Мокина Вера Анатольевна
Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»
(К. Д. Ушинский.)
Публикация «Консультация „Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Развитие речи средствами малых фольклорных форм выбрано мной, не случайно, данная тема как никогда актуально в наше время в век высоких технологий, быстро меняющегося ритма жизни. Развитие речи через фольклор позволяет ребенку растить любознательность, оценить красоту окружающего мира, познать ценность русского языка и все его многообразие.
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети дошкольного возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Малые формы фольклора широко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Однако отсутствие системы в использовании малых форм фольклора, неумение подчинить работу целям речевого развития не позволяют добиться выраженных результатов в данном направлении.
Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно - речевую деятельность дошкольников.
Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой, Е. И. Тихеевой, О. А. Ивановой, Ф. А. Сохиным и др.
Значение занятий по развитию речи через малые формы фольклора для нравственного воспитания заключаются в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравсткнно - волевые и духовно-нравственные качества личности ребенка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского национального характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Большое место в приобщении детей к народный культуре занимают народные праздники и традиции. Наблюдение за характерными особенностями времен года, погодные изменения, поведение птиц и животных, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связанны с трудовой деятельностью, с различными сторонами общественной жизни человека во всей ее ценности и многообразии. В непрерывном процессе образования ребенок должен получать в первую очередь удовольствие и главная цель педагога создать для этого процесса все условия. Создать доверительную, эмоционально положительную среду во время занятия и в остальных видах деятельности малыша. Процесс обучения должен быть направлен на развитие речи ребенка, на обогащение словарного и речевого запаса ребенка на начальном этапе образования и совершенствования полученных знания в дальнейшем. Развитие речи – это один из важных видов деятельности дошкольников.
В работе педагога (воспитателя) применяются следующие виды работы с использованием фольклора :
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- досуги;
- календарные праздники.
- самостоятельная игровая деятельность.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.
Вывод
Опыт моей работы по теме: «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» показал:
- У детей пополнились знания фольклорными произведениями : потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;
- Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;
- Пополнился словарный запас детей;
- У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.
Перспектива.
Продолжать работу по использованию фольклора на занятиях по развитию речи. Разработать пособие, памятки для воспитателей и родителей по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора. Продолжать прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы. Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.
Список литературы:
1. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи// Дошкольное воспитание. - №8. – 2007.- с. 86-93
2. Сазанова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39 – 2008. – с. 47 – 53
3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994. – 178 с.
4. https://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou[Электронный ресурс]/ Филатова Светлана Владимировна