Марина Мудрецова
Проект по развитию речевого творчества у дошкольников
Развитие речевого творчества дошкольников средствами сказочных произведений
Сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. В процессе сочинения дошкольниками сказок активно развивается речевое творчество.
Цель проекта:
Развитие речевого творчества, связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения текстов сказочного содержания.
Задачи проекта:
Публикация «Проект по развитию речевого творчества у дошкольников» размещена в разделах
• познакомить с классификацией сказки и ее композицией;
• познакомить с алгоритмом составления текстов сказочного содержания; побуждать детей к самостоятельному созданию текстов сказок с опорой на алгоритм;
• учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сочинять сказочные истории на основе различных игр и упражнений;
• развитие мышления (логическое, творческое, аналитическое, воображения;
• обогащение словарного запаса;
• воспитывать у дошкольников познавательный интерес к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества, к собственному сочинительству.
•
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Предполагаемый результат:
• Сформировать устойчивый интерес к русским народным сказкам, зарубежным сказкам и литературному творчеству разных народов мира.
• Сформировать интерес к собственному сочинительству.
• Оформление рукописных книг сказок, сочиненных детьми.
• I этап. Подготовительная работа с детьми
Цель: развить детское воображение, расширить запас знаний и сведений об окружающей действительности, обогащение словарного запаса.
1. Знакомство детей с новыми сказками, стишками, пословицами, прибаутками, загадками, закрепление прежнего запаса произведений фольклора. Чтение, рассказывание, беседы, рассматривание иллюстраций. Во время беседы предлагаются следующие задания:
- придумать новые названия для известных сказок. Например, сказка «Рукавичка»: «Вязаный домик для друзей», «В тесноте да не в обиде»,
- постановка проблемного вопроса поискового характера: «Почему, зачем, а если бы, всегда ли?» (например, «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы кот в сапогах оказался победителем?» ,
- задания: “Сравни сказочных героев”, “Расскажи о любимом сказочном персонаже” учат дошкольников описывать внешний облик и характер сказочных персонажей.
2. Упражнения на развитие словаря детей:
-придумывание эпитетов. Дети придумывают эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. Для этого нужно вспомнить и сказать, какой он, найти самые точные и выразительные слова. Дидактические игры и упражнения: “Скажи, какое”, “Как еще можно сказать о герое?”.
-придумывание сравнений. Выполнение этого задания помогает развивать ассоциативные связи. Дидактические игры и упражнения: “На что похоже?”, “Придумай и скажи”.
-прием словоизменений. Этот прием помогает детям почувствовать разницу в оттенках слов. Дидактические игры: “Измени слово”, “Цепочка слов”.
-придумывание синонимов и антонимов к словам. Дидактические игры “Скажи наоборот”, “Подбери похожее слово”.
3. Составление с детьми рассказов описательного и повествовательного характера, рассказов по воображению.
При составлении повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок в занятия обязательно включают логические упражнения:
- расстановка картинок в логической, временной последовательности;
o восстановление специально пропущенного звена;
o придумывание содержания дополнительной картинки в начале или конце серии;
o дидактические игры “Построй логическую цепочку”, “Что за чем”, “Из какой это сказки?”, использование карточек-схем для построения сюжета сказки.
При обучении составлению описательных рассказов по предметным картинкам или предметам большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения, материала, цвета. Наглядной опорой служит план-схема для составления рассказа-описания.
Рассказы по воображению (творческие) — самый сложный вид работы по обучению связной речи, к которой можно отнести:
- придумывание конца или начала готового рассказа;
- составление рассказов и сказок по аналогии с небольшими литературными произведениями;
по опорным схемам.
4. Познакомить детей:
• -с классификацией сказок (сказки о животных, бытовые, волшебные);
-построением сказочного сюжета (композиция сказки: присказка, зачин, завязка, развитие действия кульминация, концовка);
-характерными особенностями жанра сказки (метафоричность, иносказание, фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, наличие волшебных предметов и др.).
II этап. Продуктивная творческая деятельность детей
Цель: учить отражать эмоциональное отношение ребёнка к художественным произведениям через лепку, рисование, конструирование, изготовление атрибутов к драматизации.
После знакомства со сказкой следует предложить детям что-нибудь сделать: вырезать, склеить, изобразить схемой, показать эпизод из сказки с помощью мимики, жестов, выполнить иллюстрации к сказке на тему (например,«Мой любимый герой», «Золотое яйцо Курочки Рябы», «Колобок и Зайчик»).
III этап. Сочинение сказки
1. Формы работы по сочинению сказки:
-коллективная (один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, другой описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия, поступки героев, чем закончились их приключения);
-подгрупповая;
-в паре-тройке;
-индивидуальная (придумывание собственной сказки).
Сочинение сказки сначала проходит коллективно, затем, когда дети усваивают алгоритм составления сказки (см. Приложение №1), сочинение переходит в индивидуальное.
2. Методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок:
-“сказка-калька” (по схеме известной сказки создается новая, похожая по смыслу, но с другими персонажами, действиями, деталями это не копирование известной сказки, а лишь заимствование ее моделирование сказок,
-сказки с новым концом,
-знакомые герои в новых обстоятельствах,
-коллаж из сказок,
-сказки по-новому, «перевирание» сказок (например,«Три медведя»: «Три медведя заблудились и попали к девочке домой. Дома никого не было, как повели себя медведи?»,
-сказки по смешанным образам,
-эксперименты в сказках,
-цветные сказки,
-сказки от превращений,
-случайные сказки,
-экологические сказки,
-сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.
(см. Приложение №2).
3. Приемы:
-использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок. Развивать умение «записывать» сказку (схематизация, составлять ее модель, умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую (см. Приложение №1).
-приёмы сотворчества – ребенок сочиняет сказку, а взрослый (педагог или родитель) записывает. Затем содержание сказки оформляется в самодельную книжку. В них записываются сочиненные детьми истории. Ребята самостоятельно иллюстрируют их содержание. Дети проявляют выдумку, фантазию при оформлении обложки, иллюстраций к сказке.
IV этап. Разыгрывание сюжета сказки
Цель: развивать творческие способности в инсценировках, игре-драматизации, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам (см. Приложение №3).
V этап. Совместная деятельность с родителями
Цель: подвести родителей к пониманию важности развития у детей словесного творчества и воображения; развития креативности и самостоятельности в процессе составления текстов сказочного содержания.
- Консультации для родителей (“Сказка – ложь, да в ней намек”, “Сочиняем сказки с детьми”, “Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста”, “Воспитание сказкой”, на которых подробно разъясняются задачи данной работы, даются рекомендации (см. Приложение №4).
- Посещение родителями открытых занятий по развитию речевого творчества детей.
- Сочинение сказок с детьми дома, оформление книг совместно с родителями.
- Выставки совместного творчества родителей и детей.
Заключение
Мир не стоит на месте, постоянно развивается. Не дети под нас, а мы, взрослые, должны подстраиваться под них, идти в ногу с ними, со временем, поэтому не обязательно сочинительство сказок должно быть на основе русских народных или литературных. Дети смотрят современные мультфильмы сказочного характера, красочные, яркие, которые также несут понятия о добре и справедливости, где зло побеждено, а плохие поступки всегда со знаком минус; с запоминающимися героями, положительными добрыми, умными.
Приложение №1
Алгоритм составления сказки
• Выбор главного героя
• Определение его характера, мотивов и цели поступков
• Выбор объектов взаимодействия
• Описание действий главного героя, которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов.
• Подведение итога-результата изменений героя (героев) и выведение жизненных правил.
• Придумывание названия получившейся сказки.
Схематично алгоритм сказки выглядит так:
М - Г - Х – С – П - Н
М – место
Г – герой
Х – характер
С – случай
П – жизненное правило (мораль в виде пословицы или поговорки)
Н – название сказки
Опорные сигналы («Карты Проппа»):
“отлучка героя из дома” (символическое обозначение – уходящая вдаль дорога);
“запрет” (символическое обозначение – восклицательный знак);
“нарушение запрета” (символическое обозначение – перечеркнутый крест-накрест восклицательный знак);
“неприятность, задача” (символическое обозначение – вопросительный знак);
“встреча с недругом и его сверхъестественная сила” (символическое обозначение – оскаленная волчья пасть);
“встреча с другом” (символическое обозначение – протянутая рука (помощь);
“превращение” (символическое обозначение – маленький квадрат со стрелкой, указывающей на круг большего размера);
“поиск пути” (символическое обозначение – компас);
“погоня” (символическое обозначение – бегущий человек);
“обман” (символическое обозначение – маска,
“получение героем волшебного дара” (символическое обозначение – ключ);
“битва с врагом” (символическое обозначение – два скрещенных мяча);
“наказание” (символическое обозначение – кнут);
“победа” (символическое обозначение – латинская буква V);
В своих трудах “Морфология сказки” и “Трансформация волшебных сказок” Владимир Яковлевич Пропп рассказывает о результатах исследования множества волшебных сказок. Автор отмечает, что все сюжеты волшебных сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет “функциями”. Общее число функций по Проппу – тридцать одна. Согласно методике В. Я. Проппа каждая “функция” наглядно представлена в виде иллюстрации или схемы на отдельных картах. Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.
Такое огромное количество функций будет не понятно для ребёнка дошкольного возраста, поэтому в работе с дошкольниками можно использовать четырнадцать наиболее часто употребляемых в детских сказках функций, описанных выше.
Приложение №2
Упражнения по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания
Закончи сказку
Цель: развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.
Педагог предлагает ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: как мальчик Степа пошел в лес за грибами и заблудился. Затем педагог обращается с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?».
Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки.
Сочинение по сериям картинок
Целью данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей; учить малыша выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка.
Коллективное сочинение
Дети предлагают тему, героев сказки, взрослый занимается сюжетом, привлекая ребят к его развитию. Присутствие сразу нескольких участников делает сочинение сказки более разнообразным, интересным, а ее содержание полным и глубоким. Если вы вовлечете других взрослых, это только обогатит игру. В процессе совместной деятельности ребенок получает наглядное представление о том, что значит придумывать сказку поэтапно. Игра приучает его более четко и продуманно составлять фразы, ведь его должен понять другой участник, чтобы придумать свое продолжение. Сначала предложите придумать название сказки, героев, рассказать, какими они будут, описать их внешний вид, настроение. Потом сказка «собирается» из детских ответов на ваши вопросы: «С чего начнется сказка? Как будут развиваться события? (что произойдет дальше) Какой момент будет самым острым? Какой - самым интересным, забавным? Чем закончится сказка?» Свои ответы-продолжения участники высказывают по цепочке, друг за другом. Смена вопросов в процессе сочинения сказки активизирует внимание детей.
Инсценировка
Предложите ребенку «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя. Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический.
Сказка о конкретном персонаже
Сюжет многих сказок построен на основе разнообразных действий какого-либо персонажа, который проходит путь (совершает действия) с определенной целью. При этом взаимодействует с другими объектами: преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь сам и меняя окружающее. Если же герой по сюжету сказки решает творческие задачи при взаимодействии с окружением, имеет определенную цель, изменяется сам, делает выводы из жизненных уроков, то его действия приводят к положительному результату. Ребенок рассказывает сказку от первого лица в качестве сочиненного персонажа. Вначале взрослый может предложить малышу свой вариант сказки или ее примерный план: нужно продумать, какого героя выбрать (доброго или злого, ленивого или трудолюбивого и т. д.); определить его характер, мотивы и цели поступков; решить, в какую ситуацию его поместить (выбор места действия); описать действия главного героя для достижения цели (герой хотел чего-то достичь и в результате). Затем подводится итог: как изменился герой? Для получившейся сказки придумывается название.
Сказка по заданной теме
Ребенку предлагается сочинить сказку на предложенную тему. Это потребует от него умения действовать по заданному плану, действовать в рамках предложенных обстоятельств. Иногда такой подход облегчает задачу: нужно лишь подставить подходящие по смыслу слова или предложения, но порой бывает очень трудно соответствовать чужому замыслу. Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.» Таким образом, малыш постепенно готовит материал для сказки на тему «Приключения котенка». Теперь он может, используя придуманные им предложения и фразы, описать характер героя, рассказать, как котенок собирался на прогулку, что интересного он увидел, что с ним произошло, чем все закончилось. Задавая тему сказки, формулируйте ее так, чтобы она эмоционально настраивала малыша на сочинение сказки (уже в самой теме может быть задан сказочный герой или подсказана сказочная ситуация). Интересным может получиться результат, если в качестве героя будут использованы неодушевленные предметы - например, кровать или сумка.
Сказка об игрушках
Выберите для сказки игрушки, например, кошку и мышку, и начинайте рассказывать, сопровождая слова показом действий: «Жила-была пушистая кошка (обязательно нужно погладить киску, показав ее пушистую шерстку, узнала кошка, что мышка в ее доме норку себе устроила (показать воображаемый домик кошки и мышку в норке). Вот стала она ее караулить. Тихонько ступает кошка пушистыми лапками, ее совсем не слышно. Выбежала мышка погулять, далеко от норки убежала. И вдруг увидела кошку. Хотела ее кошка схватить. Да не тут-то было! Ловкая мышка юркнула в свою норку». Затем предложите малышу подумать, про какие игрушки он хотел бы рассказывать. В процессе выполнения такого задания активизируется словарь ребенка (он активнее использует те слова, которые уже знает, но пока не использует в своей речи, развивается связная речь: ребенок подбирает нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строит связное высказывание. Отвечая на вопросы, он обращает внимание на характерные особенности внешнего вида игрушек (цвет, форма, материал, подбирает сравнения, определения.
Сказка на свободную тему
Этот жанр - вершина словесного творчества малыша. Он должен самостоятельно придумать название сказки, персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли. Задача педагога - создать эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению.
Приложение №3
Игра «Сказочники»: используются различные виды театра (цель: учить детей сочинять новые сказки, используя игровые упражнения):
-«Новое свойство» (прием в отношении к знакомым сказкам, например колобок не из теста, а из соломы).
-Анализ ситуации и ресурсов (как заяц сам прогонит лису; как колобок может спрятаться от зверей).
-«Введение в названии сказки нового объекта» (волк, семеро козлят и компьютер).
-«Изменение сказочной развязки»
Игровые упражнения “Интервью у сказочного героя”, “Беседа чудесных друзей”: необходимо учить детей грамматически правильно выстраивать диалог.
Упражнения на развитие внимания, воображения, движения:
• нести очень «тяжёлый» чемодан;
• дотянуться до высоко висящего яблока, сорвать его, откусить, оно
кислое;
• передавать друг другу верёвку, произнося слово «змея»;
• «встретили друга» (улыбнулись);
• «удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза);
• «умеем лукавить» (моргают то правым, то левым глазом).
Эти упражнения позволяют детям научиться переключаться с одного движения на другое, понимать оттенки в выражении лица героя сказки, лучше передавать его характер, способствуют развитию творчества, воображения.
Приложение №4
Консультация для родителей " Сочиняем сказки с детьми "
Цель: просвещение родителей и участников образовательного процесса по теме "Работа со сказкой дома ".
Задачи: дать рекомендации по работе со сказкой.
Игра-ведущий вид деятельности дошкольника, сказка для ребенка - это игра, волшебство. С помощью использования сказки развивается восприятие, мышление, речь, творческие способности ребенка. Максимальная реализация возможностей ребенка достигается в форме игр, чтения сказок, их сочинения, разыгрывания сказочных сюжетов и т. д.
Идентифицируя себя с каким-либо сказочным персонажем, ребенок дает выход собственным переживаниям, фантазиям, меняет свое отношение к сложной для него ситуации. Через сказочных персонажей ребенок учится проявлять толерантность.
Дети правильно оценивают и меняют свое поведение, если их не упрекают и осуждают, не наказывают по каждому проступку, а спокойным голосом, без назидания рассказывают сказку, в которой, как в каждой хорошей сказке, "добрым молодцам урок ".
Структура работы со сказкой:
1. Сочинение (чтение) сказки, рассказа, ее обсуждение.
2. Рисунок отрывка, который больше заполнился ребенку.
Или, наоборот, сделать рисунок, а затем придумать к нему историю. Что будет сначала выполнять ребенок не принципиально, важен конечный результат.
3. Драматизация сказки (рассказа, проигрывание по ролям.
Рекомендации для родителей "Сочиняем сказку дома ":
1. Попробуйте сочинить сказку о бытовых предметах. Обязательно должны присутствовать как положительные так и отрицательные персонажи.
2. "Старая сказка по-новому ". В знакомой ребенку сказке главные герои наделяются противоположными качествами.
3. "Необычная сказка ". Например: Начинайте с простых вопросов: "Как ты считаешь, зайчата храбрые или трусливые? "; "Какого цвета у них шерстка зимой? ".А потом переходите к сочинению самой сказки: "Мне как-то рассказали про необыкновенного зайку, у которого шерстка была черная, и никого он не боялся. "Дальше предложите продолжить сказку ребенку.