Елена Антонец
Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Антонец Е. В.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлински
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Современные требования к дошкольному образованию диктуют необходимость использования новых форм его организации, при котором синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия. Создание условий, обеспечивающих развитие детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач государства и общества.
Публикация «Использование дидактических игр в формирование элементарных математических представлений старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
Формирование элементарных математических представлений у детей с ТНР осуществляется комплексно в разнообразных видах деятельности В процессе их предматематической подготовки следует учитывать, что у детей данной категории в старшем дошкольном возрасте на фоне с сравнительно развернутой речи еще часто наблюдается неточное знание и неточное употребление многих слов, в том числе и элементарных математических терминов. Дети затрудняются в употреблении слов, характеризующих качества, признаки, состояния предметов и действий, способы действий. Им трудно дается использование сложных предлогов, что важно иметь в виду при обучении их решению арифметических задач, словесному обозначению пространственных отношений. Для формирования элементарных математических представлений детей большое значение имеют игровая (дидактические, сюжетно-дидактические, театрализованные и подвижные игры) деятельность. На специально организованных занятиях у детей развивают произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, зрительно пространственные представления, проводят работу по увеличению объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти детей, развитию их логического мышления. Детей с ТНР обучают планированию математической деятельности и ее контролю с участием речи.
Основной задачей обучения дошкольников с ТНР основам математических знаний в этот период становится формирование психологических механизмов, обеспечивающих успешность развития и обучения, самостоятельность детей в дальнейшей учебной деятельности и применение математического опыта в практической жизни. Дети овладевают наиболее сложным психологическим действием — решением арифметических задач. На занятиях они учатся составлять схемы, таблицы, рисовать фигуры, рисунки, которые затем используют в своей математической деятельности. Наряду с общеразвивающими занятиями, которые проводит воспитатель, учитель-логопед осуществляет индивидуальную логопедическую работу по профилактике дискалькулии у детей с учетом уровня сформированности у них базовых механизмов овладения счетом и счетными операциями и предрасположенности к дискалькулии.
Работая воспитателем в детском саду, я большое значение в работе уделяю развивающим играм, которые имеют важную роль в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Что же такое развивающие игры? Мы знакомы с тем, что дети быстро теряют интерес к игрушке и игре. Это происходит из-за того, что дети маленькие и способности их ограниченны. Не происходит побуждения к усиленной умственной деятельности, не требуется значительного напряжения; дети удовлетворяют лишь сиюминутные потребности. Но этого очень мало для успешного развития творческих способностей. Необходимы игры, моделирующие творческий процесс, создающие условия для развития интеллекта.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.
Исходя из вышесказанного и отводя развивающим играм важное значение в ФЭМП детей дошкольного возраста, я могу прогнозировать результат – планомерное, последовательное (от простого к сложному) применение развивающих игр в разных формах деятельности с дошкольниками от младшего возраста до подготовительной выпускной группы, приведут к количественным и качественным изменениям, которые произойдут в умственном развитии детей.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воспитатели воздействуем на все стороны развития личности ребё нка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Актуальность.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы воспитатели воздействуем на все стороны развития личности ребё нка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Цель – дать детям знания в ФЭМП посредством развивающих игр.
Для реализации своей цели решаю следующие задачи:
Развивающие задачи. Эти задачи направлены на становлении психических процессов ребё нка: ощущении, восприятии, внимания, памяти, мышлении, речи воображении:
-развивать у детей образную память;
-развивать и совершенствовать сенсорные процессы ребёнка, используя игры на развитие ощущений и восприятия;
- способствовать развитию речи, как основы познавательной деятельности;
- развивать слуховое внимание;
- развивать у детей дисциплинированность.
Обучающие задачи. Эти задачи направлены на формирование у детей деятельной способности и умений выполнения разнообразной деятельности (изобразительной, вычислительной, речевой, театрализованной, конструктивной) :
- развивать у детей навыки прямого и обратного счёта в пределах десятка;
- учить составлять целое из частей;
- развивать способность к установлению закономерностей, взаимосвязи знаков и символов;
- группировать предметы по форме, цвету, размеру;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- учить детей измерять длину разными мерками (линейка, шаблон);
- научить обозначать пространственные отношения во времени (неделя, месяц).
Воспитательные задачи. Эти задачи направлены на становление и развитие у детей разнообразных личностных качеств и совершенствование на их основе, формирование культуры личности (культуры поведения, общения, познания, движения, творчества) :
-воспитание культуры речевого общения;
-воспитывать у детей умение слышать друг друга;
-воспитывать в детях гуманное отношение ко всему живому;
-воспитывать в детях любознательность, активность, самостоятельность;
-воспитание волевых качеств.
Насколько успешно будет развитие ребёнка в процессе обучения, зависит выбор методов работы – системы последовательных способов, направленных на достижение поставленных задач. Готовясь к занятию или другой работе по ФЭМП (наблюдению, Д/и, индивидуальной работе, вечеру досуга) я подбираю методы работы. Их три:
1. Наглядный. Познание идёт через ощущение, восприятие, потому что познание дошкольника идёт через мир образов, предметов, звуков.
Натуральная наглядность помогает познать окружающую действительность – игрушки, предметы быта, а так- же звуки, движения, всё, что можно считать.
В старшем возрасте используются более трудные наглядности – изобразительная наглядность-предметы нарисованные на карточках, таблицах. Так же используется схематическая наглядность – схемы, чертежи, планы. Это трудная для понимания детей наглядность, и я начинаю ее давать тогда, когда научу детей понимать простейшие чертежи, планы, когда идёт переход к логическому мышлению.
2. Словесный метод – способствует развитию логического мышления. Используется :
- при объяснении во время показа, когда нужно выполнить задание. При этом объяснение должно быть логическим, убедительным, немногословным. Выполнение действий при этом должно быть эмоционально ярким;
- при беседе на занятии;
- при задании вопросов репродуктивного характера, поискового, обобщающего характера. При этом вопросы должен задавать не только воспитатель, но и дети;
- при указании- по ходу действия работы ребёнку напоминаем, например, посмотри внимательно или обрати внимание;
- при педагогической оценке. Словесное поощрение всегда радует детей, способствует активности, положительному результату. Причём в младшем и среднем возрасте она должна быть только позитивной, а в старшем возрасте оценка может быть и критической.
3. Игровой метод – вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, делает её интересной, и вызывает у ребёнка её решить с минимальными волевыми усилиями. Этот метод способствует развитию умственной активности детей, а так же моторной активности, которая способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребёнка более быстро и точно.
Особенностью игрового метода является то, что от ребёнка требуется полное вхождение в игровую ситуацию.
Чтобы педагогический процесс являлся целостным, я использую следующие формы работы :
1. Регламентированная деятельность – специально организованное обучение. Проводиться с детьми в первой половине дня. Вечером индивидуально.
2. Совместная деятельность взрослого с детьми. Проводиться в течении всего дня. При этом организовывать совместную деятельность надо так, чтобы она не заканчивалась, а плавно перетекала в самостоятельную деятельность.
3. Самостоятельная деятельность детей. Эта деятельность обеспечивает возможность саморазвития ребёнка. Для того, чтобы ребёнок самостоятельно организовывал свою игровую деятельность необходимо, чтобы была создана предметно-развивающая среда.
Самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребёнка. Здесь моя задача заключается в том, чтобы поставить ребёнка в ситуацию выбора в соответствии с его интересами, особенно в старшем возрасте. Ребёнок самостоятельно находит себе занятие.
Вывод: весь педагогический процесс должен способствовать удовлетворению потребностей ребёнка.
Рассмотрим подробнее, какое влияние оказывают развивающие игры на ФЭМП у детей дошкольного возраста.
Все развивающие игры я для себя разделила на группы (таблица №1).
ТАБЛИЦА № 1
Перечень развивающих игр по ФЭМП
в дошкольном возрасте по группам
ИГРЫ С ЦИФРАМИ
ПУТЕШЕСТВИЯ ВО ВРЕМЕНИ
ИГРЫ НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР
«Весёлый счёт»
«Есть контакт»
«Кубики – цифры»
«Подарок дошкольнику»
«Счётовозик»
«Я умею чтитать»
«Мои первые цифры»
- «Арифметические весы»
«Детям о времени»
«Есть контакт»
«Мои первые часы»
«Часы и Белочка»
«Неделя, стройся»
«Время»
«Кубики для всех»
«Квадрат Воскобовича»
«Трансформер- клубок»
«Уникуб»
«Логические блоки Дьенеша»
«Цветные счётные палочки Кюизинера»
«Лабиринт»
«Части и целое»
«Цветное панно»
«Логические цепочки»
«Сложи узор»
«Контуры»
«Геометрические фигуры»
«Геометрическое лото»
«На что похоже»
«Геометрические формы»
«Составь фигуру»
- «Магнитная мозаика»
ПРИМЕРЫ ИГР Я ПРИВЕДУ:
1. «Сложи квадрат» Б. П. Никитин
Данная игра развивает у детей цветоощущение, помогает усвоить соотношение целого и части, формирует логическое мышление.
2. «Кубики для всех» Б. П. Никитин.
Игра развивает у детей пространственное воображение, учит умению комбинировать; она значительно сложнее, чем игры с обычными кубиками.
3. «Счётные палочки. Эти игры развивают пространственное воображение, учат детей преобразовывать фигуры из одной в другую, упражняют детей в умении выполнять целенаправленные поисковые действия.
4. «Цветные палочки Кюизинера». С их помощью идё т закрепление состава числа: дети строят сериационный ряд в порядке возрастания и убывания. Это и работа с цветом, и закрепление таких понятий, как высокий, низкий, длинный, короткий. Задания можно давать различные и по-разному их решать.
5. «Логические блоки Дьенеша». С помощью блоков тоже можно решать различные задачи. Это форма, цвет, размер, толщина. Всё происходит в процессе различных предметно-игровых действий. Дети, подбирая карточки, которые рассказывают о цвете, форме, размере, толщине блоков, упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, они рассказывают обо всех свойствах блока. Карточки-свойства помогают перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств ведут к словесно-логическому мышлению.
При помощи блоков Дьенеша решается множество задач. Это и развитие умения выявлять цвет, форму, размер, толщину. Например, игры: «На свою веточку», «Кто хозяин?»
В работе я использую следующие педагогические технологии, которые указаны в таблице №2.
Для формирования элементарных математических представлений в нашем дошкольном учреждении создана необходимая материально-техническая база : имеется мебель, оборудование, технические средства обучения, учебные пособия, журналы, газеты.
Учитывая тот факт, что познавательный интерес является лучшим стимулом к обучению, я использую методические приемы, которые помогают привлечь детей посредством игровой деятельности в непосредственно образовательную деятельность (НОД).
Большое значение приобретают дидактические игры, в которых дети постепенно закрепляют полученные знания и умения. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом мои воспитанники овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Я вооружаю детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
В организации образовательной работы с детьми учитываю ряд закономерностей.
Во-первых, при знакомстве детей с элементарной математикой необходимо обеспечить ребенку непосредственное восприятие предметов с помощью органов чувств.
Во-вторых, занятия с детьми организовываю преимущественно в форме игры или игровых упражнений, ситуаций.
В-третьих, для математического развития чрезвычайно важным является применение полученных знаний и навыков в житейских ситуациях.
Познавательный материал, с которым дети знакомятся на занятии, совершенствуется в играх и игровых ситуациях вне занятия. Для этого в группе я создала условия: организовала «Математическую игротеку», где размещаются логические, конструктивные игры, материалы для моделирования. Обеспечить принцип наглядности в обучении детей математике мне помогает : «Уголок занимательной математики» (Яркие цифры, магнитная доска, счетные палочки, пальчиковые игры, математические ребусы, геометрический конструктор, пазлы, а также дидактические игры по направлениям).
В-четвертых, целесообразно дифференцированное использование содержательного материала в работе с отдельными детьми и постепенное его усложнение.
Необходимо учитывать требования к подготовке и проведению НОД:
— планировать содержание с учетом возможностей детей и дидактическими принципами постепенного усложнения материала, построение от простого к сложному;
— продумывать методику работы в соответствии со сложившимися умениями и опытом детей;
— обеспечивать новизну материала;
— активизировать речь детей и побуждать их к самостоятельным действиям с материалами;
— при проведении НОД основным методом является показ предмета и действия с ним, словесные объяснения должны быть предельно простыми и краткими.
Прочное усвоение знаний обеспечивается многократным закреплением действий с предметами в дидактических играх и игровых упражнениях.
Главная роль в развитии ребенка все же принадлежит родителям, поэтому работу с ними я понимаю, как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьей.
В индивидуальных беседах с родителями я информировала о результатах обследования: сделала акцент на положительных моментах, вместе с тем обсудила трудности в представлениях ребёнка и возможные пути помощи ему. В течении года родителям предстоит активно интересоваться успехами детей, выполнять рекомендации. Также с родителями проводятся консультации: «Дидактические игры с математическим содержанием», «Занимательный математический материал», «Математика в повседневной жизни».
Для более эффективного применения развивающих игр в РЭМП я использую перспективное годовое планирование (таблица №3).
В заключении хочется сказать, что с помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и обучение не покажется им трудным и скучным.
ТАБЛИЦА 2
Педагогические технологии
Логические блоки Дьенеша
Цветные счётные палочки Кюизинера
Развивающие игры Воскобовича
Развивающие игры Никитина Б. П
- позволяет моделировать важные понятия не только в математике, но и в информатике;
- способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений;
- позволяет успешно в дальнейшем овладевать основами математики и информатики.
- позволяет одновременно развивать у детей представление о числе на основе счёта и измерения;
- подводит к осознанию отношений больше-меньше, больше-меньше на…;
- позволяет научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками;
- дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «быть одного и того же цвета» и другие.
- развивают познавательно – творческие способности
(игры с буквами, цифрами, знаками).
- развивают способность детей к анализу и синтезу;
- развивают способность комбинировать.
Перспективное годовое планирование использования развивающих игр
в ФЭМП детей подготовительной группы.
ТАБЛИЦА № 3
Месяц
Задачи по ФЭМП
Развивающие игры
Усложнения
СЕНТЯБРЬ
1. Зрительное распознавание и преобразование геометрических фигур, воссоздание их по представлению, описанию;
2. Обозначение пространственных отношений на листе бумаги условными знаками, отношение во времени.
1. «Геометрические
формы»
2. «Путешествие по стране Геометрии»
Найти геометрические фигуры в шуме.
ОКТЯБРЬ
1. Сравнение групп предметов, чисел на наглядной основе;
2. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, место числа среди других чисел ряда.
1. «Контуры»
2. «Арифметические весы»
3. «Я умею считать»
Составь и реши равенство
(сложение и вычитание)
НОЯБРЬ
1. Самостоятельное придумывание задач, головоломок, загадок;
2. Развитие умения ориентироваться в двух и трёхмерном пространстве, в упражнениях на нахождения кубика, идентичного образцу.
1. «Составь и реши задачу»
2. «Весёлый счёт»
3. «Кубики для всех»
4. «Уникуб»
Придумывание задач в несколько действий.
ДЕКАБРЬ
1. Самостоятельное составление планов, схем. Определение и условное обозначение временных отношений: сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год.
1. Лабиринты, игры на нахождения предметов в окружающем пространстве, ребусы.
2. «Детям о времени»
ЯНВАРЬ 1. Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию свойств (н-р, треугольные, небольшие, красные);
2. Самостоятельное воссоздание силуэтов из геометрических фигур. Проявление самостоятельности и творчества в играх-головоломках. 1. «Логические блоки Дьенеша» с использованием пособий : «На свою веточку», «Кто хозяин?».
2. «Танграм».
3. «Колумбово яйцо».
4. «Квадрат Воскобовича».
5. «Цветное панно»
Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию четырёх свойств блоков.
ФЕВРАЛЬ 1. Сравнимость и относительность величин. Зависимость перехода: если первая величина сравнима со второй, а вторая с третьей, то первая сравнима с третьей.
2. Определение зависимостей при делении целого на части.
1. «Цветные палочки Кюизинера»
2. «Части и целое».
3. «Счётные палочки»
МАРТ 1. Сложение и вычитание, прибавление и вычитание по единице при решении арифметических задач, примеров. Формулировка арифметического действия и способа его выполнения. «Составь и реши задачу»
1. «Весёлый счёт»
2. «Есть контакт» Решить равенство в несколько действий, используя числовой отрезок.
АПРЕЛЬ
1. Использование слов : «величина», «форма», «размер», «толщина», «геометрическая фигура», «Цвет» - для определения характеристики свойств объектов.
1. «Логические блоки Дьенеша»
2. «Геометрические формы»
3. «Геометрические фигуры»
4. «На что похоже?»
5. «Геометрическое лото»
МАЙ
1. Обозначение пространственных отношений во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год).
2. Состав числа из нескольких меньших чисел, Сложение и вычитание чисел при решении арифметических задач, находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 1 до 10
1. «Неделя»
2. «Песочные часы»
3. «Детям о времени»
4. «Весёлый счёт»
Находить следующее, предыдущее число для каждого числа от 10 до 20.