Лола Хлямова
Проект по патриотическому воспитанию детей старшей группы «Моя Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Проект по патриотическому воспитанию детей старшей группы
«Моя Родина – Россия»
Разработала: Хлямова Л. К.
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
1.1. Актуальность темы по патриотическому воспитанию.
1.2. Цели и задачи патриотического воспитания дошкольников.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию детей старшей группы „Моя Родина — Россия“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
2. Основной этап проекта «Моя Родина – Россия»
3. Заключение.
Приложение 1. Конспекты ООД, досугов по патриотическому воспитанию дошкольников, используемых в процессе работы над проектом.
Приложение 2. Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников.
Приложение 3. Пословицы, поговорки о Родине.
Приложение 4. Перечень дидактических игр по патриотическому воспитанию дошкольников.
Приложение 5. Список используемой литературы.
Актуальность:
Патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится. Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. А. Н. Толстой говорил: «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней». Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознание ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребёнку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребёнок ни чего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Проблема:
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Теперь же одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием, и историей страны.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
3. формирование мира и межличностных отношений.
Цель проекта :
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России.
Задачи проекта :
• Формировать интерес к истории своего города, страны.
• Расширить представление об истории малой Родины.
• Закрепить знания о государственной символике РФ.
• Воспитывать чувство гордости за свою страну.
• Воспитывать интерес к истории своей Родины.
• Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством.
• Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках.
• Пополнять предметно-развивающую среду.
• Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
• Расширять словарный запас
Участники проекта :
*Воспитанники ДОУ
*Педагоги ДОУ
*Родители
Вид проекта :
-групповой
- информационный - практико - ориентированный
- долгосрочный
Срок реализации
- 9 месяцев
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно- развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.
2. Основной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, совместных конкурсов творческого мастерства.
3. Заключительный. Оценка результатов.
Необходимые условия реализации проекта :
1. интерес детей и родителей.
2. методические разработки.
3. интеграция образовательных областей.
Предполагаемые результаты:
Для детей :
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины. Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины. У детей более глубокие знания о России, Сибири.
Для родителей :
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства.
Формы работы с детьми:
- НОД;
- Экскурсии;
- Викторины;
-Праздники;
-Выставки;
-Чтение художественной литературы;
-Беседы;
-Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые);
-Художественное творчество;
-Наблюдение, прогулки;
-Мультимедийные презентации.
Формы работы с родителями :
- Анкетирование;
- Родительские собрания;
- Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для игр, стендов;
- Участие в конкурсах творческого мастерства;
- Консультации для родителей по патриотическому воспитанию детей.
Содержание работы над проектом по этапам :
*1-этап – подготовительный
Сбор и анализ информации по темам, сбор исторических материалов, создание предметно-развивающей среды, приобретение методической и художественной литературы.
*2-этап – основной.
Составление перспективного плана работы по патриотическому воспитанию с детьми и форм взаимодействия работы с родителями.
Перспективный план работы по реализации проекта
Месяц Тема Задачи Связь с другими видами деятельности
Сентябрь «День знаний»
Формировать чувство привязанности к детскому саду, сверстникам и педагогам. Развивать положительные эмоции и впечатления, воспитывать доброжелательность между детьми. Экскурсия по детскому саду.
С/р игра «Детский сад»
Чтение р. н. сказки «Гуси-лебеди».
Формировать представление о мире семьи, обобщить эмоциональный опыт семейных отношений, способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи, воспитывать привязанность к семье. Работа над понятием «родня» (чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»
С/р игра «Семья»
Рисование «Моя семья»
Беседа о родственниках старшего поколения.
«Я и моё имя» Закреплять знания детей об имени, отчестве, фамилии родственников, дать представление о родословной. Познакомить детей со значением их имён и имён их родителей. Чтение Я. Аким
«Кто кому кто»
Д/игра «Назови ласково»
«Мои друзья» Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, расширять представление о дружбе, развивать эмоциональную отзывчивость. Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена»
Беседа «Что такое дружба».
Разучивание песен о дружбе.
Октябрь «День пожилых людей» Вызвать у детей чувства уважения, сострадания, сочувствия к пожилым людям; расширить представления детей о возрасте и возрастных особенностях людей – пожилой человек. Развлечение «День пожилых людей».
Чтение художественной литературы: П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка-поскакушка».
Осенний праздник «Что нам осень принесла» Закрепить знания детей о характерных для октября явлениях природы, воспитывать бережное отношение к природе, приобщать детей к истокам русской народной культуры. Беседа о пословицах и поговорках об октябре.
Рисование «Наше город в октябре».
Конкурс творческого мастерства.
Праздник «Осень, осень в гости просим».
«Лес – наше богатство»
Расширять знания детей об осенних изменениях в природе, побуждать детей любоваться красотой осеннего пейзажа, воспитывать желание бережно относиться к природе.
Изготовление Красной книги.
Рассматривание осенних пейзажей.
Чтение «Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин
Д/и «С какого дерева лист».
«Экологический досуг»
Развивать интерес и любовь к родной природе, её красоте, формировать бережное отношение к природе и всему живому, развивать интерес к русским традициям.
Чтение «Осень в лесу» И. Соколов-Микитов
Беседа о народных приметах и пословицах об осени.
Д/и «Овощи и фрукты».
Ноябрь «Защитники России»
Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию, развивать интерес к прошлому страны, воспитывать уважение к выдающимся людям, желание быть полезным своей Родине.
Рассматривание картины Ю. Васнецова «Три богатыря».
Чтение былины «Первый бой Ильи Муромца».
Беседы: «Детство, опалённое войной», «Герои живут рядом», «Они сражались за Родину».
Праздник «День матери»
Прививать чувство любви и заботы о маме, ценить постоянную заботу матери о своей семье, воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, уважение к своим близким.
Беседы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Конкурс чтецов «Стихи о маме».
Спортивный досуг «Весёлые старты»
Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, выносливость, развивать умение действовать в коллективе, развивать желание быть полезным своей стране в будущем.
Разучивание стихов, песен о спорте, о Родине, о защитниках России.
Беседы: «Хочется мальчишкам в армии служить», Наша Родина – Россия».
«Животные Красной книги»
Познакомить детей с Красной книгой, с отдельными представителями животного мира занесенными в нее. Беседы: «Красная книга», «Что такое заповедник?».
Чтение Н. Иванова «Как тигренок полосы отмывал», В. Киселёв «Не в зверинце, а в тайге», Б. Житков «Про обезьянку».
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
Д/и «Найди по следу».
Декабрь «Я и мои права» Познакомить с Конвенцией о правах ребёнка в доступной для дошкольников форме, продолжать прививать детям патриотические чувства. Чтение р. н. сказок.
Беседы о нарушении прав персонажей сказок «Какие права нарушены в прочитанных сказках?
«Новый год у ворот» Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, продолжать знакомить с культурным наследием страны, Воспитывать патриотизм.
Чтение загадок о зиме.
Рисование «Новогодний праздник в детском саду»
Конкурс творческого мастерства совместно с родителями.
Аппликация «Новогодняя ёлка»
«Праздник новогодней ёлки»
Побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться новогодней ёлкой, воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, желание дарить подарки своим близким, обогащать и развивать словарный запас детей Разучивание стихов, песен, танцев к празднику.
Изготовление атрибутов для украшения группы.
Конкурс «Лучшая новогодняя открытка»
Январь Развлечение «Рождественские посиделки»
Знакомить детей с историей возникновения и традициями праздника, развивать речевые, коммуникативные и музыкальные способности детей, воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре России Пение р. н. песен, частушек, колядок.
Народные игры.
«Наша Родина – Россия»
Расширять знания детей о Родине, вызвать интерес к прошлому, настоящему и будущему России, воспитывать патриотические чувства. Беседа с использованием иллюстраций.
Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина»
Чтение пословиц и поговорок о Родине.
Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках» Учить детей поддерживать непринуждённую беседу, вызывать эмоциональный отклик на чувства и настроения героев русских народных сказок. Воспитывать интерес к культуре нашей страны. Изготовление атрибутов к сказке для инсценировки
Инсценировка р. н. сказки «Заюшкина избушка»
Чтение р. н. сказок.
Февраль Государственные символы России»
Закреплять знания детей о Государственных символах России формировать элементарные представления о их происхождении и назначении и уважительное отношение к государственным символам. Использование макетов государственной символики.
Прослушивание фонограммы Гимна России.
Аппликация «Государственный флаг России.
«Дорогая моя столица! Золотая моя Москва! Закрепить знания детей о Москве (символика, расположение на карте, дать представление о том, что Москва – главный город страны, Воспитывать чувство гордости и любви к своей стране. Чтение стихов о Москве, рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве)
Книжная выставка «Москва – главный город страны». Рисование «Кремль».
«Наша армия сильна»
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, расширять представления о Российской армии, закрепить знания о военных профессиях, развивать патриотические чувства, прививать желание заботиться о своих близких Беседа «Что такое героизм»
Чтение С. Маршак «Наша армия»
Конкурс рисунков «Мой папа – солдат».
Аппликация «Подарок папе».
Военно-патриотическая игра «Зарница»
Продолжать формировать патриотические чувства, расширять знания детей о Родине, развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, воспитывать будущих защитников Отечества. Беседа «Что такое патриотизм»
Разучивание стихов, песен о защитниках Отечества.
Спортивный досуг.
Развлечение
«Широкая Масленица»
Закреплять знания детей о русском народном фольклоре: песнями и хороводами. Продолжать знакомить детей с обрядовыми народными праздниками. воспитывать интерес к истории России, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Беседа о народных праздниках.
Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен.
Март «Мама – главное слово»
Праздник «Наши мамы»
Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека, побуждать восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу матери о своей семье, воспитывать духовно-нравственные чувства Беседа о маме «Мама – первое слово».
Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму», «Как я помогаю своей маме».
Разучивание стихов, песен о маме.
Изготовление подарков для мам и бабушек.
«Дом, дом, открой свою тайну!»
Воспитывать интерес к традициям своей страны, любовь к устному народному творчеству, продолжать прививать детям патриотические чувства к России и своей малой Родине. Чтение скороговорок, потешек, небылиц, загадок, народных игр.
«Народные промыслы» Знакомить с народными традициями и обычаями. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России. Продолжать знакомить детей с народными песнями, плясками, играми. Расширять представления о разнообразии народного искусства. Беседы: «Народные промыслы», «Русская матрешка», «Устное народное творчество».
Чтение «Сивка Бурка», «Василиса прекрасная», Н. Телешева «Крупиночка».
Развлечение «Хороводные игры на Руси».
«Хозяйкины помощники»
Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, стиральной доской, приобщать детей к истокам русской народной культуры, воспитывать чувство гордости за прошлое своей страны. Просмотр презентации «Русская изба».
Посещение краеведческого музея.
Разучивание р. н. песен.
Апрель Праздник весны
Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре России, развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны. Беседа о весне, о народных праздниках.
Разучивание стихов о весне.
Рисование «Весна пришла».
«Наши космонавты»
Дать детям представление о космосе, воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, продолжать формировать чувство гордости за нашу страну. Беседа «Покорение космоса».
Рисование на данную тему.
Конструирование космического корабля из строительного материала.
Музыкально-спортивное развлечение.
«Светлая Пасха» Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры. Беседа на тему «Что такое пасха?», «Почему мы красим яйца?» Пасхальные игры: «Чиж», «Летели две птички».
Чтение: А. Куприн «Пасхальные колокола», А. Плещеев «Как солнце блещет ярко.».
Выставка детско-родительского творчества.
Май «Этот День Победы»
Формировать чувство уважения к защитникам Родины, ветеранам Великой Отечественной войны, познакомить с жизнью детей во время войны, воспитывать патриотические чувства, дать представление о значении победы нашего народа в ВОВ. Тематическое занятие «Мы живы, пока жива наша память».
Мастер-класс «Гвоздика из гофрированной бумаги".
Чтение рассказов из сборника «Дети – герои Великой Отечественной войны».
Слушание фронтовых песен.
Экскурсия к мемориальному комплексу возложением цветов
Воспитывать у детей патриотические чувства, донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших. Беседа «Мы не забудем той войны».
Рисование «Войне мы скажем нет!»
Оформление выставки книг о войне.
Оформление стенда «Война в истории моей семьи».
Экскурсия к памятнику «Стела – город воинской славы».
«Ордена и медали»
Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине. Презентация «Ордена и медали».
Чтение художественной литературы о войне.
Аппликация «Праздничная открытка»
«Наша Родина – Россия»
Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, закрепить уважение к государственным символам России, воспитывать патриотические чувства Итоговая викторина
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию детей старшей группы
Месяц Мероприятия
Сентябрь Консультация на тему: «Традиции семьи в воспитании детей – дошкольников».
Октябрь Выставка детско-родительского творчества.
Праздник «Осень, осень в гости просим».
Ноябрь Консультация на тему: «Ребёнок и его родина».
Праздник «День матери».
Декабрь Мастер-класс «Новогодняя игрушка».
Выставка детско-родительского творчества.
Праздник «Новый год».
Январь Консультация на тему: «Какие русские народные сказки читать детям?».
Февраль Спортивный досуг.
Выставка детско-родительского творчества.
Март Праздник «8 Марта».
Консультация для родителей на тему : «Русское народное творчество в жизни детей».
Апрель Консультация: «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?».
Выставка творческих работ.
Май Мастер-класс «Гвоздика из гофрированной бумаги.
Экскурсия к памятнику «Стела – город воинской славы».
Тематическое занятие посвященное 9 мая.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. А. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Василевой М. Мозаика-Синтез 2011г.
2. О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
3. Маханёва М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.