МААМ-картинки

Творческий проект «Юный исследователь»

Ольга Лучникова
Творческий проект «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы

Творческий проект «Юный исследователь»

Информация:

1. Общие положения

1.1. Творческий проект «Юный исследователь»

Тема проекта «Кладовая земли родного края»

Цель проекта : развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенство-вания навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Публикация «Творческий проект „Юный исследователь“» размещена в разделах

Задачи:

• содействие развитию творческой исследовательской активности детей;

• формирование у обучающихся и педагогов представления об исследова-тельском обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;

• стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фун-даментальным и прикладным наукам;

• содействие формированию у детей научной картины мира.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

1. Образовательное учреждение: структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1 «Детский сад».

2. Адрес: 393842, Тамбовская область, Сосновский район, р. п. Сосновка, ул. Рабочая, д. 18 а.

3. Телефон: 8(47532)-25-0-04.

4. Название проекта : «Кладовая земли родного края».

5. Гипотеза проекта : Какое значение и место занимают полезные ископаемые в жизни человека?

6. Объект исследования : Полезные ископаемые Тамбовской области.

7. Автор проекта : воспитатель – Лучникова Ольга Вячеславовна.

8. Реализация проекта : февраль 2016 года.

9. Участники проекта : дети дошкольного возраста, педагоги ДОО, родители.

10. Тип проекта : науки о природе.

11. Сроки реализации проекта : краткосрочный, февраль 2018 года.

12. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие» "Физическое развитие".

13. Цель проекта : Создание условий для формирования предпосылок по-исковой деятельности, развития воображения и художественно – творче-ских способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли род-ного края».

14. Задачи:

Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;

Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ре-сурсам;

Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение об-следовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неров-ный (шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.

Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

Обогащение словарного запаса дошкольников;

Развитие мелкой моторики рук.

Как добывают земные богатства и где используют;

Актуальность проблемы:

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культу-ры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познаёт окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека.

Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть од-но из чудес природы – полезные ископаемые?

Знакомство детей с полезными ископаемыми способствует расши-рению кругозора; умению определять материалы, из которых изготов-лены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов,

определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов, группировать предметы в соответствии с познавательной за-дачей.

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме

«Кладовая земли родного края».

Знакомство с литературными произведениями: братья Гримм

«Беляночка и Розочка», «Сказка о камне», «Почемучка» : Что такое подземне богатства? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хо-зяйка Медной горы»; «Три поросёнка», «Жемчужина окатная».

Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о песке, камнях.

Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цве-ток», «Пластилиновая история».

Рисование песком, мелом, углем.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся:

могут назвать свойства полезных ископаемых;

имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида полезных ископаемых;

знают о пользе полезных ископаемых в природе и жизни человека.

Итоговое мероприятие:

интегрированное занятие «Край родной, на век любимый»

Продукты проекта :

Папка с конспектами занятий по ознакомлению с полезными ископаемы-ми;

Фотографирование этапов реализации проекта и совместной деятельности детей и воспитателя;

Совместное художественное творчество;

Творческий замысел своими руками «Разноцветный песок».

Выставка рисунков по произведениям Бажова.

Презентация проекта.

Этапы проекта :

Подготовительный.

Информирование родителей о проекте.

Сбор информации и материалов по теме проекта.

Разработка проектной цели.

Написание текста проекта.

Реализация.

Работа по плану мероприятий.

Выполнение творческих заданий вместе с родителями и воспитателями.

Итоговый.

Оформление материалов.

Представление продуктов проекта.

Выставка продуктов детского художественного творчества.

План реализации проекта :

Вид деятельности: Беседа: «Природные ресурсы России» (рассматривание образцов, «Как применяются природные ископаемые?»;

Сроки: 2 неделя февраля;

Результаты: Формирование представлений у детей о полезных ископае-мых, их свойств и использование их человеком;

Вид деятельности: Опыты и практические задания: «Что у нас под ногами?», «Песок и глина – общее и различия», «Кладоискатели» и т. д.

Сроки: 3 неделя февраля;

Результаты: Расширение кругозора и экологических представлений посред-ством опытов и в процессе практической деятельности.

Вид деятельности: Рисование: «Разноцветные мелки», «Песочное шоу» - ри-суем разноцветным песком.

Сроки: на занятии по художественному творчеству;

Результаты: Формирование умений планировать свою композицию, техно-логично осуществлять замысел. Формирование умения осуществлять худо-жественный замысел, эстетически оформлять свои произведения.

Вид деятельности: Подвижные игры:

Сроки: ежедневно

Результаты: Систематизация знаний о взаимодействии с песком.

Вид деятельности: занятие «Географическое положение Тамбовской обла-сти»

Сроки: 4 неделя февраля;

Результаты: Знакомство с картой Тамбовской области и определение на её территории полезных ископаемых. Выявление положительных и отрица-тельных черты природных ресурсов и условий.

Беседа: «Природные ресурсы России» (рассматривание образцов)

с 5 по 10 февраля 2018 года

Беседа с обучающимися позволила выявить их знания, взгляды, отноше-ние к добыванию природных ресурсов на основе рассматривания образцов полезных ископаемых.

Во время беседы было разобрано несколько вопросов по полезным ис-копаемым России:

Что мы называем природными ресурсами?

Чем отличается использование возобновляемых и невозобновляемых при-родных ресурсов?

Какие ресурсы используются в производстве?

Дети с удовольствием принимали участие в изучении ресурсов, дополняя свои ответы примерами из жизни и быта семьи.

Опыты и практические задания:

«Что у нас под ногами?», «Песок и глина – общее и различия»,

«Кладоискатели» с 12 по 17 февраля 2018 года

Во время практического занятия детям надо было установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании. Были проведены 3 опыта, показы-вающие общее и различия песка и глины:

Опыт 1. Установление сыпучести.

Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом-частицы песка или гли-ны.

Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Прона-блюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быст-рее наполнится водой.

После сравнения были сделаны выводы:

1. Песок пересыпается легко, т. к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.

2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т. к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.

3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода про-ходит плохо и медленно.

4. Строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопро-ницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.

В пятницу, 09.02.2018 года, во второй половине дня, было проведено физкультурное занятие «Кладоискатели», на котором были подведены итоги недели по изучению Полезных ископаемых и их свойств.

Рисование: «Разноцветные мелки»,

«Песочное шоу» - рисуем разноцветным песком.

(на занятиях по художественному творчеству)

Песок вызывает все больший интерес в качестве материала для худо-жественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, поз-воляет легко воплотить самые фантастические

замыслы!

Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координа-цию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка.

Существует выражение «через руки к речи»

Использование техники "Рисование песком" в работе с детьми дает воз-можность развивать процессы: восприятие, внимание, память, мышление, во-ображение. А также мелкую моторику рук.

В ходе занятия по художественному творчеству обучающиеся расшири-ли представление о природном материале (песок, его свойствах и пользе для людей); улучшили познавательные процессы (устной речи, воображения, наглядно-образного мышления, мелкой моторики, координации движений); проявили большой интерес к рисованию песком

Занятие «Географическое положение Тамбовской области»

с 19 по 24 февраля 2018 года

На занятии обучающиеся познакомились с географическим положением нашего края, с минерально-сырьевой базой Тамбовской области, которая представлена песком для строительных работ, карбонатными породами для производства строительной извести, легкоплавкими глинами для производ-ства керамзитового гравия и кирпича, торфом, подземными водами.

ПЕСКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПРОИЗВОДСТВА СИЛИКАТ-НЫХ ИЗДЕЛИЙ

Было выяснено, что в пределах области имеется ряд перспективных площадей и проявлений добычи песка.

КАРБОНАТНЫЕ ПОРОДЫ ДЛЯ

ПРОИЗВОДСТВА

СТРОИТЕЛЬНОЙ ИЗВЕСТИ.

Дети узнали, что в области имеются запасы известняков, пригодных для производства строительной извести. Но их месторождения промышленно-стью не осваиваются.

ГЛИНЫ И СУГЛИНКИ ДЛЯ

ПРОИЗВОДСТВА КИРПИЧА

В ходе занятия было выявлено, что в Тамбовской области разведано 116 ме-сторождений данного вида сырья. Добыча глин ведется на 33 месторождени-ях, в том числе и в Сосновском районе (участок №2 Сосновский). Наиболь-шие запасы разведанного кирпичного сырья приходятся в Рассказовском, Сосновском и других районах.

Выводы:

Обобщая все вышесказанное, мы с детьми сделали вывод: без использо-вания полезных ископаемых человек станет беззащитным и бессильным.

Запасы полезных ископаемых не могут быстро пополняться, поэтому их нужно расходовать экономно.

Для охраны полезных ископаемых мы можем попусту экономить газ в плите, беречь тепло, экономить электричество, собирать металлолом.

Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, пе-ревозке, хранении.

Сосновский район и Тамбовская область богаты природными ископае-мыми, характерными для нашей местности: песок, глина и т. д. Мы еще раз убедились в том, что значит родная земля, почвенные ресурсы, природные богатства для нас и для нашего народа. Родная земля бесценна и представля-ет собой сокровище, которое ничем не измерить.

В заключении хочется вспомнить строки из стихотворения

Рожковой В. М.

Реки, леса, косогоры,

Сосновские чудо-бугры.

Эти шальные просторы-

И сердцу теснее в груди.

До боли места родные,

А сёл деревень не счесть.

Как хорошо, что в России

И область Тамбовская есть.

Использованные материалы:

1. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.

2. Наш край Тамбовский. – Тамбов, 1989.

3. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.

4. Е. В. Новикова Программа «Юный эколог» - М. : Мозаика-Синтез, 2013 год.

5. География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2007г.

6. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.

7. М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.

8. В. С. Богомолов стихи и проза сосновских авторов «Как все же хорошо жить на земле!»

9. Интернет ресурс: https://www.tvernedra.ru/news/nid145.html

10. Фото из личного архива структурного подразделения МБОУ Сосновской СОШ №1 «Детский сад»

Публикации по теме:

Проект «Я — исследователь природы. Мои прекрасные дельфины» ПРОЕКТ РАЗРАБОТАН: Руководитель проекта: Багдасарян А. А. ; Участники проекта: Климашевская Маргарита, Мама – Анна Александровна ТЕМА.

Календарный план тематической недели «Юный исследователь» в логопедической группе детей с ОНР с 9 по 13 июля 2018 г. 2 неделя Задачи: организовать деятельность детей на исследование проблемы, сравнение, анализ полученных результатов.

Кружковая работа «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста Цель:– способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Лэпбук «Юный исследователь»Лэпбук «Юный исследователь» Не секрет, что дошкольный возраст - время «почемучек». Наша задача – помочь малышам узнать об окружающем мире, как можно больше и точнее,.

Познавательно-исследовательский проект по экологии «Юный исследователь» для детей 5–6 летПознавательно-исследовательский проект по экологии «Юный исследователь» для детей 5–6 лет Содержание проекта 1. Название проекта 2. Руководители проекта 3. Интеграция образовательных областей 4. Вид проекта 5. Продолжительность.

Проект для дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Номинация физико-математическая: «Чудеса с электричеством»Проект для дошкольников и младших школьников «Я — исследователь». Номинация физико-математическая: «Чудеса с электричеством» Творческий проект дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» Номинация :физико-математическая Тема:«Чудеса с электричеством».

Проект «Юный исследователь» в старшей группе «Юный исследователь» Вид: долгосрочный, исследовательский, познавательный. Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Фотоотчет «Проект «Юный пешеход»Фотоотчет «Проект «Юный пешеход» Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность.

Творческий проект «Я — исследователь. Неживая природа и секреты вулкана» Содержание: введение цели и задачи исследовательской работы что такое вулканы практическая работа выводы и заключения список литературы.

Творческий проект «Я — исследователь. Неживая природа «Секреты вулкана» Содержание: введение цели и задачи исследовательской работы что такое вулканы практическая работа выводы и заключения список литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Юный исследователь»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 22:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Творческий проект «Юный исследователь»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Лучникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД