Елена Веселкова
Проект по ПДД с элементами макетирования «Улицы города» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по ПДД с элементами макетирования "Улицы города"
(Совместное с детьми изготовление игрового наглядного пособия по изучению ПДД и безопасности дорожного движения дошкольников)
Цель:
создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного
Публикация «Проект по ПДД с элементами макетирования „Улицы города“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
поведения на дороге, на улице и в транспорте. Закрепить представления детей о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам и водителям необходимо четко знать и соблюдать.
Задачи:
- познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы, дорожными знаками;
- сформировать представления о назначении светофора и его сигналах;
- научить детей предвидеть опасное событие, уметь, по возможности, его избегать, а при необходимости действовать.
- развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;
- стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
- способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом;
- развивать связную речь.
- воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения
Проблемные вопросы:
1. Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
4. Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни?
5. Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет
правильно оценивать ситуацию.
Материал: природный и бросовый материал, бумага, кртон.
План:
1 занятие: Улица города, перекресток
2 занятие: Элементы улицы (дома, деревья)
3 занятие: Дорожные знаки, Я - пешеход
4 занятие: Транспортные средства
Основные понятия и термины по ПДД:
(изучаем при изготовлении макета)
1 ЗАНЯТИЕ:
Изучаем термины и понятия :
• Улица - часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами, домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.
• Дорога - часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.
• Проезжая часть - часть дороги, предназначенная для движения транспорта. Проезжая часть бывает с односторонним (машины движутся только в одну строну) и двусторонним (машины движутся в разных направлениях, границы которых обозначены разделительными полосами.
• Одностороннее движение - транспорт движется в одном направлении.
• Двустороннее движение - транспорт движется в двух противоположных направлениях.
• Тротуар - часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части.
• Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
• Пешеходный переход - место, обозначенное для перехода через улицу.
• Перекрёсток – место пересечения двух дорог, регулируемое светофором.
2 занятие Изучаем термины и понятия:
Здания, растительный мир города
3 занятие Изучаем термины и понятия:
• Дорожный знаки - знаки, регулирующие движения транспорта и пешеходов на проезжей части.
• Светофор - устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.
• Пешеход - человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.
4занятие Изучаем термины и понятия:
• Транспортное средство - транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.
• Водитель - человек, управляющий транспортным средство.
• Участник дорожного движения - взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель транспорта.
Проблемные вопросы:
1. Зачем надо формировать у детей знание ПДД?
2. Какова роль игры в изучении правил дорожного движения?
3. Какую роль выполняют родители в формировании правил поведения на улице?
4. Как научить ребенка полученные теоретические знания пропускать через продуктивную деятельность, а затем реализовывать в играх и повседневной жизни?
5. Какая опасность может возникнуть на улице. Если ребенок не умеет
правильно оценивать ситуацию.
Материал: природный и бросовый материал, бумага, кртон.
Подготовительная работа:
Положительная эффективность у детей среднего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения, о правилах дорожного движения, о возможных ситуациях на дороге и вариантах избегания подобных ситуаций.
постановка проблемы:
- постановить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать
правила дорожного движения?»;
- определить продукт проекта:
а) знание правил дорожного движения;
б) проведение игрового тренинга по теме проекта.
обсуждение проблемы, принятие задач:
- довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил
дорожного движения может привести к беде!»;
- подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы
подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
- составить перспективный план работы по проекту;
- изучить методическую литературу.
- провести с детьми беседы по теме: «Внимание, дорожные знаки!»,
«Как вести себя на улице и в транспорте?», «Какие правила дорожного
движения вы знаете?», «Кто управляет дорогой?»;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- провести с родителями анкетирование, тестирование.
Непосредственно-образовательнуя деятельность:
- «Знаки дорожные помни всегда»;
- «О работе ГИБДД»;
- «Осторожно, дорога!»;
- «Правила для пассажиров»;
- «Транспорт на улицах города».
Художественное творчество:
- рисование: «Придумай новый дорожный знак», «Улицы города»;
- лепка: «Веселый светофор», «Постовой»;
- аппликация: «Дорожный знак», «Шумный перекресток».
Ситуационно-имитационное моделирование.
Чтение художественной литературы: Бедарев О. «Азбука безопасности», Веревка В. «Учимся переходить дорогу», Волкова С. «Про правила дорожного движения», Домоховский А. «Чудесный островок», Житков Б. «Светофор», Иришин В. «Прогулка по городу», Клименко В. «Происшествия с игрушками», Кожевников В. «Светофор», Кончаловская Н. «Самокат», Мигунова И. «Друг светофор», Михалков С. «Дядя Степа», «Моя улица», «Три чудесных цвета», «Скверная история»; Обойщиков К «Светофорик», Тарутин О. «Для чего нам светофор», Хурманек Д. «Перекресток» и другие.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Просмотр обучающих мультфильмов по теме ПДД: «Смешарики: «Азбука безопасности», «Уроки тетушки Совы. Мультфильмы про ПДД для детей» и т. д.
Дидактические игры:
«Водители»
Цель: Познакомить детей с правилами дорожного движения для водителей.
Краткое описание: Воспитатель в игровой форме сообщает, где и как должны двигаться машины. А потом просит показать на макете, как ведут себя на дороге водители за рулем машин?
«Пешеходы»
Цель: Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней.
Краткое описание: Воспитатель просит показать на макете, как ведут себя на дороге пешеходы? Дети берут в руки фигурки людей. Они – пешеходы. Пешеходы переходят дорогу по “зебре” или двигаются по тротуару. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
«Выполни поручение»
Цель: выполнить поручение, соблюдая правила безопасности.
Краткое описание: Игра, как поход в больницу, в гости или магазин. При этом ребенок рассказывает, как он будет двигаться. Воспитатель следит за правильностью ответов и соответствующих действий.
«Светофор»
Цель: закрепить знания детей о транспортном и пешеходном светофорах и их сигналах.
Предварительная беседа: Какие виды светофоров вы знаете? Что означают сигналы транспортного светофора? Что означают сигналы пешеходного светофора?
Ход игры: Включаем на макете светофор. По сигналам своих светофоров двигаются машины и пешеходы. Воспитатель следит за правильностью действий пешеходов и водителей.
«Виды транспорта»
Цель: Закрепить знания детей о видах городского транспорта (пассажирский, грузовой, специального назначения)
Предварительная беседа: Вспомнить характерные отличия разных видов транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный); К какому виду транспорта можно отнести городской транспорт? Почему?
Краткое описание: Воспитатель предлагает детям разложить фигурки машин на группы по какому-либо признаку (Что перевозит? По чему передвигается? От чего работает? По наличию специальных звуковых сигналов и маячков).
«Угадай транспорт»
Цель: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Материал: фигурки-транспорт.
Ход игры: Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Кто первым из детей отгадает, о каком транспорте идет речь в загадке, получает фигурку. У кого в конце игры будет больше транспорта, тот и победитель.
«Наша улица»
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о составляющих элементах улицы (дорога, дома, деревья, проезжая часть, тротуар и т. д.) Развитие внимания детей.
Ход игры: Дети рассматривают макет и перечисляют составляющие элементы нашей улицы. Свои ответы дети сопровождают показом на макете.
«Найди безопасный путь»
Цель: закрепить правила дорожного движения и поведения на дороге; развивать мышление, память, внимание, расширять словарный запас.
Подготовка к игре: Воспитатель спрашивает детей: - Везде ли можно переходить улицу? - Какие знаки указывают на то, что в этом месте разрешено переходить улицу? - Куда и зачем надо смотреть в начале перехода улицы? - Куда и зачем надо смотреть в середине улицы, по которой машины едут в две стороны? - Как выглядит и о чем предупреждает знак пешеходного перехода? - Для чего на дороге нарисовали «зебру»?
Ход игры: Дети на макете отыскивают знаки, которые разрешают или запрещают переходить улицу. Разыгрывают различные ситуации на макете.
«Поставь дорожный знак»
Цель: Учить различать дорожные знаки и обозначать ими соответствующие места («Пешеходный переход», «Дети», «Проезд запрещён», «Автозаправочная станция» и др.) Воспитывать внимание, навыки ориентировки в пространстве.
Краткое описание: Детям предлагается рассмотреть макет и расставить нужные дорожные знаки, объяснив их значение.
«Час пик»
Цель: проверить как дети запомнили правила дорожного движения. Развивать сообразительность, мышление, внимание. Воспитывать дружеское взаимопонимание, умение ладить друг с другом.
Краткое описание: Одновременно играют дети-водители и дети-пешеходы, в игре участвуют все фигурки макета. Создаётся напряженная ситуация – «пробки» на дороге, больше пешеходов. Задача - не нарушить правила и не поссориться друг с другом.
«Что будет, если…»
Цель: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, развивать логическое мышление.
Краткое описание: Проигрываются различные дорожные ситуации, предложенные детьми или воспитателем:
- -Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
-Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где захотят?
-Что будет, если водитель не будет знать, что его ожидает впереди?
В конце игры подводится итог.
Использование мультяшных и сказочных персонажей.
Детям предлагается разыграть ситуацию с участием героев из любимых мультфильмов и сказок:
Например: Крокодил Гена проводил Чебурашку в школу, а затем он хотел узнать расписание поезда, сходить в банк и снова вернуться за Чебурашкой. Проводите его и подскажите безопасный маршрут.
Например: Маша («Маша и медведь») забыла как нужно переходить проезжую часть, если нет светофора. Она просит вашей помощи.
Итог: изучая правила дорожного движения и разыгрывая различные проблемные ситуации на макете, дети учатся осторожности и правильному безопасному поведению на дороге.
Подвижные игры: «Дорожные знаки и автомобили», «Пешеходы и автомобили», «Светофор» и другие. 10. Сюжетно-ролевые игры: «Поездка на автобусе», «Путешествие по городу».
Отгадывание загадок.
Проведение с детьми викторины «Пешеход на улице».
Разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие
знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?».
Работа с родителями:
- консультации: «Как научить ребенка соблюдать правила дорожного
движения».
- практикума «Как поступить в данной ситуации?»
- размещение информации в родительском уголке: «Памятка по правилам дорожного движения», «Это нужно знать».
- представить продукт – макет улицы.
Полученные результаты:
- Разработанный краткосрочный план работы с детьми средней группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами дорожного движения успешно выполнен, поставленные цели достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта;
- По итогам педагогической диагностики в конце проведения проекта у большинства детей появилось и продолжило формироваться правильное понимание значимости правил дорожного движения для их жизни и здоровья. С детьми, показавшими средние результаты освоения материала, намечены индивидуальные маршруты развития по теме проекта, проведены рекомендательные беседы с родителями.
В ходе проведения проекта выдвинутая ранее гипотеза относительно динамики эффективности формирования навыков и умений поведения на
улице у детей среднего возраста полностью подтвердилась. Именно благодаря освещению информации о ПДД с разных сторон и включению этой информации в различные виды деятельности детей была достигнута прямо пропорциональная положительная динамика после проведения проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах безопасного поведения на дороге, в транспорте, в пути.
Методические рекомендации:
Макет не оставляет равнодушными детей как на непосредственно образовательной деятельности так и во время самостоятельной деятельности. Игры посредством макета способствуют развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора, активизации словарного запаса детей. Воспитанники придумывают свои сюжеты в игре, что свидетельствует о развитии воображения, памяти и творческого подхода.
Формирование элементарных математических представлений:
- Совершенствовать умение сравнивать по высоте и ширине.
- Упражнять в сравнении групп предметов
- Закрепить знание цветовой палитры.
- Формировать пространственные ориентиры: слева, справа, впереди и др.
- Упражнять в определении геометрических фигур.
Безопасность:
- Беседы "Из чего состоит дорога" (проезжая часть, тротуар, переход).
- Беседы "Мой друг Светофор" (как правильно переходить дорогу).
- Беседы "Правила движения транспорта".
- Закрепить знание сигналов светофора.
Социализация, труд:
- Беседы, ситуативные разговоры по теме "Профессия строитель", "Профессия дорожник", "Профессия полицейский", "Общественный транспорт", "Специализированная техника" и т. д.
Данный макет является универсальным, «наводящим» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы.