Мария Крылова
Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОБУ «Детский сад №17 «СКАЗКА» комбинированного вида
ПРОЕКТ
по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе
«Юный исследователь»
Разработал воспитатель
Группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ»
Крылова Мария Викторовна
Г. Новая Ладога
2019-2020гг.
Публикация «Проект по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Юный исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы. Дошкольники прирожденные исследователи. И тому подтверждение их любознательность, по-стоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации. Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального, познавательного развития дошкольников.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удо-влетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, иссле-дователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у не-го постоянно существует потребность в новых впечатлениях.
С учётом важности всего вышесказанного и для развития интеллектуальных способностей детей был разработан проект, направленная на развитие познава-тельно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и экс-перименты.
Изучив методическую литературу по детской познавательно-исследовательской деятельности, мы решили адаптировать практический матери-ал к условиям нашей группы №16 «ПОЧЕМУЧКИ» и создали свою модифициро-ванную программу.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любо-знательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способ-ности применять полученные знания на практике.
Задачи:
Образовательные:
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, ис-пользуя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифициро-вать предметы по цвету, форме и величине.
Формировать познавательные действия, становление сознания
Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей.
Развивать воображение и творческую активность.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способ-ность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие свя-зи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе;
Срок реализации проекта : октябрь 2019г. – апрель 2020г.
СОД: 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Возраст воспитанников: 4-5 лет, средняя группа.
Ожидаемый результат:
Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, во-де; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: ло-гического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой мо-торики; обогащение словаря.
Оснащение мини-лаборатории:
Приборы: емкости для игр с водой разных объемов и форм, лупы, мерные ложки, пипетки.
Природный материал: песок, ракушки, семена бобов, фасоли, гороха, ко-сточки, скорлупа орехов, яичная скорлупа.
Утилизированный материал: проволока, ткани, пробки,
Разные виды бумаги: бархатная, глянцевая, гофрированная, плотная.
Красители: гуашь, акварельные краски;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, Вата.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
1. Подготовительный этап:
Формирование цели, задач
создание необходимых условий для реализации проекта
перспективное планирование проекта
2. Основной этап:
Консультация для родителей - "Природа вокруг нас";
совместная работа по созданию картотеки опытов - экспериментов для де-тей среднего дошкольного возраста;
проведение цикла наблюдений с детьми по ознакомлению с объектами не-живой и живой природы;
художественное творчество детей: лепка на тему "Отпечатки интересных предметов", рисование на тему "Рыбки в пруду". Чтение стихотворений о природе;
проведение цикла опытов - экспериментов по изучению объектов не живой и живой природы:
Месяц Тема Задачи Матери-ал Источ-ник
Октябрь Опыты с воз-духом Подвести к пониманию того, что воздух есть во-круг нас и внутри нас.
Дать пред-ставление, что воз-дух:
невидим, лег-кий, не имеет запа-ха, ветер – это движение воздуха. Полиэти-леновые паке-ты
Стаканчи-ки с водой
Коктейль-ные палочки
Мыльные пузыри
Резиновые игрушки
Подносы
Тазик с водой 3, с. 44
Консультация для родителей "При-рода вокруг нас" Формировать представление у родителей об экс-периментальной деятельности с детьми.
Развивать ин-терес и любозна-тельность. Материал для опытов Папка консульта-ций
«Человек. Звук и слух»(«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем») Закреплять представление де-тей об органах чувств, их назначе-нии (уши – слы-шать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи; пальцы – опреде-лять форму, струк-туру поверхности; язык - определять на вкус). Ширма
Газета
Коло-кольчик
Молоток
два камня
погре-мушка
свисток
футляры от киндер-сюрпризов с дырочками чеснок
кусочек
апельси-на, поролон с духами
лимон
сахар 3, с. 54
«Человек. Звук и слух»
( Беседа- игра: «Почему все зву-чит?») подвести детей к пониманию при-чин возникновения звука: колебания предмета Бубен
Стеклян-ный
Стакан
Газета
Гитара
Деревян-ная линейка
металло-фон
Опыт: «Какая бывает земля?» Формирование представления о свойствах почвы: рыхлая, мокрая, сухая, мягкая Совочки
Формочки
Вода
Ноябрь Бумажные ко-раблики Формирование представлений о свойствах бумаги Бумага, бумажные ко-раблики, лужа или ручей 1, с. 29
Свойства песка Наблюдение за мокрым песком в сухом помещении Песок
Вода
Батарея 1, с. 28
Лед--вода Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, уста-навливать причин-но-следственные связи и делать вы-воды Кусочки льда
Прозрач-ная емкость
1, с. 30
Вода
Формирование представлений о некоторых свой-ствах воды (жид-кость без вкуса, цвета, запаха и формы; текучая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, значение воды для всего жи-вого. Стеклян-ная банка с водой
Пустой стакан
Банка с молоком
Лист чи-стой белой бумаги
Поднос с предметами (деревянные ложки, линей-ка, шар, ку-бик, кирпич)
Баночки 1, с. 37
Путешествие за витаминами Познакомить с витаминами А, В, С.
Рассмотреть продукты, которые содержат в себе ви-тамины.
Самостоятель-но приготовить сок из овощей и фрук-тов Ручная соковыжимал-ка
Терка
Овощи
Фрукты
Миски
Однора-зовые стакан-чики 3, с. 54
Декабрь Снег
Формирование представлений о свойствах сне-га (рассыпчатый, белый, холодный, пушистый и др.) Снег
Вылепить снежки на прогулке 1, с. 30
Что в шарике? Формировать представление о свойствах воды и воздуха 2 воздуш-ных шарика (один напол-нить водой, другой – воз-духом) 1, с. 32
Мыльные пу-зыри Формировать культурно-гигиенические навыки.
Закреплять представления о свойствах воды.
Знакомить со способом получе-ния теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей.
Познакомить со способом созда-ния мыльных пу-зырей Игрушка Колобок
Емкость
Ковшики
Горячая и холодная вода
Полотен-це
Мыло
Трубочки
Ложки
Стаканы
3, с. 65
Опыты со сне-гом на прогулке Продолжать знакомить с осо-бенностями снега.
Закреплять понятия: снег лег-кий, снег пушистый и др. Две оди-наковые фор-мочки 3, с. 49
Январь Капельки
Закреплять представления о свойствах воды.
Знакомить со способом получе-ния теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей Пипетка
Горячая и холодная вода 3, с. 66
Опыты с воз-духом (продолже-ние) Подвести к пониманию того, что воздух есть во-круг нас и внутри нас.
Дать пред-ставление, что воз-дух:
невидим, лег-кий, не имеет запа-ха, ветер – это движение воздуха Полиэти-леновые паке-ты
Стаканчи-ки с водой
Коктейль-ные палочки
Мыльные пузыри
Резиновые игрушки
Подносы
Тазик с водой 3, с. 44
Таяние снега Формирование представлений о свойствах снега (снег под действием температуры – та-ет, обратить вни-мание, что вода грязная) Снег
Стеклян-ная банка
1, с. 31
Потребность растений в воде Формировать представление о важности воды для жизни и роста рас-тений Цветы
Вода
1, с. 35
Февраль Мыло-фокусник Познакомить со свойствами мы-ла и его разновид-ностями (туалет-ное, хозяйственное, жидкое). Мыло
Банки с водой
3, с. 74
Тонет – не то-нет Познакомить со свойствами не-которых предметов Ванночки с водой
Корабли-ки
Камешки
5, с. 30
Чистая и гряз-ная вода Дать пред-ставление о том, что вода нужна всем 2 стакана с водой
Несколько игрушечных рыбок
2 большие прозрачные емкости 5, с. 40
Март Уголок экспе-риментирования «Юный исследова-тель» Пополнить уголок экспери-ментирования
Привлечь ро-дителей в создании уголка Новые ат-рибуты -
У кого пена выше и пышнее? Познакомить со свойствами мы-ла и его разновид-ностями (туалет-ное, хозяйственное, жидкое). Мыло
Вода
Трубочки
Однора-зовые про-зрачные ста-канчики 3, с. 77
Электричество Формировать представление о статическом элек-тричестве Воздуш-ный шарик
Перья
Соль и вода Формировать представление о том, что соль легко растворяется в во-де.
Формировать представление об изменениях соли при контакте с во-дой.
Знакомить с понятием – выпаи-вание соли. Свеча
Соль
Вода
Ложка
Всем нужна вода! Формирование представлений о некоторых свой-ствах во-ды (жидкость без вкуса, цвета, запа-ха и формы; теку-чая, разливается, ее можно вылить, налить, перелить, разлить, значение воды для всего жи-вого. Вода
4-5 одно-разовых ста-канчика, про-зрачные
Краски пищевые
Ложка
Китайская капуста
Уксус и яйцо Формировать представление об изменении продук-та при контакте с другим продуктом Уксус
Миска
Яйцо
Апрель Дождь и солн-це
Расширять представления об окружающем мире через знакомство с основными физиче-скими явлениями. Мерные ложки
Бумажные салфетки
Тряпочки
Зонтик от дождя
Зонтик от солнца
Миски с водой 3, с. 92
Семена и пло-ды
Продолжать формировать зна-ния детей о семенах и плодах.
Учить выде-лять характерные особенности семян и плодов культур-ных растений.
Закреплять знания о том, что из семян выраста-ют растения. Семена укропа, лука, огурцов, тома-тов, кабачки
Вода
Земля
Емкости для посадки 4, с. 41
Почему на тропинке не растут растения? Формирование представления о свойствах почвы на прогулке Почва
Лопатки
1, с. 34
Камни
Рассмотреть камни, определить из свойства.
Учить класси-фицировать по ви-дам камни 4, с. 126
Глина
Рассмотреть глину, определить ее свойства.
3. Заключительный этап:
оформление результата проекта в виде презентации;
создание уголка экспериментирования «Юный исследователь»;
изготовление альбома с иллюстрациями: «Юные исследователь»
Список литературы:
1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление раз-вития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры/сост. Нищина Н. В. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
2. Экспериментальная деятельность в ДОУ. - М. : ТЦ СФЕРА, 2012.
3. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Нищева Н. В. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематиче-ское и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Вы-пуск 1/ Сост. Нищева Н. В. - – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017
5. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематиче-ское и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Вы-пуск 2/ Сост. Нищева Н. В. - – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017