Светлана Литвишко
Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется всесторонние развитие ребёнка. Через игру ребёнок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра для ребёнка – это особый вид деятельности, в основе которого лежит осознание мира человеческих предметов и отношений. Как известно, для ребёнка, особенно в раннем возрасте, не существует отвлеченная умственная деятельность, по этому освоение окружающего мира выступает для него в форме действия с предметами. Человечество выработало специальные предметы, которые позволяют детям воспроизводить то, что они видят вокруг себя. Специальные предметы – это игрушки. С их помощью малыши по новому реконструируют свой собственный опыт и приобщаются к жизни взрослых.
Публикация «Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Психологи дают определение игры : «Игра- это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств освоения реальности, в которой ребёнок ещё не может действовать наравне со взрослыми».
Необходимое предпосылка игры – наличие разнообразных впечатлений. Ещё одно условие возникновения игры – умение ребёнка подражать действиям взрослого. Умение играть неврожденное. Если взрослый не учит малыша играть, игра не возникнет ни в детстве, ни в школьном возрасте. Малышей необходимо учить игровым действиям, используя разные методические приёмы. Например: в ходе дидактической игры «Кукла заболела» воспитатель может показать, как врач слушает больного, ставит ему градусник, даёт лекарство, заботливо укрывает, ласково с ним разговаривает. Дети посещают кабинет врача и наблюдают за его действиями на рабочем месте.
Накопление жизненного опыта, овладение навыками самостоятельной деятельности отражаются и на игре. В неё включается всё больше предметов, действия с ними приобретают всё более свободный и увлекательный характер.
В целом можно сказать, что на втором году жизни ребёнка происходит закладка основных составляющих игры : возникновение интереса к новому виду деятельности; умение принять воображаемую ситуацию; овладение первыми игровыми действиями; появление самостоятельных вариаций одного и того же действия с разными предметами (не только с одной куклой, но и мишкой, собачкой и другими игрушками); становление первых замещающих действий подражательного характера (использование палочки вместо ложки, шарика вместо яблока и тому подобного). Однако все эти элементы игры ещё очень не устойчивы и в отсутствии взрослого переходят в простые манипуляции. Именно по этому так велика роль взрослого на данном этапе развития игры. На третьем году происходят значительные усиления потребности малыша в игре. Обогащается эмоциональная окраска, ребёнок начинает играть длительнее и самостоятельнее. Теперь уже ему не столь необходимо постоянное участие взрослого; игрушки сами начинают стимулировать те или иные действия с ними, хотя помощь взрослого всё равно необходима.
Во второй младшей группе дошкольников знакомят не только с трудом врача но и с трудом медицинской сестры. Воспитатель, используя разнообразные приёмы, должен содействовать тому, что бы в игре «Больница» дети брали на себя соответствующие роли; врач осматривает больного, слушает его, даёт указание медсестре; медсестра измеряет температуру, даёт таблетки, ставит горчичники. В этой группе воспитателю так же отводится большая роль в обучении детей игровым действиям, создание частичной игровой ситуации, например: положить на кровать зайца, перед ним на столик поставить лекарство. Недостающие игрушки и предметы дети подбирают сами. Руководя игрой, воспитатель не должен подавлять инициативу дошкольников, а наводящими вопросами, советами, напоминаниями помогать им в развитии сюжета; как лечить зайку? Кто будет его осматривать? Кто будет давать таблетки?
Ребёнок воспроизводит цикл разнообразных действий в рамках одного сюжета, включая в качестве персонажа и самого себя, как бы проверяя на себе степень реальности совершаемых действий. Но, пожалуй, главное достижение этого возраста – бурный рост воображения, для которого игра – самая благоприятная почва. Это выражается в резком увлечении по сравнению с предыдущим периодом замещающих действий. Если на втором году жизни замещение одних предметов другими носят преимущественно подражательный характер, дети третьего года уже способны придумывать их самостоятельно, проявляя большую изобретательность и настоящее творчество. Ребёнок отходит от игровой ситуации, предлагаемой взрослым и диктуемой определённым набором игрушек, и создаёт собственный сюжет, проявляя удивительную изобретательность, что свидетельствует; игра в раннем возрасте может быть творческой. Огромное значение в процессе развития игр приобретает речь, которая позволяет ребёнку осмыслить то, что он делает, развивает его мышление, способность вести диалог с партнёрами, помогает планировать дальнейшие действия. И здесь незаменимая роль взрослого, помогающего своим участием в развитии этого процесса.