Наталья Подставкина
Формирование артикуляционной моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы. Тема: «Формирование артикуляционной моторики».
Учитель-логопед Подставкина Н. Н. ГБДОУ д. с. №12 с. Белая Глина.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. [1]При произнесении различных звуков ребёнку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом, каждый участвующий в речевом процессе орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координированно. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.
Публикация «Формирование артикуляционной моторики» размещена в разделах
При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе.
Средствами являются: двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса
1. Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц
3. Гимнастика губ и щек
.
4. Гимнастика языка
5. Мимическая гимнастика приротовой области
.
6. Гимнастика для жевательных мышц
7. Логомассаж
Упражнения подбирают в соответствии с дефектом речи, так и каждого звука той или иной группы. Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого ребенку необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих.
Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Соблюдается определенная последовательность от простого к более сложному. Положительно влияет на формирование и дальнейшее развитие артикуляционной моторики. Способствует развитию психологической базы речи и всех сторон речевой системы.
В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы было возможно проконтролировать за ребенком выполнения движения, а ребенок мог ощутить, осознать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, На первых занятиях можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное чтобы оно было выполнено качественно. После того, как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка.
Умелое сочетание методов и приемов, разнообразие форм работы, систематичность, последовательность целенаправленность и эффективность коррекционно-логопедического воздействия обеспечивают благоприятное развитие артикуляционной моторики, служащее основой для дальнейшего полноценного развития речи.
Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий, интрига игры. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее.
Наибольший отклик у детей раннего возраста находят упражнения-пантомимы («Покажите, как лягушки улыбаются», упражнения в комбинации с движениями («Фонетическая ритмика», упражнения с опорой на картинный материал.
Упражнение «Щенок»
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог.
Вот, смотри. Сейчас