать «Пескотерапию» для развития, обогащения познавательного интереса ребенка;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!