Оля Педюра
Проект по познавательной деятельности «Зимующие птицы» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : групповой, познавательно - информационный. Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, родители.
Место проведения: детский сад, территория детского сада.
Продолжительность: краткосрочный – 2 неделя
Автор проекта – Педюра Ольга Владимировна
Итоговое мероприятие: развешивание кормушек вместе на участке нашей группы.
Актуальность проблемы проекта
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам имеет огромное значение в дошкольном возрасте. Пернатые живут рядом с нами! Поэтому необходимо своевременно знакомить детей с их жизнью и воспитывать гуманное к ним отношение.
В ходе тематической недели «Птицы нашего края» выяснилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах. Воспитанники путают зимующих и перелетных птиц, не могут ответить, какую пользу они приносят, почему одни остаются зимовать с нами, а другие улетают на юг. Выяснилось, что у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Мы решили реализовать проект «Зимующие птицы».
Цель проекта : создать условия для формирования расширения представлений об особенностях жизни перелётных и зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные: 1. Расширять и углублять знания детей о зимующих птицах.
2. Формировать у детей знания и представления об особенностях внешнего вида и приспособлении их к среде обитания;
Развивающие: 1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание.
2. Развивать связную устную речь детей при ответах на вопросы и составлении предложений.
3. Пополнять активный и пассивный словарный запас детей при вводе новых слов в процессе проекта.
4. Формировать способность самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы.
Воспитательные: 1. Воспитать заботливое и бережное отношение к птицам.
2. Создать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Педагогические технологии, методы и приемы: информационно-коммуникационные технологии; интернет -ресурсы. Наглядные: наблюдения, демонстрация сюжетных и предметных картин, иллюстраций, видеофильмов, презентаций.
Словесные: беседы, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы о птицах.
Предполагаемый результат: сформирован познавательный интерес и заботливое отношение к птицам.
Расширились знания о птицах, дети отличают перелетных и зимующих птиц. Участвуют в беседах во время рассматривания и наблюдений за птицами
На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная речь, пополнился активный и пассивный словарь
Продукт проекта :
1. Создание условий для познавательной деятельности в процессе проекта
2. Совместно с детьми оформить плакат «Зимующие птицы»
3. Изготовить лэпбук на тему «Зимующие птицы»
4. Привлечь родителей к изготовлению кормушек для зимующих птиц (повесить у себя во дворе, во дворе детского сада).
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение технологий, форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта
- создание РППС:
• Внесение альбома со стихами «Зимующие птицы»
• Подобрать картотеки дидактических игр по теме;
• Подбор игр, мультфильмов, песен, художественной литературы по теме проекта
• Изготовление дидактических пособий и атрибутов к играм по теме.
• Создание презентации «Классификация птиц» 2 этап: практический (реализация проекта)
Образовательная
область Вид деятельности Форма организации
Физическое развитие Двигательная 1. Подвижные игры:
«Перелетные птицы», «Гуси- лебеди», «Совушка»,
«Воробьи и кошка». Малоподвижная игра
«Третий лишний»; «Не зевай»
2. Дыхательная гимнастика: «Журавли»,
«Птички полетели»,
«Кукушка», «Дятел»
3. Пальчиковая игра
«Прилетайте птицы».
Социально-
коммуникативное развитие Игровая 1. Дидактические игры:
«Части тела»
«Угадай по тени» (снегирь)
«Раздели птиц на перелетных и зимующих»
«Составь картинку» (разрезные картинки птиц)
«Расскажи про понравившуюся птичку»
Кубик Блума «Зимующие птицы»; «Перелётные птицы»
2. Интерактивная игра «Зимующие птицы»
Самообслуживание
и элементарный бытовой труд «Покорми птиц»
Художественно-
эстетическое развитие Изобразительная
деятельность 1. Раскрашивания раскрасок «Птицы».
2. Рисование: «Птицы».
3. Лепка: «Зёрнышки для птичек».
4. Аппликация: «Кормушка».
5. Плоскостная лепка «Рябина для снегиря».
Музыкально- художественная Слушание «Пение птиц»,
«Птичьи голоса», Хоровод
«Синичка» М. Красева
Чтение художественной литературы : Александр Яшин «Покормите птиц зимой», А. Н. Толстой «Сорока», Максим Горький «Воробьишко», В. Зотов «Снегирь», В. Бианки «Синичкин календарь», В. Полякова «Синички», В. Бурлак «Зимнее яблоко»
Конструирование 1. Конструирование
«Кормушка для птиц»
Познавательное
развитие Познавательно –
исследовательская 1. Образовательная
деятельность (ФЦКМ и аппликация) «Зимующие птицы»
1. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями птиц
2. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
3. Просмотр презентаций
«Зимующие птицы», обучающий фильм
«Перелётные и зимующие птицы»
4. Просмотр видеоролика
«Птицы у кормушки»
Речевое развитие Коммуникативная Беседы:
1 «Почему одни птицы улетают на юг, а другие нет?»
2. «Чем питаются птицы» Словесные игры:
1. «Назови ласково»
2. «Назови детеныша»
3. Артикуляционная гимнастика
Работа с родителями:
Познакомить родителей с темой
проекта Привлечь родителей :
• к совместной работе с детьми и воспитателем.
• к изготовлению кормушек для
зимующих птиц (повесить у себя во дворе)
Закрепить знания детей о птицах Предложить поиграть с детьми в игру
«Назови птицу» (по дороге домой или с использованием картинок)
Пропагандировать родителей к
заботливому отношению к птицам Консультации в информационный
уголок:
• Консультации для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
3 этап: заключительный (обобщающий)
Планируемые результаты достигнуты.
Продукт проекта :
1. По результатам работы совместно с детьми оформлены плакаты
«Покормите птиц зимой»
2. Совместно с родителями повесили кормушки на участке, которые они изготовили дома.
Приложение Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц в кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают ку- лачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (опять сжимают и разжимают кулачки.)
Физкультминутки про птиц.
Прыг-скок, прыг-скок!
Не замерз ли ты, дружок? Холодно зимой пернатым. Нужно им помочь, ребята. Сделаем сейчас зарядку
И накормим сладко-сладко.
«Кормушка для птиц».
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4 раза – «режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям, (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям (то же – левой рукой)
Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны») Ешьте макароны.
Динамическая пауза «Снегири»
Вот на ветках, посмотри (4 хлопка по бокам)
В красных майках снегири (4 наклона головы в сторону) Распушили перышки,
Греются на солнышке, (на первое слово каждой строки частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)
Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
О чем поют воробушки О чем поют воробушки (Шагаем на месте.)
В последний день зимы? (Руки в стороны на пояс.)
— Мы выжили! (Хлопаем в ладоши.)
— Мы дожили! (Прыжки на месте.)
— Мы живы! Живы мы! (Шагаем на месте.)
Ну-ка, птички, полетели
Ну-ка птички, полетели, Полетели и присели, Поклевали зернышки, Поиграли в полюшке, Водички попили, Перышки помыли,
В стороны посмотрели,
Прочь улетели. (Ходьба, переходящая в бег.)
Хоровод «Синичка» М. Красева (Сб. «Песни детского сада»,с. 22)
-Ты, синичка, где жила? (Взявшись за руки, идут по кругу) Ты, синичка, где была?
- Все летала по лесам, (Останавливаются и взмахивают руками) Все сидела по кустам,
По кустам.
- Ты, синичка, где была? (Хороводом идут по кругу) Где ты гнездышко свила?
- На орешнике густом, (Вращают кулачками перед грудью) Под зеленым под листом,
Под листом.
- Ты, синичка, покружись, (Кружатся) С нами, с нами подружись.
Крылья, крылышки раскрой, (Отводят руки в стороны назад) Песню, песенку пропой, (Качают головой вправо-влево) Нам пропой!
- Тень-тень-тень! (Поют, как синички)
Приложение № 6 Театрализованная деятельность
Снегирек
— Ты откуда, снегирек, прилетел в наш лесок?
— С севера я прилетел, вкусных ягод захотел. Юч- юч-юч, чу-чу-чу, звонко песенку пою.
- У нас метели, вьюги злятся. Ты не будешь их бояться?
- Я не буду их бояться, пусть метут и злятся.
- Для зимы я приберег теплый красный кожушок. (Ю. Капотов)
«Третий лишний»
Цель: закреплять знания о многообразии птиц.
Ход игры. Воспитатель называет птиц вперемешку, кто заметит ошибку, должен хлопнуть в ладоши (воробей, ворона, муха, снегирь и т. д.).
п/и «Найдем воробышка Цель: отдых после физической нагрузки.
Ход игры: Игроки закрывают глаза, а педагог в это время на площадке прячет воробышка. По сигналу дети открывают глаза, спокойно ходят по площадке и ищут его. Тот, кто нашел, поднимает его вверх, игра повторяется.
п/и «Воробышки и кот» Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
Ход игры: «Кот» располагается на одной стороне зала (площадке, а дети –
«Воробышки» - на другой.
Дети – «воробышки» приближаются к «коту» вместе с воспитателем, который произносить:
Котя, котенька, коток,
Котя – черненький хвосток, Он на бревнышке лежит, Притворился, будто спит.
На слова «Будто спит», «кот» восклицает: «Мяу!» - и начитает ловить
«воробышков», которые убегает от него в свой домик (за черту).
«Совушка»
Цель: упражнять в беге с выполнением ролевых движений; в умении быстро реагировать на звуковой сигнал, сохранять статичность позы некоторое время; развивать выдержку; организованность.
Ход: все дети - птички, бабочки и т. д., один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривая тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 сек. Снова дается сигнал «день». Варианты: можно подавать такие сигналы «день наступает - все оживает», «ночь наступает - все замирает»; или сигналы могут быть музыкальные: день - громкая музыка, ночь - тихая.
«Не зевай» (птицы зимующие, перелётные).
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель даёт всем детям названия птиц и просит внимательно следить: как только прозвучит их название, они должны встать и хлопнуть в ладоши; кто прозевает своё название, выходит из игры.