Татьяна Беспалова
Планирование работы по приобщению детей к истокам народной культуры посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Сентябрь
1. «Хоть холоден батюшка Сентябрь – да сыт»
Разучивание игр: «Овощи и фрукты», «Что осень в корзинке принесла», «Огородник и воробей».
Цель и задачи: Формировать представления об осени на основе знакомства с народным земледельческим календарём. Развивать фантазию, образное представление.
Используемая литература: «Воспитание духовности…» Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева, стр31.
Публикация «Планирование работы по приобщению детей к истокам народной культуры посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Планирование. Планы работ
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
2. Игра на координацию движений «В нашем саду».
Используемая литература: «Театрализованная деятельность дошкольников» Н. Ф. Губанова, стр. 150.
3. Театрализованное развлечение «Семёнов день»(14 сентября).
Цель и задачи: Приобщать к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды.
Используемая литература: «Воспитание духовности…»,стр. 46.
4. Рассказывание р. н. сказки «Мужик и медведь» в лицах.
Театр картинок «Мужик и медведь». Загадывание загадок об осени.
Цель и задачи: Заинтересовать детей театром картинок, развивать воображение.
Используемая литература: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 68.
Октябрь
1. Развлечение «Покровская ярмарка».
Разучивание игр: «Кумок, продай уголок», «Кто быстрее сложит поленницу», «Соберём грибы», «Челнок», «У дядюшки Трифона».
Цель и задачи:Способствовать осмыслению детьми исторического наследия. Создавать условия для накопления положительных эмоций.
Используемая литература:«Воспитание духовности…»,стр. 63.
2. Игра-драматизация по сказке «У страха глаза велики».
Цель и задачи: Учить выражать эмоции в ролях, способствовать выразительности интонации речи.
Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 70.
3. Сценка «Птицы прощаются»,
Этюд «Журавли улетают».
Цель и задачи:Учить выразительно играть роли в небольших сценках,
Развивать воображение детей в этюдах.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,стр. 157.
4. Сказка в театре перчаток «Как гуси на юг собирались».
Спектакль – импровизация по сказке «Как гуси на юг собирались»
Цель и задачи:Приобщать детей к импровизации, способствовать свободному пересказу знакомой сказки.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 159-164.
Ноябрь
1. Фольклорный праздник «Осенины». Драматизация сказки «Репка» (на новый лад).
Цель и задачи:Создавать условия для «погружения» в культуру русского народа, приобщать к миру общечеловеческих культурных ценностей, учить эмоционально вживаться в художественный образ персонажей сказки.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 59.
2. Разучивание игр: «Кузнецы»,
«Золотые ворота», «Кружева», «Воробьи – вороны».
Этюд «Улыбка» (психогимнастика).
Хоровод «Светит месяц».
Цель и задачи:Учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр78-80.
3. Развлечение «Синичкин календарь».
Цель и задачи:Формировать навыки нравственного поведения, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе. Развивать эмоциональную сферу.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 88.
4. Кукольный спектакль (театр бибабо) «Девочка и лиса».
Цель и задачи:Развивать воображение детей, побуждать к фантазированию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, Стр. 169.
5. Театральный этюд на выражение эмоций «Как медведя рассмешить».
Цель и задачи:Учить выражать мимикой и жестами настроение героя.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 174.
Декабрь
1. Развлечение «Наум, наведи нас на ум»(проводится 14 декабря).
Разучивание пальчиковой гимнастики «Гномики-прачки».
Игры: «Кузовок», «Два Мороза», «Дрёма».
Цель и задачи:Познакомить с историческим праздником грамоты, воспитывать интерес к культурному наследию народа, обеспечить положительный эмоционально – психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 111.
2. Театрализованная пальчиковая игра «Зайчик и лиса».
Цель и задачи:Развивать эмоциональность, воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 177.
3. Театрализованный этюд с воображаемыми предметами «Получился снеговик».
Цель и задачи:Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями, входить в предлагаемые обстоятельства, развивать воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова,Стр. 180.
4. Игра – презентация «Игрушки для ёлочки».
Цель и задачи:Учить ролевому воплощению, вовлекать детей в эмоциональную игровую ситуацию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…» Н. Ф. Губанова, стр. 185.
Январь
1. Развлечение «Рождество».
Цель и задачи:Приобщать к мировой культуре через знакомство с библейским сюжетом, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр 130.
2. Театрализованное представление «Сказки из сундучка».
Цель и задачи:Побуждать желание обыгрывать знакомые сказки, учить ролевому перевоплощению.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 181.
3. Театрализованные этюды на выразительность пластики и эмоций.
Цель и задачи:Учить обыгрывать понравившиеся сказки в пластических этюдах, прививать умения выразительно двигаться.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 184.
4. Развлечение «Святки».
Цель и задачи:Продолжать знакомить детей с праздничными традициями русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 137.
5. Инсценировка русской народной песни «Где был, Иванушка?»
Цель и задачи:Побуждать к импровизации, вызывать эмоциональный отклик детей.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 190.
Февраль
1. «Спешим на представление».
Инсценировка «Смех да веселье», игра со зрителем «Это все мои друзья», кукольный театр по сказке «Как аукнется, так и откликнется».
Цель и задачи:Приобщать детей к русской народной традиции, вовлекать в игровую ситуацию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 200.
2. Театрализованная игра «Тайны лесовичка».
Этюд «Распеваемся вместе с птицами».
Цель и задачи:Вовлекать детей в театрализованную игру, побуждать к выразительности в этюдах, развивать фантазию.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 207.
3. Развлечение «Сретенье».
Разучивание игр: «Ручеёк», «Охотник», «Гори ясно», «Дед Мазай».
Цель и задачи:Продолжать знакомство с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 169.
4. Фольклорный праздник «Масленица».
Цель и задачи:Приобщать детей к культуре русского народа через знакомство с праздничными традициями, воспитывать гуманизм, развивать воображение.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр. 172.
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», стр. 97.
Март
1. Инсценировка «У меня полно забот», «Домашние дела».
Цель и задачи:Привлекать внимание детей к праздничной дате, побуждать к импровизации.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 214.
2. Театр картинок по русской народной сказке «Зимовье».
Цель и задачи:Приобщать детей к словесному народному творчеству, пробудить эмоциональный отклик у детей, развивать воображение.
Используемая литература:«Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 211.
3. Развлечение «Сороки» (проводится 22 марта).
Разучивание игр: «Воробушки», «Золотые ворота», «Две тетери».
Цель и задачи:Продолжать знакомство детей с праздничными традициями русского народа, воспитывать интерес к культурному наследию.
Используемая литература:«Воспитание духовности…», стр200.
Апрель
1. Праздник шутки «Шутку шутить – людей насмешить» (1 апреля).
Цель и задачи:Познакомить детей с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками, с русскими народными небылицами, докучными сказками, развивать у детей чувство юмора.
Используемая литература:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О. Л. Князева, М. Д. Маханева, стр. 82-84, 100.
2. Презентация «Фу-фу-фу, нечистая сила!» Театрализованное представление с участием «нечистой силы» (в исполнении взрослых).
Цель и задачи:Познакомить детей со сказочными персонажами (леший, кикимора, домовой, водяной, дать представления о том, что эти герои выдуманные.
Используемая литература: С. М. Толстая, «Нечистая сила», Список славянских духов и монстров slavyans.myfhology.info›nechist/ind
3. Развлечение «Встреча весны. Благовещение».
Разучивание игр: «Пчёлки и ласточки», «Заинька», «Филин и пташки».
Цель и задачи:Создать условия для погружения в культуру русского народа, обеспечить положительный эмоционально- психологический настрой.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 215.
4. Фольклорный праздник «Светлая пасха».
Цель и задачи: Приобщать детей к общечеловеческой культуре через знакомство с библейским сюжетом.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 228.
Май
1. Театр Петрушки «Петрушки-пересмешники» .
Цель и задачи:Приобщать детей к русской национальной традиции, дать эмоциональный заряд при помощи театра Петрушек, вовлекать детей в игровую ситуацию.
Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 227.
2. Литературная викторина по сказкам. Разыгрывание театрализованных сценок, отгадывание сказок по предметам обихода, по иллюстрациям, диалогам между персонажами.
Отгадывание загадок о героях сказок.
Рассказывание детьми докучных сказок.
Цель и задачи: Учить детей выразительно играть роли в набольших сценках; использовать мимику, жест, интонацию для создания образа роли, вызывать эмоциональный отклик, развивать воображение. Развивать у детей чувство юмора.
Используемая литература: «Театрализованная деятельность…», Н. Ф. Губанова, стр. 165.
3. Развлечение «Соловьиный праздник» (проводится 15 мая).
Знакомство с народными приметами.
Цель и задачи: Продолжать знакомство с обычаями, традициями праздничной культуры русского народа, обеспечить положительный эмоционально-психологический настрой.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», стр. 256.
4. Развлечение «Если небо прохудится -летом будет дождик литься»(проводится 24 мая – день Мокия Мокрого).
Знакомство с народными приметами.
Разучивание народных игр: «Солнышко», «Бодливая корова».
Цель и задачи: Расширять знания детей о народном фольклоре.
Используемая литература: «Воспитание духовности…», Стр. 259.