Вера Кузнецова
Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор - это самобытное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество тысячелетиями вбирало в себя жизненный опыт, мудрость поколений, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Малые формы фольклора имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодом поколении. Малые формы фольклора сопровождают ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские пестушки, потешки, прибаутки. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. Традиционные народные игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» не стареют. Малые формы фольклора привлекают детей яркими поэтическими образами, вызывая у них положительные эмоции. Они укрепляют светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогают понять нормы человеческого бытия в доступной для детского восприятия форме.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии - детский фольклор. Великие педагоги, а также воспитатели-практики неоднократно подчеркивали педагогическую направленность фольклора : глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
Детям адресованы лучшие произведения в фольклоре, вся его классика. Почти целиком перешли в детскую аудиторию народные сказки. Преимущественно детским жанром стали загадки. Ребятам доступны многие «взрослые» песни, былины, пословицы.
Отличительной чертой малых форм фольклора является предельная обобщенность образов и ситуаций. Основным принципом изображения жизни в нем является резкое противопоставление добра и зла, идеализация положительных явлений. Язык фольклора ясен и доступен детям. Поэтому произведениям фольклора определяется важное место в организации образовательной деятельности дошкольных учреждений.
Детский фольклор инструмент выстраивания отношений с ребенком с учетом возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей.
Анализируя труды ученых, которые в своих трудах изучали функциональность детского фольклора, его содержания, художественной специфики, можно отметить, что большинство ученых к детскому фольклору относят не только то, что бытует в детской среде, но и поэзию пестования, то есть поэзию взрослых, предназначенную для детей, что существенным образом меняет специфику и объем понятия «детский фольклор». Материал, что бытует в детской среде, входит в устно-поэтический репертуар детей, далеко не всегда является собственно детским творчеством. Велика роль заимствований из фольклора взрослых, литературы и других видов искусства. Г. С. Виноградов утверждал, что весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Если даже ограничить задачи только изучением художественной формы, следует помнить, что в детском фольклоре четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций. Следовательно, изучение малых форм детского фольклора вне связи с народной педагогикой непродуктивно и неправомерно.
Таким образом, детские малые формы фольклора представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослы. Фольклор для детей включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Организованная образовательная деятельность, направленная на развитие речи детей второй группы раннего возраста посредством малых фольклорных форм.
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи посредством малых фольклорных форм возможна в процессе проведения различных режимных моментов: приёма детей, самостоятельной деятельности, гигиенических процедур, на прогулке, при подготовке к завтраку, обеду, ужину, ко сну и, конечно, в процессе организованной образовательной деятельности.
Предложенная подборка материалов для работы по развитию речи детей второй группы раннего возраста предполагает организацию организованной образовательной деятельности в период с октября по апрель.
Конспект № 1 организованной образовательной деятельности
по потешке «Петушок, петушок»
Интегрированные задачи:
– познакомить детей с малыми фольклорными формами;
– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;
– учить соотносить текст потешки с движением рук или пальцев;
– обогащать активный словарь детей словами «петушок», «гребешок», «большой», «маленький»; пассивный словарь словами «подай», «покричи»;
– учить детей по словесному указанию воспитателя находить петушка, показывать гребешок, имитировать голос петушка звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку».
Оборудование: ширма для кукольного театра, игровой персонаж петушок.
Ход работы
– Кто поёт «Ку-ка-ре-ку»? Рано встаёт, деткам спать не даёт?
–Петушок.
– Позовё м его: «Петушок, петушок! Иди к нам!»
Воспитатель показывает игрушку петушка, дети рассматривают её.
– Какой петушок: большой или маленький?
– Петушок маленький.
–Что у него на голове?
–На голове у петушка гребешок.
–Какой у петушка хвост?
–Хвост у петушка большой, красивый.
Воспитатель читает потешку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай свой голосок,
Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!
– Как кричит петушок?
– Ку-ка-ре-ку!
Воспитатель предлагает детям попросить у петушка покричать; дети просят вместе с воспитателем, затем по очереди. Затем педагог вместе с детьми показывает, как клюет зернышки петушок, как ходит, где у него гребешок.
Воспитатель повторно читает потешку, просит детей произносить текст потешки вместе с ним:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Ты подай свой голосок,
Покричи: «Ку-ка-ре-ку»!
– Какие вы молодцы: хорошие получились у нас петушки! Мы поиграли, а теперь поведём их гулять!
Конспект № 2 организованной образовательной деятельности
по потешке «Сорока, сорока»
Интегрированные задачи:
– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;
– учить слушать и понимать задаваемые вопросы, отвечать на них;
–во время игр-инсценировок по просьбе воспитателя повторять несложные фразы «Сорока-сорока! Где была?», «Кашу варила, деток кормила»;
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: клюв, длинный, сорока;
– обогащать активный словарь детей словами «сорока», «варила», «кормила», «дала»;
–воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.
Материал: игрушка сорока.
Ход работы
Дети сидят на стульчиках перед воспитателем.
– Ой, ребята посмотрите, кто к нам сегодня в гости прилетел (воспитатель показывает игрушку сороки?
– Птичка. Сорока.
– Посмотрите, у сороки есть крылышки – она может летать.
– Покажите, как она летает, машет крылышками.
– А это что такое?
– Клюв.
– А что она может клювом делать?
– Может клевать зернышки, пить водичку, чистить перышки (проговаривают и эмитируют движения).
– А покажите, где у сороки ножки?
– Ножки, на которых сорока прыгает.
– Красивая птичка – сорока?
– Красивая, сама черная, а живот и плечи белые.
– Скажите, какой у сороки хвост?
– Хвост длинный.
– Ребята, про сороку есть песенка, я вам её сейчас пропою (воспитатель, легко ведя своим пальцем по ладони каждого ребенка, ритмично, нараспев, с ласковой интонацией поет);
-Сорока - сорока! Где была?
– Далеко!
– Что делала?
– Кашу варила, деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
– Ты дров не носил,
- Ты печку не топил!
Далее воспитатель берет пальчики ребенка по очереди и приговаривает: «Этому дала, этому дала.». Беря последний, пятый пальчик, она произносит:
– А этому не дала?
– Нет.
–А почему?
– «Он каши не варил, воды не носил, дров не рубил – нет ему ничего!»
Таким образом, она проигрывает потешку с каждым ребенком. Другие в это время слушают, следят за действиями воспитателя, подговаривают отдельные слова.
При повторении потешки воспитатель побуждает детей повторять :
– Этому дала?
– Дала.
– А этому дала?
– Дала.
В дальнейшем потешка повторяется с отдельными детьми.
Конспект № 3 организованной образовательной деятельности
по потешке «Курочка-Рябушечка»
Интегрированные задачи:
– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;
– учить отвечать на вопросы (1-2-ух словными предложениями);
– учить детей имитировать звуки : пи-пи-пи;
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: рябушечка, рябая, пестренькая, серые;
– обогащать активный словарь детей словами курочка, водичка, носик, глазки, хвостик, ножки, крылышки;
Материал: игрушка курочки, картинки по потешке.
Ход работы
Ребята, смотрите, кто к нам пришел в гости – это курочка, а зовут ее Рябушечка, потому что она в пятнышках, рябая. Рассматриваю ее еще раз и задаю вопросы:
– Как зовут курочку и почему?
– Что есть у курочки?
– Какого цвета пятнышки у курочки?
Помогаю с определением цвета:
Серые точечки,
Пятнышки рядышком,
Курочка пестренькая,
Курочка-Рябушечка.
(С. Рещикова)
А сейчас я вам почитаю потешку, а вы послушайте:
– Курочка-Рябушечка,
Куда ты пошла?
– На речку.
– Курочка-Рябушечка,
Зачем ты пошла?
– За водичкой.
– Курочка-Рябушечка,
Зачем тебе водичка?
– Цыпляток поить.
– Курочка-Рябушечка,
Как цыплятки просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи.
(Русская народная потешка)
Проговариваем эмоционально потешку несколько раз, побуждая детей повторять слова вместе с воспитателем.
Ребята, благодарю вас за работу, вы хорошо отвечали и помогали мне. Сегодня мы с вами узнали, почему курочку зовут рябушечкой и проговаривали потешку «Курочка-Рябушечка».
Конспект № 4 организованной образовательной деятельности
по колыбельной песенке «Баю-бай»
Интегрированные задачи:
– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;
– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы: «Баю-бай», «Гав-гав-гав»;
– учить отвечать на вопросы (1–2-ух словными предложениями);
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «не скули», «не буди»;
– обогащать активный словарь детей словами «собачка», «не лай».
Материал: игрушка собака и кукла.
Ход работы
– Ребята, посмотрите, кто пришел к нам сегодня в группу. Воспитатель показывает игрушечную собаку и куклу.
– Кто это?
– Собачка и кукла Таня.
Воспитатель предлагает детям подержать их в руках: погладить собачку, рассмотреть лапки, хвостик, ушки собачки, (побуждать речевую активность детей вопросами «что это?»).
– Как собачка лает? Гав-гав-гав.
– Таня, ты, где была? Гуляла?
– Гуляла.
– Ты долго гуляла, Таня?
– Долго, я устала.
– Ты спать хочешь?
– Да, я хочу спать.
– Ребятки, Таня хочет спать. Воспитатель кладет куклу спать.
– А чтобы наша Таня скорее уснула и громко не плакала, мы ей споё м: (собачку оставляет на столе, а куклу берет на руки, покачивает ее и мелодично читает) :
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай.
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Чтение повторяется 2-3 раза. Затем воспитатель дает куклу детям, снова повторяет текст, побуждает детей покачивать куклу и повторять слова «бай», «собачка, не лай».
Конспект № 5 организованной образовательной деятельности
по песенке «Наши уточки с утра»
Интегрированные задачи:
– учить понимать содержание, повторять за воспитателем фразы песенки;
– учить детей по словесному указанию педагога узнавать уточку;
– имитировать действия животных, воспроизводить звуки животных: «Кря-кря-кря», «Га-га-га», «Бал-бал-бал», «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-ку»;
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «Петя», «индюк», «у пруда»;
– обогащать активный словарь детей словами «уточки», «гуси», «курочки».
Материал: платочек, игрушки: утка, гусь, индюк, курочка, петушок.
Ход работы
На столе под платочком – игрушечная утка.
Воспитатель: сегодня к нам пришла гостья, только она спряталась, наверное, хочет, чтобы вы её угадали. Кто же это? Я вам сейчас подскажу. Она любит плавать, нырять на пруду. А ещё, наша гостья любит крякать. Угадали! Конечно это уточка (снимает платок). Ведь только уточки умеют крякать. Как крякают уточки? (Дети отвечают).
Воспитатель: На нашем дворике живут не только уточки. Кто же ещё? Послушайте:
Наши уточки с утра – кря-кря-кря (2р)
Наши гуси у пруда – га-га-га (2р)
А индюк среди двора – бал-бал-бал – балды – балда.
Наши курочки в окно – ко-ко-ко (2р)
А как Петя поутру нам споет ку-ка-ре-ку.
В процессе чтения воспитатель показывает игрушки.
Вот какие животные живут у нас! А вы запомнили? (Показывает игрушки, и дети их называют). Как они кричат? (Ответы детей). Кто из этих животных любит плавать?
Теперь я покажу, как ходит уточка.
Воспитатель изображает маму утку, а дети утят: шагают друг за другом, переваливаясь. По желанию педагога можно прочитать песенку ещё раз.
Воспитатель хвалит детей. Какие замечательные из вас получились утята!
Конспект № 6 организованной образовательной деятельности
по песенке «Коровушка и ее детушки»
Интегрированные задачи:
– приучать детей внимательно слушать и слышать речь воспитателя;
– учить говорить в разной высоте голоса;
–упражнять в отчетливом, правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложной фразы: «Я гуляю на лугу»;
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «гуляю», «жую», «даю», «травушка»;
– обогащать активный словарь детей словами «теленок – телята», «рога», «корова», «большая», «маленькая».
Оборудование: игрушка – корова, картинки с разными детенышами животных, картинки животных с рогами.
Ход работы
Воспитатель показывает детям игрушку корову и просит назвать животное. Затем вместе с детьми «вспоминает», как корова мычит и спрашивает об этом детей индивидуально. Далее педагог исполняет «Песенку коровушки» :
Му-му-му,
Му-му-му,
Я гуляю на лугу,
Там я травушку жую,
Молочко потом даю.
(С. Рещикова)
Затем педагог показывает картинку с разными детенышами животных и просит отыскать деток коровушки. Вместе с ними четко проговаривает слова: «Теленок – телята». Важно подчеркнуть, что корова большая, а теленок маленький; попросить ребенка изобразить эти звуки то громким, то тихим голосом. Ответы ребенка можно сопровождать рассматриванием картинок с названными животными.
Конспект организованной образовательной деятельности № 7
по сказке «Курочка Ряба»
Интегрированные задачи:
– приучать детей слушать народную сказку;
– учить договаривать слова и фразы;
– развивать понимание речи, активизировать пассивный словарь за счёт таких слов, как: «снесла», «махнула», «кудахчет»;
– обогащать активный словарь детей словами «баба», «Ряба», «яичко», «простое», «золотое», «плачет»,
Материалы: иллюстрации к сказке «Курочка Ряба», картинки с изображением героев сказки, сборно-разборные плоские игрушки «яйцо» из двух и трех частей и медальоны с изображением цыплят по количеству детей.
Ход работы
– Ребята, посмотрите, какие картинки я Вам принесла. Кто нарисован на этой картинке? (Воспитатель поочередно показывает детям картинки с изображением героев сказки, дети рассматривают картинки, называют героев: дед, баба, курочка ряба, мышка).
– Сейчас я расскажу Вам сказку «Курочка Ряба» (воспитатель эмоционально рассказывает сказку, показывая картинки с изображением героев сказки).
Дидактическая игра «Собери целое»
– Смотрите, ребята, какое яичко, ой, упало и разбилось, вот другое яичко и это разбилось (воспитатель показывает игрушечное целое «яичко» состоящее из двух частей, затем как будто его роняет, дает по игрушечному яичку каждому ребенку).
– Ой, ой – все яички разбились, ребятки, соберите яички (дети собирают яички, воспитатель радуется, показывает собранные яйца, хвалит детей, тем детям кто очень быстро справился с заданием, дает яичко из трех частей).
– Какие у нас детки молодцы, все яички собрали и появились у нас цыплятки (воспитатель одевает на детей, медальоны с изображением цыплят).
Подвижная игра «Вышла курочка гулять»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать (педагог изображает маму – курицу, идёт, высоко поднимая колени, машет «крыльями»).
А за ней ребятки. Жёлтые цыплятки (дети идут за мамой-курицей, и повторяет движения). Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко («грозит» пальчиком! Лапками гребите,зёрнышки ищите (присесть и «грести» лапками! Съели толстого жука, (показываем, какого жука съели,
дождевого червяка, (разводим руки в стороны, выпили водицы
полное корытце (наклоняемся, руки отводим назад).
– Ребята, вы поможете мне рассказать сказку «Курочка Ряба»? (Воспитатель показывает картинки и рассказывает сказку, выдерживая паузы, чтобы дети могли их заполнить).
Жили – были дед и … баба, и была у них … Курочка Ряба.
Снесла курочка … яичко: яичко не простое,золотое.
Дед бил, бил – … не разбил. Баба била, била – … не разбила.
Мышка бежала, хвостикоммахнула: яичко упало и … разбилось.
Дед … плачет, баба … плачет. А курочкакудахчет: «Не плачь, дед, … не плачь, баба, я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».
– Молодцы ребята, хорошо рассказали сказку, а теперь пойдем гулять.
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Фольклор - область народного творчества, которая представляет собой одно из средств народной педагогики.