МААМ-картинки

Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет»

Ольга Устюгова
Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте

«Влияние малых форм фольклора на развитие речи

дошкольников 3-4 лет»

Пояснительная записка.

Публикация «Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте „Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет“» размещена в разделах

Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.

А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».

Актуальность.

Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.

В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Как отмечает Н. Гавриш: «В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

В соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации», содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей реализуются через проведение проектной деятельности в детском саду.

Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.

Изучив актуальность проблемы, разработала проект рабочей программы по теме: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет».

Цель проекта:

- Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.

Задачи проекта:

1. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.

2. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.

3. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.

4. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время НОД, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.

Цель и задачи определяются государственными стандартами, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.

В завершений проекта хотелось достичь определенных результатов, увидеть что дети узнали, чему научились за это время.

Ожидаемый результат:

1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.

2. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.

3. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.

4. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.

5. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:

1. Доступность содержания материала для детей дошкольного возраста.

2. Познавательная и нравственная значимость.

3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.

Сроки реализации проекта: учебный 2016-2017 год.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):

• Анализ предметной среды группы.

• Изучение методической литературы по проблеме.

• Формулирование целей и задач проекта.

Основной этап:

В ходе реализации проекта были использованы такие формы работы с детьми, что еще больше сблизило и раскрепостило их

- Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.

- Рассматривание иллюстраций.

- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.

– Слушание сказок.

- Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.

- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.

- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.

- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.

-Инсценирование произведений фольклора.

-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.

Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними. Для них были предложены такие формы работы:

- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».

- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.

- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.

- Консультация для родителей и педагогов «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».

- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.

Как обойтись без поддержки своих коллег. Тесное сотрудничество с музыкальным работником, показ театрализованного действия со взрослыми, обобщение и обмен опытом- все совместно с педагогами.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Показ театров с использованием русских народных персонажей.

- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

Итоговый этап:

- Выступление на педагогическом совете.

- Анализ, обобщение результатов проекта: выступление на методических объединениях.

- Рекомендации для педагогов ДОУ и пр.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе младшего возраста

Цели:

1. Приобщать детей к устному народному творчеству.

2. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.

3. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

4. Воспитывать любовь к художественной литературе.

5. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.

6. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.

7. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

8. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.

9. Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.

Задачи:

Потешки:

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

4. .Привлекать детей к рассказыванию потешек.

5. Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.

6. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

7. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

Совместная деятельность взрослого и детей

1. Использование потешек в режимных моментах.

2. Рисование водички по потешке «Дождик, дождик поливай…»

3. Физкультминутка.

4. Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.

5. Беседа о потешках.

6. Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй.

7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Курочка и цыплята»

Образовательная деятельность в режимных момента.

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

4. Дидактическая игра «Чьи детки».

Заклички:

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

Совместная деятельность взрослого и детей.

1. Беседа о закличках

2. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах.

3. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик.»

4. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».

Образовательная деятельность в режимных моментах

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Использование дыхательной гимнастики «Ветерок» (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)

3. Игра «Солнечный зайчик».

4. Рисование дождика с использованием нетрадиционной техники рисования (на песке, на манке и т. д.).

5. Интеграция разных видов деятельности (аппликация+рисование, аппликация+лепка)

Загадки:

1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

2. Учить детей отгадывать загадки.

Совместная деятельность взрослого и детей.

1. Использование загадок.

2. Разгадывание загадок по описанию

Образовательная деятельность в режимных моментах.

1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.

2. Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Пальчиковые игры.

1. Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми.

2. Обогащать словарный запас.

3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.

Совместная деятельность взрослого и детей.

1. .Выполнение действий согласно тексту.

2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.

3. Подвижные игры «У медведя во бору…», «Щенок Митрошка».

Образовательная деятельность в режимных моментах.

1. Использование пальчиковых игр в повседневной деятельности детей, режимных моментах (одевание на улицу, умывание, прогулка)

Русские народные сказки.

1. Воспитывать любовь к художественной литературе.

2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.

Совместная деятельность взрослого и детей.

1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»

2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок», «Репка», «Теремок», «Заяц, лиса и петух» с использованием театральных кукол бибабо, пальчикового театра, плоскостного театра на фланелеграфе.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

1. Чтение сказок.

2. Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.

3. Рассказывание сказок по картинкам.

4. Дидактическая игра «Расскажи сказку».

5. Слушание сказок перед сном.

Колыбельные:

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

Совместная деятельность взрослого и детей.

1. Игра – инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

2. Беседа о колыбельной песне.

3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

3. Слушание колыбельных песен перед сном.

Поговорки:

1. Познакомить детей с поговорками.

Совместная деятельность взрослого и детей.

1. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Осень.

Потешки:

«Зайчишка-трусишка по полю бежал…»; «Ай, лады, лады, лады…»;

«Синичка, синичка, воробью сестричка…»; «Чистая водичка умоет Саше личико»;

«Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть…»; «Огуречик, огуречик…»

«Водят мыши хоровод…»; «Ой, дуду, дуду, дуду.»; «Как у нашего кота шубка очень хороша…»; «Кисонька – Мурысенька, - ты где была?»; «Пошел котик на торжок…»

Русская народная игра «Щенок Митрошка»

Ел щенок Митрошка, кашку у окошка,

(дети «кормят» щенка кашей с ложки)

Уронил Митрошка, ложку за окошко.

(дети «выбрасывают» ложку за плечо)

Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку.

(дети бегут за ложками)

«Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет.»,

Пальчиковые игры:

«Осенние листья»; «За грибами…»; «Этот пальчик в лес пошел…»; «Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?»

Игра – песня «Курочка»

«Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать…»

Загадки:

«Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.»(гриб)

«Много одежек, и все без застежек.»(капуста)

«Сладкая, красная на грядке растет.»(морковка)

«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет»(кошка)

«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»(собака)

«Кто же это к нам бежит, и от радости визжит.

А потом лежит у ног. Это маленький… щенок.»,

«Ищет зернышки подружка

С хохолком на макушке

От крыльца недалеко

Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?»(курочка).

Заклички:

«Дождик, дождик, поливай

Будет хлеба каравай,

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти!»

«Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.»

Колыбельные:

«Котя, котенька, коток, котя серенький лобок…»

Сказки:

«Репка»,

«Теремок»

Зима

Потешки:

«Как на горке - снег, снег…»; «Ты, мороз, мороз, мороз.»; «Ой ты зимушка-зима…»

Загадки:

«Зимой и летом – одним цветом» (елка)

«Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится» (заяц)

«Всю зиму лежал, а весной убежал» (снег)

«С неба звездой, а в руке водой» (снежинка)

«Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой» (сосулька)

Пальчиковые игры:

«Весело зимой»; «Снежок»; «Маленький Егорка»

Сказки:

«Рукавичка»; «Заяц и лиса»

Колыбельные:

«Ай, люли-люленьки…»

Весна

Потешки.

«Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки…»; «Пальчик-мальчик, где ты был…»;

«Солнышко…»; «Ласточка, ласточка…»; «Вот они, сапожки…»; «Жаворонки»

Заклички:

«Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик поливай…», «Радуга-дуга»,

«Иди, весна,

Иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

полной снопок,

Большой урожай

В наш край!»

«Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи.

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще.»

Пальчиковые игры:

«Сорока-ворона кашу варила»

«Моя семья»

Поговорки

«Труд человека кормит» «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».

Колыбельные.

«Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…»

Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что дети узнали и запомнили героев сказки, нашли отклик в использовании потешек в режимных моментах, заучили считалочки и загадки. Смело водят хоровод с запевкой, а совместная работа с родителями сблизила и укрепила взаимоотношения.

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.

Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется картотеками игр, сказок, загадок, русских народных песен, хороводных песен, потешек и пестушек.

Я планирую продолжать свою работу в этом направлении набираться опыта, материала и творческих побед.

Литература

1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.

2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

4. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.

5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.

6. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - Москва; изд. «Лада», 2009

Публикации по теме:

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.

Конспект НОД по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Обед для трех медведей» Конспект НОД по развитию речи в младшем дошкольном возрасте. Тема: «Обед для трех медведей» Цель: уточнение и закрепление понятий «маленький».

Консультация «У Курочки Рябы в гостях» в младшем возрасте развитие речи средствами театральной деятельности цель: Развитие речи средствами театральной деятельности. Закрепить знания о домашних животных: учить подражать голосами животных, учить пересказывать.

Перспективное планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшем дошкольном возрасте Планирование по развитию речи посредством театрализованной деятельности в младшей группе" Воспитатель : Грязнова Татьяна Сергеевна МБДОУ».

Проект в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет» Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет» Фольклор в.

Развитие мотивации к занятиям физической культурой в младшем дошкольном возрасте Для детей младшего школьного возраста является характерным высокий уровень эмоциональности. Ребенок воспринимает окружающий мир с «чистого.

Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется.

Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является.

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм Фольклор - это самобытное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество тысячелетиями вбирало в себя жизненный опыт,.

Развитие внимания в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте Развитие внимания в раннем возрасте и младшем дошкольном возрасте В последнее время остро стоит проблема готовности ребенка к обучению в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет»
Опубликовано: 26 ноября 2019 в 21:13
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Устюгова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД