Ольга Устюгова
Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте
«Влияние малых форм фольклора на развитие речи
дошкольников 3-4 лет»
Пояснительная записка.
Публикация «Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте „Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Устное народное творчество (народные песенки, потешки, пестушки) представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.
А. П. Усова считает: «Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи».
Актуальность.
Взрослые - хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Дети младшего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения - устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Как отмечает Н. Гавриш: «В младшем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи».
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". Так, где же, как не в русском народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову.
Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
В соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании Российской Федерации», содержание программы ФГОС должно обеспечивать развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области): - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие, речевое развитие; - художественно – эстетическое развитие; - физическое развитие. Все эти области развития детей реализуются через проведение проектной деятельности в детском саду.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Время не ждет, работу необходимо начинать сейчас.
Изучив актуальность проблемы, разработала проект рабочей программы по теме: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет».
Цель проекта:
- Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
1. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
2. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
3. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
4. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время НОД, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
Цель и задачи определяются государственными стандартами, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.
В завершений проекта хотелось достичь определенных результатов, увидеть что дети узнали, чему научились за это время.
Ожидаемый результат:
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
3. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
4. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
5. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания материала для детей дошкольного возраста.
2. Познавательная и нравственная значимость.
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Сроки реализации проекта: учебный 2016-2017 год.
Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
• Анализ предметной среды группы.
• Изучение методической литературы по проблеме.
• Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:
В ходе реализации проекта были использованы такие формы работы с детьми, что еще больше сблизило и раскрепостило их
- Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
– Слушание сказок.
- Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.
- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
-Инсценирование произведений фольклора.
-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.
Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними. Для них были предложены такие формы работы:
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Консультация для родителей и педагогов «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
Как обойтись без поддержки своих коллег. Тесное сотрудничество с музыкальным работником, показ театрализованного действия со взрослыми, обобщение и обмен опытом- все совместно с педагогами.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Показ театров с использованием русских народных персонажей.
- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Итоговый этап:
- Выступление на педагогическом совете.
- Анализ, обобщение результатов проекта: выступление на методических объединениях.
- Рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе младшего возраста
Цели:
1. Приобщать детей к устному народному творчеству.
2. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами.
3. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
4. Воспитывать любовь к художественной литературе.
5. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием.
6. Формировать понимание назначения и основного содержания закличек, поговорок, потешек.
7. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
8. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
9. Стимулировать желание детей исполнять потешки, отгадывать загадки.
Задачи:
Потешки:
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.
3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.
4. .Привлекать детей к рассказыванию потешек.
5. Обогащать словарный запас фольклорной лексикой.
6. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
7. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
Совместная деятельность взрослого и детей
1. Использование потешек в режимных моментах.
2. Рисование водички по потешке «Дождик, дождик поливай…»
3. Физкультминутка.
4. Чтение книг и рассматривание иллюстраций в семейном кругу.
5. Беседа о потешках.
6. Создание мини - книжки по любой потешке всей семьёй.
7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши», «Курочка и цыплята»
Образовательная деятельность в режимных момента.
1. Исполнение потешек во время режимных моментов.
2. Игры по содержанию потешек.
3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.
4. Дидактическая игра «Чьи детки».
Заклички:
1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.
2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
Совместная деятельность взрослого и детей.
1. Беседа о закличках
2. Обыгрывание закличек на музыкальных инструментах.
3. Совместная аппликация по закличке «Дождик, дождик.»
4. Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Дождик, дождик, кап, кап…».
Образовательная деятельность в режимных моментах
1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
2. Использование дыхательной гимнастики «Ветерок» (дуть на перышко, ватку, листочек и т. д.)
3. Игра «Солнечный зайчик».
4. Рисование дождика с использованием нетрадиционной техники рисования (на песке, на манке и т. д.).
5. Интеграция разных видов деятельности (аппликация+рисование, аппликация+лепка)
Загадки:
1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.
2. Учить детей отгадывать загадки.
Совместная деятельность взрослого и детей.
1. Использование загадок.
2. Разгадывание загадок по описанию
Образовательная деятельность в режимных моментах.
1. Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.
2. Рассматривание домашних животных на «русском подворье»
Пальчиковые игры.
1. Познакомить детей с новыми пальчиковыми играми.
2. Обогащать словарный запас.
3. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.
Совместная деятельность взрослого и детей.
1. .Выполнение действий согласно тексту.
2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра.
3. Подвижные игры «У медведя во бору…», «Щенок Митрошка».
Образовательная деятельность в режимных моментах.
1. Использование пальчиковых игр в повседневной деятельности детей, режимных моментах (одевание на улицу, умывание, прогулка)
Русские народные сказки.
1. Воспитывать любовь к художественной литературе.
2. Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание.
3. Создать атмосферу радостного настроения, способствовать речевому общению.
Совместная деятельность взрослого и детей.
1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»
2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Теремок», «Репка», «Теремок», «Заяц, лиса и петух» с использованием театральных кукол бибабо, пальчикового театра, плоскостного театра на фланелеграфе.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
1. Чтение сказок.
2. Рассматривание картинок с изображением персонажей по сказкам.
3. Рассказывание сказок по картинкам.
4. Дидактическая игра «Расскажи сказку».
5. Слушание сказок перед сном.
Колыбельные:
1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.
2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
Совместная деятельность взрослого и детей.
1. Игра – инсценировка «Уложим Алёнушку спать».
2. Беседа о колыбельной песне.
3. Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».
3. Слушание колыбельных песен перед сном.
Поговорки:
1. Познакомить детей с поговорками.
Совместная деятельность взрослого и детей.
1. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.
Образовательная деятельность в режимных моментах.
1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
Осень.
Потешки:
«Зайчишка-трусишка по полю бежал…»; «Ай, лады, лады, лады…»;
«Синичка, синичка, воробью сестричка…»; «Чистая водичка умоет Саше личико»;
«Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть…»; «Огуречик, огуречик…»
«Водят мыши хоровод…»; «Ой, дуду, дуду, дуду.»; «Как у нашего кота шубка очень хороша…»; «Кисонька – Мурысенька, - ты где была?»; «Пошел котик на торжок…»
Русская народная игра «Щенок Митрошка»
Ел щенок Митрошка, кашку у окошка,
(дети «кормят» щенка кашей с ложки)
Уронил Митрошка, ложку за окошко.
(дети «выбрасывают» ложку за плечо)
Вед. : Кто легок на ножку, беги, принеси ложку.
(дети бегут за ложками)
«Идет петушок, Красный гребешок, Хвост — узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка. Рано утром встает, Красны песенки поет.»,
Пальчиковые игры:
«Осенние листья»; «За грибами…»; «Этот пальчик в лес пошел…»; «Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?»
Игра – песня «Курочка»
«Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать…»
Загадки:
«Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел.»(гриб)
«Много одежек, и все без застежек.»(капуста)
«Сладкая, красная на грядке растет.»(морковка)
«Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет»(кошка)
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, хвост колечком»(собака)
«Кто же это к нам бежит, и от радости визжит.
А потом лежит у ног. Это маленький… щенок.»,
«Ищет зернышки подружка
С хохолком на макушке
От крыльца недалеко
Раздается: ко-ко-ко. Кто же это?»(курочка).
Заклички:
«Дождик, дождик, поливай
Будет хлеба каравай,
Дождик, дождик, припусти,
Дай капустке подрасти!»
«Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.»
Колыбельные:
«Котя, котенька, коток, котя серенький лобок…»
Сказки:
«Репка»,
«Теремок»
Зима
Потешки:
«Как на горке - снег, снег…»; «Ты, мороз, мороз, мороз.»; «Ой ты зимушка-зима…»
Загадки:
«Зимой и летом – одним цветом» (елка)
«Зимой беленький, а летом – серенький, никого не обижает, а сам всех боится» (заяц)
«Всю зиму лежал, а весной убежал» (снег)
«С неба звездой, а в руке водой» (снежинка)
«Морковка белая из воды сделана, растет зимой вниз головой» (сосулька)
Пальчиковые игры:
«Весело зимой»; «Снежок»; «Маленький Егорка»
Сказки:
«Рукавичка»; «Заяц и лиса»
Колыбельные:
«Ай, люли-люленьки…»
Весна
Потешки.
«Ладушки, ладушки, испекла бабка оладушки…»; «Пальчик-мальчик, где ты был…»;
«Солнышко…»; «Ласточка, ласточка…»; «Вот они, сапожки…»; «Жаворонки»
Заклички:
«Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик поливай…», «Радуга-дуга»,
«Иди, весна,
Иди, красна,
Принеси ржаной колосок,
полной снопок,
Большой урожай
В наш край!»
«Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи.
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще.»
Пальчиковые игры:
«Сорока-ворона кашу варила»
«Моя семья»
Поговорки
«Труд человека кормит» «Апрель с водой, а май с травой», «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».
Колыбельные.
«Баю-бай,баю-бай, ты собачка не лай…»
Подводя итог проделанной работе, можно отметить, что дети узнали и запомнили героев сказки, нашли отклик в использовании потешек в режимных моментах, заучили считалочки и загадки. Смело водят хоровод с запевкой, а совместная работа с родителями сблизила и укрепила взаимоотношения.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое значение для развития речи воспитанников младшей группы.
Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.
Анализируя сборы методических наработок можно сказать, что методический материал регулярно пополняется картотеками игр, сказок, загадок, русских народных песен, хороводных песен, потешек и пестушек.
Я планирую продолжать свою работу в этом направлении набираться опыта, материала и творческих побед.
Литература
1. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
4. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
5. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
6. Агапова И. А., Давыдова М. А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей» - Москва; изд. «Лада», 2009