наташа рожнева
Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №25 комбинированного вида»
Проект по развитию графомоторных навыков
у детей раннего возраста.
Разработчик: воспитатель
Рожнева Н. А.
Тема: «Весёлые дорожки»
Тип проекта : практико – ориентированный
Продолжительность проекта : долгосрочный
Публикация «Проект по развитию графомоторных навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Срок реализации: с ноября по апрель
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Цель проекта : развивать у детей раннего возраста графомоторные навыки.
Задачи:
Для детей : Образовательные: формировать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве; формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога.
Развивающие : развивать у детей умение правильно держать в руке карандаш, фломастер; развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, мышление, зрительное, слуховое восприятие; развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, стремление доводить начатое до конца.
Для педагогов: повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах развития графомоторных умений детей раннего возраста.
Для родителей: вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения различных приемов, направленных на развитие графомоторных умений детей 2 – 3 лет.
Актуальность.
Одним из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе является уровень развития мелкой моторики. Ребенок с хорошей развитой мелкой моторикой, как правило, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, обладает хорошо развитым вниманием, воображением, памятью.
В последнее время все чаще встречаются дети с проблемами развития, у которых отмечается недостаточность двигательных навыков : скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторике и зрительно – двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.
Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.
Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие грофомотрных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведение контуров. Именно так тренируется нажим, плавность, ритмичность письма.
Планируемый результат: формирование у детей раннего возраста моторных навыков; развитие произвольности, памяти, воображения, логического мышления; развитие пространственных представлений; улучшение двигательной координации.
Этапы проекта :
1. Вводный (подготовительный) :
- определение цели и задач;
- подбор методической литературы, пальчиковых игр;
- разработка перспективного плана;
- изготовление графомоторных трафаретов;
- разработка консультации, памяток для родителей.
2. Основной:
Реализация перспективного плана по проекту.
3. Заключительный:
Фотоотчет для родителей. Подведение итогов.
Работа с родителями:
- консультация для родителей «Что дает пальчиковая гимнастика детям?»;
- памятка для родителей «Как правильно работать с графомоторными трафаретами».
Список используемой литература.
1. «Волшебныеобводилки», формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. 2-е изд. – М. : Генезис, 2010 г.
2. Гаврина С., Кутявина Н., Топоркова И., Щербинина С. – развиваем графические навыки. – Мой помощник – карандаш. – АСТ: Астрель: Академия развития, 2005.
3. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить:коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М. : Издательство «Гном и Д», 2005. – 40 с.
4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. – Ярославль, 1998.
5. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. –М. ,2002
6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – Спб., 2000.
Перспективный план:
Сроки реализации проекта Описание деятельности
с детьми Упражнений
с усложнением Описание деятельности
с родителями Оборудование
Ноябрь
Трафарет № 1. «Дождик»
Пальчиковая гимнастика №1 «Дождик» (Приложение №1)
Трафарет №5
«Косой дождик»
Трафарет №6
«Листопад»
Трафарет № 7
«Курочка и цыплята»
Трафарет № 8
«Цветы»
Консультация «Что дает пальчиковая гимнастика детям?». (Приложение №2) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Трафарет №2. «Цветы»
Пальчиковая гимнастика №2 «Апельсин»
(Приложение №1) - Памятка для родителей «Как правильно работать сграфомоторными трафаретами».
(Приложение 3) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Декабрь
Трафарет № 3. «Покорми животных»
Пальчиковая гимнастика №3 «Солнышко»
(Приложение №1) Задание на дом
Трафарет № 9
«Накорми зайку»
Памятка. п/г №3 «Солнышко». Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Трафарет № 4. «Забор»
Пальчиковая гимнастика №4 «Дом»
(Приложение №1) Задание на дом
Трафарет № 10
«Ниточки для шарика»
Памятка. п/г №4 «Дом»
Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Январь
Трафарет № 11. «Дорожки»
Пальчиковая гимнастика №5 «На шоссе» (Приложение №1)
Трафарет № 15 «Пройди по дорожке»
Трафарет № 16 «Дорожки»
Трафарет № 17 «Бабочка»
Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Трафарет № 12. «Покорми животных»
Пальчиковая гимнастика №6 «Пальчики»(Приложение №1) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Трафарет № №18 «Накорми червячка»
Памятка. п/г №7 «Машина»
Февраль Трафарет № 13. «Дорожки»
Пальчиковая гимнастика №7 «Машина» (Приложение №1) Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Трафарет № 14. «Положи подарок под елочку»
Пальчиковая гимнастика №8 «Снежок» (Приложение №1)
Трафарет № №19 «Дорожки»
Памятка. п/г №8 «Снежок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Март Трафарет № 20. «Круги»
Пальчиковая гимнастика №9 «Шарик» (Приложение №1)
Трафарет № 24 «Дорожки»
Трафарет № 25 «Спрячь рыбку»
Трафарет № 26 «Виноград» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Трафарет № 21. «Яблоки на дереве»
Пальчиковая гимнастика №10 «Мышка» (Приложение №1)
Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Апрель Трафарет № 22. «Шарики»
Пальчиковая гимнастика №11 «Паучок» (Приложение №1)
Трафарет № 27
«Шарики»
Памятка. п/г №11 «Паучок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Трафарет № 23. №4 «Волшебная картина»
Пальчиковая гимнастика №12 «Замок» (Приложение №1)
Трафарет № 28
«Волшебная картина»
Памятка. п/г №12 «Замок» Графомоторный трафарет, фломастер, карандаш
Приложение 1
Картотека пальчиковых игр.
№1 «Дождик»
Дождик, дождик, веселей! (каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)
Капай, капай, не жалей! (каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)
Только нас не замочи! (изображать «брызги»)
Зря в окошко не стучи! (правый кулачок стучит два раза по левому, затем меняем руки)
Брызни в поле гуще: (изображать «брызги»)
Станет травка гуще! (скрестить ладоши, пальцы растопырены)
№2 «Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин (детки образно разделяют апельсин на дольки).
Много нас, (малыши демонстрируют все десять пальчиков, что отражает слово «много»).
А он один. (дети иллюстрируют один любой пальчик).
Эта долька – для ежа. (во время всего перечисления загибаются пальцы левой руки).
Эта долька — для стрижа, эта долька — для утят.
Эта долька — для котят, эта долька — для бобра
А для волка – кожура. (эмитируются «бросательные» перемещения рук).
Он сердит на нас – беда! (дети зажимают две руки в кулачки и притягивают их к груди).
Разбегайтесь – кто куда! (девчонки и мальчишки «бегут» двумя пальчиками по твёрдой и плоской по-верхности).
№ 3 «Солнышко»
Солнышко, солнышко, погуляй у речки (шевелят пальцами обеих рук)
Солнышко, солнышко, разбросай колечки. (быстро сжимают и разжимают кулаки)
Мы колечки соберем, золоченые возьмем. (делают хватательные движения щепотью)
Покатаем, поваляем (круговыми движениями трут ладонь о ладонь)
И назад тебе вернем. (поднимают руки вверх, раздвинув пальцы)
№ 4 «Дом» Стук, стук, стук, раздается где-то сзвук.
Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим)
Вот с такою крышей (ладошки над головой) Вот с такими стенами (ладошки около щечек)
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом)
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом)
И вот с таким замком (сцепили ручки)
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили, постучали, и – открыли! (расцепили ручки).
№5 «На шоссе»
По шоссе спешат машины. (бегут по кругу, держа в руках воображаемый руль.)
- Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины. (поворачиваются
И шипят со злом уже: и бегут по кругу
- Не спеш-ш-ши на вираже. в обратную сторону.)
Еж с мешком и посошком, по шоссе идет пешком. (наклоняются, левую руку заводят за спину, в пра-вой держат воображаемый посох, идут медленно по кругу.)
№6 «Пальчики»
Сжать пальцы руки. Этот пальчик – маленький (расправит мизинец).
Этот пальчик – славненький (открыть безымянный).
Этот пальчик – самый длинный (открыть средний палец).
Этот пальчик – самый сильный (открыть указательный).
Этот пальчик – толстячок (открыть большой).
А все вместе – ку-ла-чок! (сжать пальцы в кулак).
№7 «Машина»
Едем, едем на машине, (имитируем движения рулем)
Нажимаем на педаль. (ногу сгибают, вытягивают)
Газ включаем, выключаем,
Смотрим пристально мы вдаль (приставляют ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли (руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают)
Вправо, влево. Чистота! (наклоняют руки влево, вправо)
Волосы ерошит ветер. (над головой шевелят пальцами)
Мы — шоферы хоть куда! (поднимают вверх большой палец руки)
№8 «Снежок»
Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок слепили.
(показываем, как лепили в ладошках)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим. (поднимаем руки вверх)
Два – поймаем. (прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
Три – уроним. (опускаем руки вниз)
И… сломаем.
№9 «Шарик»
(сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно разводить)
Надуваем быстро шарик. (кончики пальцев обеих рук соприкасаются друг с другом - шарик надут)
Он становится большой. (соприкасаем ладошки друг с другом полностью)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (смыкаем вместе пальчики)
Стал он тонкий и худой!
№10 «Мышка»
Мышка в норку пробралась, (делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (делаем пальчиками колечко)
«На заборе кот сидит! (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
№11 «Паучок»
(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки)
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. (кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик)
Дождик с неба вдруг полил, (хлопок ладонями по столу/коленям)
Паучков на землю смыл. (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит)
Солнце стало пригревать, (делаем движения такие же, как и в самом начале)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове)
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
№12 «Замок» Пальцы рук сцепить. На двери висит замок (руки покачивать вперед-назад). Кто его открыть бы смог? Постучали (постучали ладонь о ладонь). Покрутили (повертеть). Потянули и… открыли (разжать пальцы рук веером).
Приложение 2
Консультация для родителей «Что дает пальчиковая гимнастика детям?»
- способствует овладению навыками мелкой моторики пальцев рук; - помогает развивать речь у малышей; - повышает работоспособность коры головного мозга; - развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. - снимает тревожность.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, как формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковая гимнастика в стихотворной форме не только тренирует память, развивает речь, но и поднимает настроение.
Движение пальцев рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунк-турными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотвор-ное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика положительно воздействует еще и на здоровье ребенка.
Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных и др. игр. С по-мощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно и ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное в игру включаются малоактивные дети.
Приложение 3
Памятка «Как правильно работать с графомоторными трафаретами».
Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть развитие графомотор-ных навыков. Это не совсем так. Рисование очень полезно, но достичь полного результата позволяют лишь специфические упражнения, связанные с обведением контуров. Именно так тренируется нажим, плавность.
Шаг 1. Подготовить пальчики малыша к рисованию (пальчиковая гимнастика).
Шаг 2. Рассмотреть с ребенком графомоторный трафарет (восприятие контура или узора, найти с ма-лышом аналогии, на что он похож).
Шаг 3. Слежение пальчиком по узору.
Шаг 4. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
Шаг 5. Обводить рисунок на графомоторном трафарете.