Ольга Лучникова
Творческий проект «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект «Юный исследователь»
Информация:
1. Общие положения
1.1. Творческий проект «Юный исследователь»
Тема проекта «Кладовая земли родного края»
Цель проекта : развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенство-вания навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Публикация «Творческий проект „Юный исследователь“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Задачи:
• содействие развитию творческой исследовательской активности детей;
• формирование у обучающихся и педагогов представления об исследова-тельском обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
• стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фун-даментальным и прикладным наукам;
• содействие формированию у детей научной картины мира.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Образовательное учреждение: структурное подразделение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сосновской средней общеобразовательной школы №1 «Детский сад».
2. Адрес: 393842, Тамбовская область, Сосновский район, р. п. Сосновка, ул. Рабочая, д. 18 а.
3. Телефон: 8(47532)-25-0-04.
4. Название проекта : «Кладовая земли родного края».
5. Гипотеза проекта : Какое значение и место занимают полезные ископаемые в жизни человека?
6. Объект исследования : Полезные ископаемые Тамбовской области.
7. Автор проекта : воспитатель – Лучникова Ольга Вячеславовна.
8. Реализация проекта : февраль 2016 года.
9. Участники проекта : дети дошкольного возраста, педагоги ДОО, родители.
10. Тип проекта : науки о природе.
11. Сроки реализации проекта : краткосрочный, февраль 2018 года.
12. Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие» "Физическое развитие".
13. Цель проекта : Создание условий для формирования предпосылок по-исковой деятельности, развития воображения и художественно – творче-ских способностей, в процессе реализации проекта «Кладовая земли род-ного края».
14. Задачи:
Формирование у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли;
Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ре-сурсам;
Формирование предпосылок экологической культуры дошкольников;
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Поддерживать интерес к экспериментированию. Закреплять умение об-следовать предметы и называть их свойства (крепкий, твердый, неров-ный (шероховатый, гладкий, тяжелый, и др.) и особенности.
Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
Обогащение словарного запаса дошкольников;
Развитие мелкой моторики рук.
Как добывают земные богатства и где используют;
Актуальность проблемы:
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культу-ры человека, дети знакомятся с окружающим миром. Ребёнок познаёт окружающий мир, учится ориентироваться в явлениях окружающей природы, предметах, созданных руками человека.
Чтобы сформировать у детей целостное представление об окружающем, необходимо больше внимания уделять комплексному изучению природы. Всегда ли мы внимательно смотрим под ноги не только для того, чтобы не споткнуться и не упасть, а для того, чтобы найти, поднять и рассмотреть од-но из чудес природы – полезные ископаемые?
Знакомство детей с полезными ископаемыми способствует расши-рению кругозора; умению определять материалы, из которых изготов-лены предметы, устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов,
определять происхождение рукотворных предметов, профессии людей; умению обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов, группировать предметы в соответствии с познавательной за-дачей.
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме
«Кладовая земли родного края».
Знакомство с литературными произведениями: братья Гримм
«Беляночка и Розочка», «Сказка о камне», «Почемучка» : Что такое подземне богатства? П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Серебряное копытце», «Хо-зяйка Медной горы»; «Три поросёнка», «Жемчужина окатная».
Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о песке, камнях.
Просмотр мультфильмов «Малахитовая шкатулка», «Каменный цве-ток», «Пластилиновая история».
Рисование песком, мелом, углем.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся:
могут назвать свойства полезных ископаемых;
имеют представления о некоторых особенностях внешнего вида полезных ископаемых;
знают о пользе полезных ископаемых в природе и жизни человека.
Итоговое мероприятие:
интегрированное занятие «Край родной, на век любимый»
Продукты проекта :
Папка с конспектами занятий по ознакомлению с полезными ископаемы-ми;
Фотографирование этапов реализации проекта и совместной деятельности детей и воспитателя;
Совместное художественное творчество;
Творческий замысел своими руками «Разноцветный песок».
Выставка рисунков по произведениям Бажова.
Презентация проекта.
Этапы проекта :
Подготовительный.
Информирование родителей о проекте.
Сбор информации и материалов по теме проекта.
Разработка проектной цели.
Написание текста проекта.
Реализация.
Работа по плану мероприятий.
Выполнение творческих заданий вместе с родителями и воспитателями.
Итоговый.
Оформление материалов.
Представление продуктов проекта.
Выставка продуктов детского художественного творчества.
План реализации проекта :
Вид деятельности: Беседа: «Природные ресурсы России» (рассматривание образцов, «Как применяются природные ископаемые?»;
Сроки: 2 неделя февраля;
Результаты: Формирование представлений у детей о полезных ископае-мых, их свойств и использование их человеком;
Вид деятельности: Опыты и практические задания: «Что у нас под ногами?», «Песок и глина – общее и различия», «Кладоискатели» и т. д.
Сроки: 3 неделя февраля;
Результаты: Расширение кругозора и экологических представлений посред-ством опытов и в процессе практической деятельности.
Вид деятельности: Рисование: «Разноцветные мелки», «Песочное шоу» - ри-суем разноцветным песком.
Сроки: на занятии по художественному творчеству;
Результаты: Формирование умений планировать свою композицию, техно-логично осуществлять замысел. Формирование умения осуществлять худо-жественный замысел, эстетически оформлять свои произведения.
Вид деятельности: Подвижные игры:
Сроки: ежедневно
Результаты: Систематизация знаний о взаимодействии с песком.
Вид деятельности: занятие «Географическое положение Тамбовской обла-сти»
Сроки: 4 неделя февраля;
Результаты: Знакомство с картой Тамбовской области и определение на её территории полезных ископаемых. Выявление положительных и отрица-тельных черты природных ресурсов и условий.
Беседа: «Природные ресурсы России» (рассматривание образцов)
с 5 по 10 февраля 2018 года
Беседа с обучающимися позволила выявить их знания, взгляды, отноше-ние к добыванию природных ресурсов на основе рассматривания образцов полезных ископаемых.
Во время беседы было разобрано несколько вопросов по полезным ис-копаемым России:
Что мы называем природными ресурсами?
Чем отличается использование возобновляемых и невозобновляемых при-родных ресурсов?
Какие ресурсы используются в производстве?
Дети с удовольствием принимали участие в изучении ресурсов, дополняя свои ответы примерами из жизни и быта семьи.
Опыты и практические задания:
«Что у нас под ногами?», «Песок и глина – общее и различия»,
«Кладоискатели» с 12 по 17 февраля 2018 года
Во время практического занятия детям надо было установить, какими свойствами обладают полезные ископаемые песок и глина, на какие свойства опирается человек при их использовании. Были проведены 3 опыта, показы-вающие общее и различия песка и глины:
Опыт 1. Установление сыпучести.
Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.
Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.
Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом-частицы песка или гли-ны.
Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.
Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.
Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Прона-блюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быст-рее наполнится водой.
После сравнения были сделаны выводы:
1. Песок пересыпается легко, т. к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.
2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т. к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.
3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода про-ходит плохо и медленно.
4. Строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопро-ницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.
В пятницу, 09.02.2018 года, во второй половине дня, было проведено физкультурное занятие «Кладоискатели», на котором были подведены итоги недели по изучению Полезных ископаемых и их свойств.
Рисование: «Разноцветные мелки»,
«Песочное шоу» - рисуем разноцветным песком.
(на занятиях по художественному творчеству)
Песок вызывает все больший интерес в качестве материала для худо-жественного творчества детей. Это удивительный материал для создания «насыпных» картин, приятный на ощупь, пластичный и красочный, поз-воляет легко воплотить самые фантастические
замыслы!
Трогая руками песчинки, дети развивают мелкую моторику и координа-цию движений пальцев рук, что напрямую влияет на развитие речи ребенка.
Существует выражение «через руки к речи»
Использование техники "Рисование песком" в работе с детьми дает воз-можность развивать процессы: восприятие, внимание, память, мышление, во-ображение. А также мелкую моторику рук.
В ходе занятия по художественному творчеству обучающиеся расшири-ли представление о природном материале (песок, его свойствах и пользе для людей); улучшили познавательные процессы (устной речи, воображения, наглядно-образного мышления, мелкой моторики, координации движений); проявили большой интерес к рисованию песком
Занятие «Географическое положение Тамбовской области»
с 19 по 24 февраля 2018 года
На занятии обучающиеся познакомились с географическим положением нашего края, с минерально-сырьевой базой Тамбовской области, которая представлена песком для строительных работ, карбонатными породами для производства строительной извести, легкоплавкими глинами для производ-ства керамзитового гравия и кирпича, торфом, подземными водами.
ПЕСКИ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И ПРОИЗВОДСТВА СИЛИКАТ-НЫХ ИЗДЕЛИЙ
Было выяснено, что в пределах области имеется ряд перспективных площадей и проявлений добычи песка.
КАРБОНАТНЫЕ ПОРОДЫ ДЛЯ
ПРОИЗВОДСТВА
СТРОИТЕЛЬНОЙ ИЗВЕСТИ.
Дети узнали, что в области имеются запасы известняков, пригодных для производства строительной извести. Но их месторождения промышленно-стью не осваиваются.
ГЛИНЫ И СУГЛИНКИ ДЛЯ
ПРОИЗВОДСТВА КИРПИЧА
В ходе занятия было выявлено, что в Тамбовской области разведано 116 ме-сторождений данного вида сырья. Добыча глин ведется на 33 месторождени-ях, в том числе и в Сосновском районе (участок №2 Сосновский). Наиболь-шие запасы разведанного кирпичного сырья приходятся в Рассказовском, Сосновском и других районах.
Выводы:
Обобщая все вышесказанное, мы с детьми сделали вывод: без использо-вания полезных ископаемых человек станет беззащитным и бессильным.
Запасы полезных ископаемых не могут быстро пополняться, поэтому их нужно расходовать экономно.
Для охраны полезных ископаемых мы можем попусту экономить газ в плите, беречь тепло, экономить электричество, собирать металлолом.
Закон об охране природы требует, чтобы люди бережно использовали полезные ископаемые, не допускали потерь при их добыче, переработке, пе-ревозке, хранении.
Сосновский район и Тамбовская область богаты природными ископае-мыми, характерными для нашей местности: песок, глина и т. д. Мы еще раз убедились в том, что значит родная земля, почвенные ресурсы, природные богатства для нас и для нашего народа. Родная земля бесценна и представля-ет собой сокровище, которое ничем не измерить.
В заключении хочется вспомнить строки из стихотворения
Рожковой В. М.
Реки, леса, косогоры,
Сосновские чудо-бугры.
Эти шальные просторы-
И сердцу теснее в груди.
До боли места родные,
А сёл деревень не счесть.
Как хорошо, что в России
И область Тамбовская есть.
Использованные материалы:
1. Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами «(песок, глина, камни) М,2005г.
2. Наш край Тамбовский. – Тамбов, 1989.
3. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу» М,2005г.
4. Е. В. Новикова Программа «Юный эколог» - М. : Мозаика-Синтез, 2013 год.
5. География для малышей. (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2007г.
6. Тайны природы (Школа семи гномов для занятий с детьми от 5 до 6 лет) Издательство Мозайка – Синтез 2008г.
7. М. Голицын. «Сокровища Земли» Я познаю мир. М. Изд – во АСТ, 2001г.
8. В. С. Богомолов стихи и проза сосновских авторов «Как все же хорошо жить на земле!»
9. Интернет ресурс: https://www.tvernedra.ru/news/nid145.html
10. Фото из личного архива структурного подразделения МБОУ Сосновской СОШ №1 «Детский сад»