Папки-передвижки

Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора

Лена Тулынкина
Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивность к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Публикация «Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора» размещена в разделах

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности :К. Д. Ушинский, Эльконин, Е. И. Тихеева,

«Пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребёнка на русский лад» К. Д. Ушинский.

Об одной из общих задач развития речи детей Е. И. Тихеева писала так: «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания. … Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обуславливает ценность слова».

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю. Г. Илларионова, Ф. А. Сохин, А. М. Бородич, С. С. Бухвостова, О. С. Ушакова, и др. Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Практика ДОУ показала, что в наши дни наблюдается низкий уровень речевого развития. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родной язык подражая разговорной речи окружающих, прежде всего речи родителей. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости, забывают об этом и процесс развития речи идет сам по себе. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Педагоги редко используют малые формы фольклора на занятиях по развитию речи с детьми.

Цель работы:

Повысить уровень развития речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора.

Задачи:

определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития;

показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, потешках, прибаутках;

сформировать у детей интерес к детскому фольклору;

обогатить словарный запас детей.

В своей работе я выделила 3 этапа

На 1 этапе я выделила основные формы малого фольклора, отобрала произведения с учетом возрастных особенностей детей и календарным планированием.

Подготовила наглядный материал, способствующий освоению материала (предметы быта, игрушки, картинки)

На 2 этапе использовала подготовленный материал в организации деятельности детей.

На 3 этапе осуществлялась разработка картотеки и обобщение опыта.

Система работы по развитию речи

посредством малых форм фольклора организовывалась

в разных видах деятельности:

1. НОД

- выполнение упражнений на звукоподражание:

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря, кря-кря-кря…

- дидактические игры,

- заучивание малых форм фольклора.

2. Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

3. игровая деятельность;

4. самостоятельная деятельность детей в центрах развития.

Важную роль в развитии речи детей играет участие родителей.

Цель взаимодействия – объединить усилия взрослых для успешного развития речи детей.

Взаимодействие с родителями осуществляется в рамках специальных мероприятий:

-индивидуальные встречи с родителями, систематически проходящими в течение года.

-создание книжного уголка «Малых форм фольклора» по развитию речи при участии родителей.

- оформление стенда информации.

-проведение родительских собраний, на которых родители делятся своим опытом по развитию речи детей.

- участие родителей в праздничных утренниках, театрализованных представлениях, сценках.

Взаимодействие детского сада с семьёй значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка.

Результатом моей работы явилось то, что

дети стали стремится к общению со взрослыми и активно подражают им;

Проявляют интерес к потешкам, песням, рассматриванию картинок;

Эмоционально откликаются на различные произведения литературы.

А также они с большой охотой приходят в детский сад, легче проходит адаптационный период. Следует сказать и о том, что вводя в свою работу потешки, прибаутки я знакомлю детей с творчеством русского народа. Обыгрывая малые формы фольклора я использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

НОД

СЕНТЯБРЬ «К то у нас хороший»

«Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки»

«Большие ноги шли по дороге …»

«Приди, котенька-коток»

ОКТЯБРЬ «Ах, ты моя девочка»

«Скрип, скрип, скрипачок …»

«Расти коса до пояса»

«Петушок, петушок»

НОЯБРЬ «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды»

«Вот и люди спят»

«Пошел котик на Торжок …»

«Сорока-сорока»

ДЕКАБРЬ «Как у Маши маленькой …»

«Там котик усатый …»

«Елка, елка, елочка»

«Вот проснулся петушок …»

ЯНВАРЬ «От водички, от водицы все улыбками искрится»

«Заинька походи …»

«Умница Катенька, ешь кашку сладеньку»

«Ай, качи, качи, качи …»

ФЕВРАЛЬ «Наша Катя маленька»

«Ночь прошла, темноту увела»

«Чему, чему волосоньки …»

«Я — Мороз — кранный нос»

МАРТ «Чистая водичка умоет Поле личико»

«В печи калачи как огонь горячи …»

«Солнышко, покажись …»

АПРЕЛЬ «Разденьте меня, разуйте меня …»

«Травушка — муравушка со сна поднялась …»

«Наварили каши»

«Киса, кисонька, коток …»

МАЙ «Мыли мылом ручки …»

«Вот они сапожки …»

«У котика в чашке было много кашки …»

«Солнышко-ведрышко …»

ИЮНЬ «Кушай, Маша, не спеша»

«Сидит белка на тележке»

«У забора сиротливо пригорюнилась крапива»

«Радуга-дуга, не давай дождя …»

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

СОН

1. Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

2. Бай, бай, бай, бай,

Ты, собаченька, не лай

И в гудочек не гуди

Наших деток не буди.

Наши детки будут спать

Да большими вырастать.

Они поспят подольше,

Вырастут побольше.

3. Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке

Спать велят.

4. Ходит сон по лавочке

В красненькой рубашечке,

А Сониха - по другой-

Сарафанец голубой.

Они вместе идут,

Дрему Катеньке несут.

5. Байки-побайки,

Прискакали зайки,

Стали люльку качать,

Сладку дрему навевать.

Стали в дудки играть,

Начал Миша засыпать.

6. Баю-баю-баиньки,

Купим детке валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет детонька ходить,

Будет валенки носить.

7. Ах, ты котик серенький,

Хвостик у тебя беленький,

Брысь, котик, не ходи!

Наших деток не буди.

8. Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают.

Ноги тоже отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

КОРМЛЕНИЕ

1. Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

2. Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды:

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил — так убери.

3. А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот — тарелка, вот — еда.

Не останется следа.

4. На моей тарелочке

Рыженькая белочка,

Чтоб она была видна,

Все съедаю я до дна.

5. Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

6.«Не хочу есть манную кашу!»

Кричала девочка Маша.

«Правильно» — думала каша,

Хорошая девочка Маша».

7. Посадим на ложку

Капустку, картошку — и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки, картошки.

И нет на тарелке — гляди!

8. Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.

Один скажет - кашкою,

Другой - простоквашкою,

Третий скажет - молочком

И румяным пирожком.

9. Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Ну и каша!

Так в рот и просится!

10Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось.

И мизинчик

Попробовал малость.

Чуточку съели

Лобик с макушкою,

Остальное ушки докушали!

11. Вот это – хорошая девочка.

Зовут эту девочку Маша.

А это её тарелочка.

А в этой тарелочке.

Нет, не каша

Нет, не каша

И не угадали:

Села Маша,

Съела кашу –

Всю,

Сколько дали!

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1. Ай, лады-лады-лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Друг другу улыбаемся.

2. Водичка серебристая

Струится из-под крана.

И мыло есть душистое,

Совсем как в нашей ванной.

3. Чистая водичка

Умоет Саше личико,

Анечке - ладошки,

А пальчики - Антошке.

«Водичка серебристая,

4. Ты как сюда попала?»

«Через луга росистые

Я в детский сад бежала»

«Водичка серебристая,

Зачем ты к нам бежала?»

«Чтоб все вы были чистыми,

Чтоб всё вокруг сверкало»

5. Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

-Посмотрите, крошки,

-На свои ладошки.

-Ах, какие ладошки!

-Чистые ладошки!

6. В ручейке вода струится

В речке плещется вода.

Мы под краном будем мыться,

Без воды мы никуда.

7. Моем руки, моем лица

Мылом, щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

8. Знаем, знаем, да-да-да,

Где тут плещется вода.

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошки,

По-нем-нож-ку,

Нет, не понемножку - посмелей,

Будем умываться веселей.

9. Не умыться, не напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

И потому всегда

Всем, везде нужна вода.

10. Из колодца курица

Принесла водицы.

И цыплята всей гурьбой

Побежали мыться.

11. Кран, откройся,

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся,

Грязь, смывайся!

Грязь, сдавайся!

12. Лейся, чистая водичка,

Ты умой мне чисто личико,

Шейку, ручки умывай,

Ничего не забывай!

13. Мылом, мылом чисто мойся,

Ни о чем не беспокойся.

Мыло не кусается, просто умывается.

14. Кто не моет руки с мылом

От среды и до среды.

На мохнатом полотенце

Отпечатаны следы.

15. Чистим чистим трубочиста

- чисто чисто, чисто чисто

Будет будет трубочист

чист чистчистчист.

16. Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Вот оно и не упало,

Мы не моем его сначала.

Ах, опять оно упало,

Будем мыть его сначала.

17. Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

18. В руки мыло мы возьмем,

И водичку мы польем,

Моем руки быстро, быстро, быстро.

Моем чисто, чисто, чисто!

А потом лицо умыли,

Глазки тоже мы промыли,

Полотенцем утирались,

На себя мы любовались!

19. Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

20. Кран,Откройся!

Нос,

Умойся!

Глаз,

Купайся!

Грязь,

Сдавайся!

21. Начинаем наш урок.

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем мы штаны снимать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Таня будет очень рада!

22. Тёма, Тёма-малышок!

Ты садись-ка на горшок,

Не ходи угрюмый,

Посиди-подумай!

Как тебя зовут, дружок?

А меня зовут «Горшок»!

23. Я спасаю всех детей

От разных неприятностей.

Если будем мы дружить,

Будешь ты сухим ходить!

24. Ты гуляй, играй, читай,

Но про меня не забывай!

Посиди, не торопись,

Сделай, деточка, сюрприз!

25. Мы с тобой пойдем гулять

Будем прыгать и играть.

Что же ты забыл, дружок?

Сесть на Мишенькин горшок.

Молодец, теперь скорей

Побежали до дверей.

РАСЧЕСЫВАНИЕ

1. Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Взрослых, детка, слушайся.

2. Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

3. Уж я косу заплету,

Уж я русузаплёту,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

«Ты расти, расти, коса —

Всему городу краса».

4. Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брагу

Целый день ходить лохматым.

5. Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший!

Ванечка пригожий.

ПРОГУЛКА

1. Таня варежку надела,

Ой, куда я пальчик дела?

Нету, пальчика, пропал,

В свой домишка не попал,

Таня варежку сняла

Поглядите-ка, нашла.

Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

2. А сейчас пойдем гулять.

Будем с детками играть.

Но чтобы Настенька моя

Не замерзла никогда.

Мы наденем шапочку,

Чтобы спрятать ушки,

У Насти на макушке.

А на шейку шарфик теплый,

Очень мягкий и большой.

Ну, теперь комбинезон

Настенькин любимый.

3. Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки, калошки…

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и играть.

4. КУДА ПОШЛИ КОЛГОТКИ?

В деревню Потеряево

Пошли гулять колготки.

Пошли и потерялись там,

Ах, бедные сиротки!

Сидят они под кустиком,

Не плачут, а ревут!

Хозяюшку, хозяюшку,

Хозяюшку зовут.

5. Вот они, сапожки:

Этот - с левой ножки,

Этот - с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

6. Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

7. Уходи с дороги, кот,

Наша Танечка идет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

Наша Танечка идет!

Ни за что не упадет.

Топ-топ, топ-топ-топ!

8. Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ.

Топ-топ по земле,

Ведь земля-то наша.

И для нас на ней растут

Пироги да каша!

Игровая и самостоятельная деятельности

1. Кто тут плачет,

Ой-ей-ей!

Говорят, Андрюшка мой?

Нет, не плачет наш дружок,

Зря вы говорите!

Улыбается уже -

Посмотрите!

2. Левушка? Не Левушка.

Ревушка? Не ревушка.

Так откуда «Уу-уу!»

Раздается - не пойму.

Нету ревушек у нас,

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок.

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите в кулачок

Лева слезки прячет –

Больше он не плачет.

3. Го-ро-шинки,

Не-про-шенки,

Откуда вы взялись?

Автобусом иль поездом

До Насти добрались?

4. Не-е-ет, Портить настроение

Никто вас не просил!

А может ты не плакала,

А дождик моросил?

5. Насупилась, нахмурилась,

Ну вот! Совсем не Яна!

А может, в гости к нам пришла

Царевна Несмеяна?

6. А у нашего Петра

Настроенья нет с утра!

Хнычу-плачу, хнычу-плачу,

Не помогут доктора!

Ну а если доктор - Дынька?

Доктор Персик? Виноград?

Пусть приходят, прилетают!

И домой, и в детский сад!

7. Чики-чики, чики-чок,

Где ты, дедушка Молчок?

Заходи к нам, посидим, Помолчим.

Слышишь, добрый старичок?

Тишина! Пришел Молчок!

Не спугни его, смотри,

Ничего не говори.

8. Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы совсем уже не плачем,

Все у нас в порядке.

или:

Мы поскачем, скачем, скачем,

Скачем на лошадке!

Мы давным-давно не плачем,

Все у нас в порядке!

Публикации по теме:

Использование малых форм фольклора в развитии навыков самообслуживания у детей младшей группы Навыки и привычки, прочно сформированные у детей дошкольного возраста, сохраняются на всю жизнь. Режимные процессы (кормление, подготовка.

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки,.

Развитие речи у детей первой младшей группы посредством дидактических игр. Дидактическая игра «Чья мама, чей малыш?» Задачи: Закрепление знаний детей о домашних животных; умение правильно называть их и их детенышей Целевой ориентир: знают о домашних животных;.

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) Е. С. Богатырева, г. Таганрог.

Проект в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет» Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет» Фольклор в.

Презентация «Развитие речи детей посредством народного фольклора» Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм Фольклор - это самобытное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество тысячелетиями вбирало в себя жизненный опыт,.

Рекомендации педагогам дошкольного ДОУ по использованию малых форм фольклора в развитии детей младшего возраста Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В нем сохранились особенные черты русского характера,.

Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора Севастьянова Евгения Валерьевна Воспитатель МАДОУ детский сад 10 «Солнышко» Статья на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 16:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Лена Тулынкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД