Анна Шольтис
Проект по пожарной безопасности «Мы хотим с огнем дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка проекта
Проблемная ситуация: Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число т пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине.
Проблема: Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойстве за безопасность детей.
Темочки:
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи проекта :
- привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах
пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации
(набирать номер телефона пожарной части, вести диалог
с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу
по преодолению страха перед огнем;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное
отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной
безопасности;
Вид проекта : творческий, опытно-экспериментальный
Время реализации проекта :
Участники проекта : дети старших и подготовительных к школе групп, родители, старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Предполагаемый результат
• правильное поведение в экстремальной ситуации: набирать номер
телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону:
четко называть свой адрес;
• знать средства пожаротушения : вода, огнетушитель, земля, песок,
снег:
• уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;
• о профессии пожарного;
• изменение отношения родителей к данной проблеме;
· • осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
Продукт проектной деятельности
• Изготовление совместно с родителями плакатов.
• Изготовление книг по прочитанным произведениям в старших и
подготовительных группах
• Изготовление альбомов «Что мы знаем про огонь» (рисунки детей).
• Выпуск педагогов с детьми стенгазеты ««Мы хотим с огнем
дружить» - наглядная информация для родителей по пожарной
безопасности.
• Драматизация сказки «Кошкин дом»
Описание проекта
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
• Анкетирование родителей.
Информационное задание: привлечение родителей к подборке материала по пожарной безопасности.
• Изготовление плакатов совместно детей и родителей по пожарной
безопасности.
• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
• Подбор дидактических игр.
• Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта
• Проведение с детьми НОД:
- ознакомление с окружающим «Знакомство с профессией
пожарного;
- Беседы «Почему огонь полезен и опасен?»,
«Эти предметы таят опасность»,
«Спички детям не игрушка» :
- комплексная НОД «Огонь добрый, огонь злой»
(ознакомление с окружающим и рисование).
- комплексная НОД «Рисование отгадок на загадки»
- продуктивная деятельность рисование «Пожар»,
- НОД «По прочитанным книгам»
• Проведение игр.
- подвижных: - «Пожарные на ученьях», «Пожарная тревога»,
«Спаси куклу из пожара», «Сообщи о пожаре по телефону»,
«Кто быстрее потушит пожар?»
- дидактических игр: «Опасно-неопасно»,
«Подбери определение к слову пожарный»,
«Что нужно пожарному для работы»,
«Как избежать неприятностей»,
«Это я, это я, это все мои друзья»,
«Не играй с огнём», «Собери номер пожарной охраны»
-сюжетно-ролевых игр: «Мы пожарные»,
«Пожар» - обыгрывание ситуаций при пожаре.
• Чтение художественной литературы детям
(рассказов, пословиц и поговорок, заучивание стихов, загадывание загадок
по данной теме)
• Рассматривание: иллюстраций, плакатов, детских рисунков, выпуск
стенгазеты для родителей - сотворчество детей и педагогов.
• Изготовление книжек по прочитанным рассказам о пожаре :
Б. Житков «Пожар» -старшая группа №5
С. Я. Маршак «Сказка про спички» - старшая группа №8
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» подготовительная
к школе группа №7
С. Я. Маршак «Пожар» - подготовительная группа №3
• Просмотр детьми презентаций: о пожаре, пожарниках, причины
пожара, плакатов о возникновении пожара.
• Экскурсия по детскому саду - знакомство с уголком пожарной
безопасности, планов эвакуации.
• Проведение опытов экспериментов (знакомство со свойством
огня) - опыт проводится на улице в аквариуме.
3 этап. Результаты
- Выставка: плакатов (сотворчество детей и родителей,
книг (сотворчество детей и воспитателей, альбомов (рисунки детей)
- Интеллектуальная викторина : «Пожарным можешь ты не быть…»
- Инсценировка сказки «Кошкин дом».
- Спортивный досуг по пожарной безопасности для детей старших и
подготовительной к школе групп по теме: «Юные пожарные».
- Выпуск стенгазеты для родителей - сотворчество детей и воспитателей.
Предметная область
Межпредметный проект
(«Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Труд», «Физическая культура», «Социализация»)
Техническое оснащение
• Аудио и видеотехника, мультимедиа.
Информационное оснащение
• Детская литература, энциклопедии, видеоматериалы о профессии
пожарного, причины пожара, ресурсы Интернета по тематике проекта.
«Эти правила просты, знать мы с вами их должны…»
Дорогие ребята!
Пожар – это большое, страшное несчастье. Его последствия измеряются не только разрушениями и деньгами, но и часто человеческими жизнями.
Но если соблюдать правила пожарной безопасности, то этих больших бед можно избежать.
Чтобы не возник пожар нужно очень осторожно обращаться с огнем и всегда помнить, что «спички детям – не игрушка!». Никогда не балуйтесь со спичками и не давайте этого делать своим друзьям.
• Без присутствия взрослых не зажигайте спички и свечи.
• Подвалы, сараи и чердаки – не лучшие места для игр, а тем более, если эти игры с огнем.
• В темное время суток не ходите по деревянным постройкам, а если все же придется – воспользуйтесь электрическим фонариком.
• Электроприборы, включенные в сеть, нельзя оставлять без присмотра, потому что они часто становятся причиной пожара.
• Игры с электронагревательными приборами опасны для здоровья, а, в некоторых случаях, и для жизни.
Ребята, эти правила никогда нельзя забывать. Рассказывайте о них своим друзьям, братьям и сестричкам и требуйте, чтобы они их тоже соблюдали. Так вы можете спасти свой дом, школу, детский сад и другие помещения от возгорания и окажете огромную и неоценимую помощь работникам пожарной службы.
Однако не всегда удается предотвратить пожар.
Случается, что независимо от наших стараний, возгорание все же происходит.
Поэтому нужно быть готовым к такой ситуации, чтобы не растеряться и действовать быстро и уверенно. Только так вам наверняка удастся спастись и помочь своим друзьям и близким.
Хорошенько заучите и никогда не забывайте правила, которые помогут вам если случится пожар :
• Спички и зажигалки предназначены для хозяйственных нужд. Они не могут служить предметом для игр, и без надобности их брать и вовсе не стоит.
• Даже одна маленькая искорка может стать причиной большого пожара. Поэтому не допускайте возникновения даже небольшого огня в помещении.
• Оставшись в квартире один, не включай телевизор.
• Если в квартире начался пожар, а взрослых нет, убегай подальше от огня. Если квартира не закрыта, не задумываясь, уходи из квартиры.
• Убегая из горящей комнаты, не забудь закрыть дверь, чтобы огонь не распространился по всей квартире.
• Если дверь дома закрыта, и выйти нет никакой возможности, кричи в окно, зови на помощь.
• Даже если вам очень страшно находиться в горящей квартире, не надо прятаться под кровать, в шкаф или другие тайные места, ведь пожарным будет очень трудно вас тогда найти и спасти.
• Если вы обожгли на огне руку, подставьте ее под поток холодной воды, и зовите взрослых на помощь.
• Если загорелась ваша одежда, падайте на землю или пол, и катайтесь по нему, пока огонь полностью не погаснет.
• Если пожар в вашем подъезде, не выходите из квартиры. Откройте балкон, окно или хотя бы форточку и зовите на помощь.
• Если в доме пожар, не пользуйтесь лифтом. Он может остановиться между этажами, а вы окажетесь в самой настоящей ловушке.
Тушить пожар – дело взрослых, но вызвать пожарников может любой ребенок.
Хорошенько заучите номер пожарной охраны. Он не сложный «01».
А если у вас есть сотовый телефон, набирайте
«112», четко и спокойно произнесите свое имя и адрес, опишите ситуацию, и будьте уверены, к вам на помощь придут обязательно
Перспективный план работы с детьми
пожарной безопасности
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь-Октябрь
Задачи: Рассказать о профессии пожарного, раскрыть значимость его труда, воспитывать интерес к профессии пожарного.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Подвижная игра «Кто быстрее», д/и «Что необходимо пожарному?»,
с/р игра «Мы пожарные»
2. Познавательная.
Беседа «Пожарный – профессия героическая!»
Экскурсия в пожарную часть. Знакомство с пожарной машиной.
3. Художественная
Чтение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое»
Рисование по впечатлениям от прочитанного произведения и экскурсии.
Ноябрь-Декабрь
Задачи: Объяснять детям предназначение спичек в доме. Разъяснить опасность их попадания в неумелые руки, подвести детей к формулированию правил, № 1, 2 и 3 пожарной безопасности.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Дидактическая игра «Горит -не горит».
Подвижная игра «Быстрые и ловки».
2. Познавательная.
Игра-занятие «Спички не для игры» на правило 1 пожарной безопасности.
Экскурсия в прачечную. Знакомство с работой электроутюга.
Игра-занятие «Не суши над газом штаны после стирки, а то от штанов останутся дырки!» на правило 2 и 3 пожарной безопасности.
3. Художественная.
Чтение стихотворения Е. Хоринского «Спичка-невеличка», беседа о прочитанном.
Конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг».
Январь - февраль
Задачи: углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров, повести детей к формулированию правил 4 и 5 пожарной безопасности.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Драматизация «Кошкин дом».
Дидактическая игра «Предметы – источники пожара».
2. Познавательная.
Составление рассказа на тему: «Откуда может прийти беда» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем.
Игра-занятие на тему «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых?» на правила 4 и 5 пожарной безопасности.
3. Художественная.
Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом».
Изготовление масок к игре-драматизации «Кошкин дом».
Март – апрель
Задачи: учить детей правильно вести себя во время пожара, вовремя распознать опасность, принимать меры предосторожности, защищать себя.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Сюжетно-ролевая «Мы пожарные».
2. Познавательная.
Занятие на тему: «Если в доме случился пожар. Телефон 01».
Занятия по правилам поведения во время пожара.
3. Художественная.
Чтение и обсуждение стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино дежурство».
Май
Задачи: закреплять знания правил пожарной безопасности и умение вести себя при пожаре.
Виды деятельности:
1. Игровая. Игра-соревнование «Мы помощники пожарных».
2. Познавательная. Викторина «Береги свой дом от пожара!»
3. Художественная. Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть?»
Подготовительная группа
Сентябрь – октябрь
Задачи: углублять и расширять знания детей о работе пожарных по охране жизни людей, о технике, помогающей людям тушить пожар, воспитывать уважение и интерес к профессии пожарного.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Сюжетно-полевая игра «Пожарные».
Дидактическая игра «Собери картинку».
2. Познавательная.
Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарной сигнализацией.
Экскурсия в музей пожарной безопасности, знакомство с пожарной техникой.
3. Художественная.
Чтение стихотворения И. Тверабукина «Андрейкино дежурство».
Рисование по памяти «Что интересного мы увидели в музее пожарной безопасности».
Ноябрь – декабрь
Задачи: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, нормах поведения во время пожара, формировать негативное отношение к нарушителям этих правил.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Подвижная игра «Окажи помощь пострадавшему при пожаре».
Игра-драматизация «Кошкин дом».
2. Познавательная.
Занятие «Первичные средства пожаротушения. Знаки безопасности».
Занятие по решению проблемной ситуации «Если в доме что-то загорелось…».
3. Художественная.
Чтение рассказов Л. Толстого «Пожар» и Б. Житкова «Пожар в море».
Рисование на тему «Огонь-друг, огонь – враг».
Январь – февраль
Задачи: закреплять и расширять знания детей о правилах эксплуатации электроприборов.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Дидактическая игра «Что для чего?»
Сюжетно-ролевая игра «наш дом».
2. Познавательная.
Экскурсия в прачечную. Закрепление представлений о работе с электробытовыми приборами.
Занятие по познавательному развитию «Электричество в вашем доме».
3. Художественная.
Вечер загадок (электробытовые приборы).
Март – апрель
Задачи: углублять знания детей о причинах возникновения пожара, формировать правильное отношение к огнеопасным предметам.
Виды деятельности:
1. Игровая.
Дидактическая игра «Разлижи картинки по порядку».
Дидактическая игра «Пожароопасные предметы».
2. Познавательная.
Составление творческих рассказов на тему: «Спичка-невеличка и большой пожар».
Занятие «А у нас в квартире газ…»
3. Художественная.
Рисование на тему: «Береги свой дом от пожара».
Май
Задачи: закреплять и систематизировать знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать интерес к профессии пожарного.
Виды деятельности:
1. Игровая. Эстафета «Юный пожарный».
2. Познавательная. Викторина «День знаний» (о правилах обращения с огнем).
3. Художественная. Конкурс на лучшее исполнение стихотворения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Познавательное занятие на тему
"Пожарная безопасность"
Старшая группа.
Цели и задачи:
1. Закрепить знания детей о пользе и вреде огня.
2. Продолжать формировать знания у детей пожарной безопасности. В практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.
3. Познакомить детей с пожарной машиной.
4. Закрепить правила противопожарной безопасности :
o не брать и не играть со спичками и зажигалками;
o не влезать предметами в розетку;
o детям нельзя подходить к газовой плите;
o при пожаре звонить – 01.
Ввести новое правило: “Нельзя детям включать утюг и другие электроприборы”.
Словарь: пожарная машина, огнетушитель, шланг, насос.
Дополнительный материал к занятию:
• Мишка – пожарный (из кукольного театра);
• Игрушечная гладильная доска с утюгом, кукольное платье;
• Железная тара с сухим горючим и бумагой;
• Пожарная машина с атрибутами : огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница;
• Краски с кисточкой, альбомные листы с нарисованным огнём по количеству детей;
• Опорные схемы по требованиям пожарной безопасности.
Ход занятия
1часть. Дети стоят вместе с воспитателем.
Предлагаю детям отгадать загадку:
Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!
- Правильно, это – огонь.
- Ребята, как можно сделать огонь? (спичками, зажигалками, газовая плита).
- Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костёр? Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)
2 часть. В кукольном уголке стоит гладильная игрушечная доска, на ней кукольное платье. На платье обгоревшая дырка, на которой лежит игрушечный утюг. Рядом стоит ширма, за которой сидит взрослый. В железной кастрюле лежит сухое горючие, немного бумаги. Взрослый поджигает газету, идет дым, появляется запах огня.
- Мне кажется, что пахнет дымом. А вы ребята почувствовали?
- Посмотрите, идёт дым с кукольного уголка. Там, наверное, пожар? Что нам нужно делать?
- Правильно, нужно срочно вызвать пожарных. Подходим к телефону.
- Какой нужно набрать номер? (01).
- Обязательно нужно указать адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.
Предлагаю ребё нку набрать номер и сказать в трубку: “Приезжайте, у нас в кукольном уголке пожар, детский сад “Весёлые нотки” группа №8”.
Слышится сирена пожарной машины. Приезжает Мишка-пожарный и тушит пожар из огнетушителя. Мишка-пожарный осматривает место и выясняет причину пожара.
- Утюг оставили включенным и ушли. Это вы включили утюг? (обращается к детям).
- Нет.
- А кто?
-Это наверное кукла Катя гладила бельё, затем ушла в магазин и забыла выключить утюг. (воспитатель)
- А вы разве не знаете, что детям утюг включать нельзя? Расскажите об этом своим куклам.
Воспитатель предлагает детям и пожарному сесть на модули (стульчики) и обращает внимание на пожарную машину.
- Посмотрите, какая необычная машина Мишке-пожарного. Кто догадался, как она называется? (пожарная машина)
- А как вы думаете, почему её так называют?
- Правильно, от слова “пожар” её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные.
- А каким цветом машина? (красная)
- Почему пожарные машины всегда красным цветом?
- А как едет пожарная машина, быстро или медленно? Почему?
-Ребята, подумайте и скажите, можно ли использовать пожарную машину для других нужд? Почему?
Воспитатель обобщает ответы детей: “Пожарная машина – эта машина специального назначения. Она всегда красным цветом, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей”.
Мчится красная машина
Всё быстрей, быстрей вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
- Поднажми ещё немножко,-
Он шофёру говорит, -
Видишь, в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
- Ясно всё, - шофёр ответил,
Дав машине полный газ.
К. Оленев.
- Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?
- Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.
Воспитатель обращается к Мишке-пожарному.
- Мишка, а что у тебя ещё находится в пожарной машине?
Пожарный показывает предметы и предлагает детям повторить:
- Это огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у меня есть специальные шланги, которые называют “рукавами”. Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на высоком этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата.
Мишка прощается с детьми:
- Мне, ребята, пора уезжать, а вы соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к вашему дому. Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить. До свидания.
3 часть. На столе лежат листочки, на которых нарисован огонь, краски.
Д/и “Потуши огонь водой”. Предлагаю детям закрасить синей краской огонь.
Предлагаю детям вспомнить по схемам правила пожарной безопасности :
• не брать и не играть со спичками и зажигалками;
• не влезать предметами в розетку;
• не подходить к газовой плите;
• не включать детям утюг и другие электроприборы;
• при пожаре звонить – 01.
• В конце занятия предлагаю детям найти куклу Катю и рассказать ей правила пожарной безопасности
Примерный план по противопожарным мероприятиям
С родителями:
1. Информация в уголках «Спички детям не игрушка!
2. Спортивное развлечение с родителями и детьми выпускной группы «Пожарные на ученье»
3. Консультация для родителей «Пожарная безопасность в дни Новогодних каникул»
Проведение данных мероприятий в ДОУ способствует снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, повышению уровня ответственности сотрудников, созданию безопасных условий жизнедеятельности и формированию безопасного поведения участников образовательного процесса.