Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм

Вера Кузнецова
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклор - это самобытное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество тысячелетиями вбирало в себя жизненный опыт, мудрость поколений, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Малые формы фольклора имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодом поколении. Малые формы фольклора сопровождают ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки, прибаутки. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. Традиционные народные игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» не стареют. Малые формы фольклора привлекают детей яркими поэтическими образами, вызывая у них положительные эмоции. Они укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять нормы человеческого бытия в доступной для детского восприятия форме.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. Великие педагоги, а также воспитатели-практики неоднократно подчеркивали педагогическую направленность фольклора : глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Детям адресованы лучшие произведения в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки. Преимущественно детским жанром стали загадки. Ребятам доступны многие «взрослые» песни, былины, пословицы.

Отличительной чертой малых форм фольклора является предельная обобщенность образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Язык фольклора ясен и доступен детям. Поэтому произведениям фольклора определяется важное место в организации образовательной деятельности дошкольных учреждений.

Детский фольклор инструмент выстраивания отношений с ребенком с учетом возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.

Анализируя труды ученых, которые в своих трудах изучали функциональность детского фольклора, его содержания, художественной специфики, можно отметить, что большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Материал, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Г. С. Виноградов утверждал, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение малых форм детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.

Таким образом, детские малые формы фольклора представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослы. Фольклор для детей включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Организованная образовательная деятельность, направленная на развитие речи детей второй группы раннего возраста посредством малых фольклорных форм.

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи посредством малых фольклорных форм возможна в процессе проведения различных режимных моментов: приёма детей, самостоятельной деятельности, гигиенических процедур, на прогулке, при подготовке к завтраку, обеду, ужину, ко сну и, конечно, в процессе организованной образовательной деятельности.

Предложенная подборка материалов для работы по развитию речи детей второй группы раннего возраста предполагает организацию организованной образовательной деятельности в период с октября по апрель.

Конспект № 1 организованной образовательной деятельности

по потешке «Петушок, петушок»

Интегрированные задачи:

– познакомить детей с малыми фольклорными формами;

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;

– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;

– учить детей по словесному указанию воспитателя находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».

Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.

Ход работы

– Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?

–Петушок.

– Позовё м его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»

Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.

Какой петушок: большой или маленький?

– Петушок маленький.

–Что у него на голове?

–На голове у петушка гребешок.

–Какой у петушка хвост?

–Хвост у петушка большой, красивый.

Воспитатель читает потешку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

– Как кричит петушок?

– Ку-ка-ре-ку!

Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать; дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди. Затем педагог вместе с детьми показывает, как клюет зернышки петушок, как ходит, где у него гребешок.

Воспитатель повторно читает потешку, просит детей произносить текст потешки вместе с ним:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Ты подай свой голосок,

Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!

Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!

Конспект № 2 организованной образовательной деятельности

по потешке «Сорока, сорока»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них;

–во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы «Сорока-сорока! Где была?», «Кашу варила, деток кормила»;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: клюв, длинный, сорока;

– обогащать активный словарь детей словами «сорока», «варила», «кормила», «дала»;

–воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Материал: игрушка сорока.

Ход работы

Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.

– Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел (воспитатель показывает игрушку сороки?

– Птичка. Сорока.

– Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать.

– Покажите, как она летает, машет крылышками.

– А это что такое?

– Клюв.

– А что она может клювом делать?

– Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).

– А покажите, где у сороки ножки?

– Ножки, на которых сорока прыгает.

– Красивая птичка – сорока?

– Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.

– Скажите, какой у сороки хвост?

– Хвост длинный.

– Ребята, про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель, легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);

-Сорока - сорока! Где была?

– Далеко!

– Что делала?

– Кашу варила, деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

– Ты дров не носил,

- Ты печку не топил!

Далее воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала.». Беря последний, пятый пальчик, она произносит:

– А этому не дала?

– Нет.

–А почему?

«Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил – нет ему ничего!»

Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.

При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять :

– Этому дала?

– Дала.

– А этому дала?

– Дала.

В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.

Конспект № 3 организованной образовательной деятельности

по потешке «Курочка-Рябушечка»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить отвечать на вопросы (1-2-ух словными предложениями);

– учить детей имитировать звуки : пи-пи-пи;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: рябушечка, рябая, пестренькая, серые;

– обогащать активный словарь детей словами курочка, водичка, носик, глазки, хвостик, ножки, крылышки;

Материал: игрушка курочки, картинки по потешке.

Ход работы

Ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости – это курочка, а зовут ее Рябушечка, потому что она в пятнышках, рябая. Рассматриваю ее еще раз и задаю вопросы:

– Как зовут курочку и почему?

– Что есть у курочки?

– Какого цвета пятнышки у курочки?

Помогаю с определением цвета:

Серые точечки,

Пятнышки рядышком,

Курочка пестренькая,

Курочка-Рябушечка.

(С. Рещикова)

А сейчас я вам почитаю потешку, а вы послушайте:

– Курочка-Рябушечка,

Куда ты пошла?

– На речку.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-Рябушечка,

Зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-Рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи-пи-пи.

(Русская народная потешка)

Проговариваем эмоционально потешку несколько раз, побуждая детей повторять слова вместе с воспитателем.

Ребята, благодарю вас за работу, вы хорошо отвечали и помогали мне. Сегодня мы с вами узнали, почему курочку зовут рябушечкой и проговаривали потешку «Курочка-Рябушечка».

Конспект № 4 организованной образовательной деятельности

по колыбельной песенке «Баю-бай»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;

– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «не скули», «не буди»;

– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».

Материал: игрушка собака и кукла.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.

– Кто это?

– Собачка и кукла Таня.

Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).

– Как собачка лает? Гав-гав-гав.

– Таня, ты, где была? Гуляла?

– Гуляла.

– Ты долго гуляла, Таня?

– Долго, я устала.

– Ты спать хочешь?

– Да, я хочу спать.

– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет куклу спать.

– А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споё м: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и мелодично читает) :

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа не скули,

Мою Таню не буди.

Чтение повторяется 2-3 раза. Затем воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять слова «бай», «собачка, не лай».

Конспект № 5 организованной образовательной деятельности

по песенке «Наши уточки с утра»

Интегрированные задачи:

– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы песенки;

– учить детей по словесному указанию педагога узнавать уточку;

– имитировать действия животных, воспроизводить звуки животных: «Кря-кря-кря», «Га-га-га», «Бал-бал-бал», «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-ку»;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «Петя», «индюк», «у пруда»;

– обогащать активный словарь детей словами «уточки», «гуси», «курочки».

Материал: платочек, игрушки: утка, гусь, индюк, курочка, петушок.

Ход работы

На столе под платочком – игрушечная утка.

Воспитатель: сегодня к нам пришла гостья, только она спряталась, наверное, хочет, чтобы вы её угадали. Кто же это? Я вам сейчас подскажу. Она любит плавать, нырять на пруду. А ещё, наша гостья любит крякать. Угадали! Конечно это уточка (снимает платок). Ведь только уточки умеют крякать. Как крякают уточки? (Дети отвечают).

Воспитатель: На нашем дворике живут не только уточки. Кто же ещё? Послушайте:

Наши уточки с утра – кря-кря-кря (2р)

Наши гуси у пруда – га-га-га (2р)

А индюк среди двора – бал-бал-бал – балды – балда.

Наши курочки в окно – ко-ко-ко (2р)

А как Петя поутру нам споет ку-ка-ре-ку.

В процессе чтения воспитатель показывает игрушки.

Вот какие животные живут у нас! А вы запомнили? (Показывает игрушки, и дети их называют). Как они кричат? (Ответы детей). Кто из этих животных любит плавать?

Теперь я покажу, как ходит уточка.

Воспитатель изображает маму утку, а дети утят: шагают друг за другом, переваливаясь. По желанию педагога можно прочитать песенку ещё раз.

Воспитатель хвалит детей. Какие замечательные из вас получились утята!

Конспект № 6 организованной образовательной деятельности

по песенке «Коровушка и ее детушки»

Интегрированные задачи:

– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;

– учить говорить в разной высоте голоса;

–упражнять в отчетливом, правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложной фразы: «Я гуляю на лугу»;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «гуляю», «жую», «даю», «травушка»;

– обогащать активный словарь детей словами «теленок – телята», «рога», «корова», «большая», «маленькая».

Оборудование: игрушка – корова, картинки с разными детенышами животных, картинки животных с рогами.

Ход работы

Воспитатель показывает детям игрушку корову и просит назвать животное. Затем вместе с детьми «вспоминает», как корова мычит и спрашивает об этом детей индивидуально. Далее педагог исполняет «Песенку коровушки» :

Му-му-му,

Му-му-му,

Я гуляю на лугу,

Там я травушку жую,

Молочко потом даю.

(С. Рещикова)

Затем педагог показывает картинку с разными детенышами животных и просит отыскать деток коровушки. Вместе с ними четко проговаривает слова: «Теленок – телята». Важно подчеркнуть, что корова большая, а теленок маленький; попросить ребенка изобразить эти звуки то громким, то тихим голосом. Ответы ребенка можно сопровождать рассматриванием картинок с названными животными.

Конспект организованной образовательной деятельности № 7

по сказке «Курочка Ряба»

Интегрированные задачи:

– приучать детей слушать народную сказку;

– учить договаривать слова и фразы;

развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «снесла», «махнула», «кудахчет»;

– обогащать активный словарь детей словами «баба», «Ряба», «яичко», «простое», «золотое», «плачет»,

Материалы: иллюстрации к сказке «Курочка Ряба», картинки с изображением героев сказки, сборно-разборные плоские игрушки «яйцо» из двух и трех частей и медальоны с изображением цыплят по количеству детей.

Ход работы

– Ребята, посмотрите, какие картинки я Вам принесла. Кто нарисован на этой картинке? (Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением героев сказки, дети рассматривают картинки, называют героев: дед, баба, курочка ряба, мышка).

– Сейчас я расскажу Вам сказку «Курочка Ряба» (воспитатель эмоционально рассказывает сказку, показывая картинки с изображением героев сказки).

Дидактическая игра «Собери целое»

– Смотрите, ребята, какое яичко, ой, упало и разбилось, вот другое яичко и это разбилось (воспитатель показывает игрушечное целое «яичко» состоящее из двух частей, затем как будто его роняет, дает по игрушечному яичку каждому ребенку).

– Ой, ой – все яички разбились, ребятки, соберите яички (дети собирают яички, воспитатель радуется, показывает собранные яйца, хвалит детей, тем детям кто очень быстро справился с заданием, дает яичко из трех частей).

– Какие у нас детки молодцы, все яички собрали и появились у нас цыплятки (воспитатель одевает на детей, медальоны с изображением цыплят).

Подвижная игра «Вышла курочка гулять»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (педагог изображает маму – курицу, идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями»).

А за ней ребятки. Жёлтые цыплятки (дети идут за мамой-курицей, и повторяет движения). Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко («грозит» пальчиком! Лапками гребите,зёрнышки ищите (присесть и «грести» лапками! Съели толстого жука, (показываем, какого жука съели,

дождевого червяка, (разводим руки в стороны, выпили водицы

полное корытце (наклоняемся, руки отводим назад).

– Ребята, вы поможете мне рассказать сказку «Курочка Ряба»? (Воспитатель показывает картинки и рассказывает сказку, выдерживая паузы, чтобы дети могли их заполнить).

Жили – были дед и … баба, и была у них … Курочка Ряба.

Снесла курочка … яичко: яичко не простое,золотое.

Дед бил, бил – … не разбил. Баба била, била – … не разбила.

Мышка бежала, хвостикоммахнула: яичко упало и … разбилось.

Дед … плачет, баба … плачет. А курочкакудахчет: «Не плачь, дед, … не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

– Молодцы ребята, хорошо рассказали сказку, а теперь пойдем гулять.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Фольклор - область народного творчества, которая представляет собой одно из средств народной педагогики.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки,.

Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста» «Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей,.

Конспект итогового мероприятия в группе раннего возраста «Знакомство с народной культурой средствам малых фольклорных форм» «Знакомство с народной культурой через малые фольклорные формы» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Физкультурный досуг с использованием малых фольклорных форм «В гости к кукле Кате» в первой младшей группе Физкультурный досуг с использованием малых фольклорных форм «В гости к кукле Кате» (первая младшая группа) Программное содержание: Развивать.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых форм фольклора» Слайд 2 «Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм (скороговорок) Е. С. Богатырева, г. Таганрог.

Досуг «Масленка» для малышей с использованием малых фольклорных форм Атрибутика. Блины на блюде, разрезанные на маленькие порции, шумовые инструменты, карусель. Дети заходят в зал под песню «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА».

Проект в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет» Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет» Фольклор в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами дидактического пособия «Весёлые дорожки» Развитие речи детей раннего возраста средствами дидактического пособия «Весёлые дорожки»[/b]Подготовила :Романова Галина Александровна.

Родительское собрание «Влияние малых фольклорных произведений на развитие речи детей раннего возраста» Родительское собрание на тему: «Влияние малых фольклорных произведении на развитие речи детей раннего возраста» Пояснительная записка: В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
Опубликовано: 23 октября 2019 в 08:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм» (включая файлы) размещена пользователем Вера Кузнецова (УИ 191992) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД