Елена Юрьевна Азарова
Проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир бумаги»
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Длительность проекта :
краткосрочный
(с 10.09.2021-25.09.2021).
Возрастная группа : старшая (дети с 5 до 6 лет).
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста „Волшебный мир бумаги“» размещена в разделах
Бумага — доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в жизни ребенка. Дети рисуют на бумаге, занимаются аппликацией, сталкиваются с бумагой в разных ситуациях в течении дня. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. Дети не имеют понятия, откуда появилась бумага, как ее изготавливают, не знают видов бумаги. Поэтому и возникла необходимость в создании данного проекта, для того, чтобы разнообразить знания детей о таком вроде бы знакомом материале как бумага.
Цель проекта : Формировать исследовательские умения детей в процессе ознакомления с окружающим миром
-Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; о применении рациональном использовании бумаги в жизни человека.
Задачи :
• Сформировать у детей представление о свойствах бумаги;
• Развивать исследовательские навыки детей : умение выдвигать гипотезы, наблюдать и анализировать объект, сопоставлять различные факты, делать выводы;
• Вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
• Воспитывать самостоятельность и инициативность детей в процессе деятельности.
Предполагаемый результат:
- пополнение и активизация словарного запаса, умение, верно, обосновывать ценность каждого вида трудовой деятельности, связанной с производством бумаги, названий видов бумаги;
- получат знания о том, что древесное сырье является основным источником для производства бумаги. Будут бережнее относиться к бумаге и предметам из бумаги.
- сформировать устойчивый интерес к труду взрослых, уважение к труду взрослых;
- освоение приемов и способов экспериментирования;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей;
творческое самовыражение детей.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
-чтение справочной литературы;
-планирование совместной работы с детьми, родителями, специалистами библиотеки;
-подбор литературно-художественного материала о бумаге;
-подбор фото и документальных материалов;
-рассматривание с детьми книг.
Основной этап:
1. ННОД:Тайна бумажного листа –
«Что предмет расскажет о себе» (по О. В. Дыбиной «Ознакомление с предметным и социальным окружением») : выделять особенности предметов, размер, цвет, материал, функции, назначение (бумажная посуда, книги, билеты, чеки, шапочки для сюжетных игр и т. д.).
2. Беседы:
«Для чего нужна бумага, где используется, какая бывает».
Активизация словаря по теме: оригами, аппликация, бумагопластика, наскальная живопись, глиняные дощечки, папирус, тростник, пергамент, береста, картон, гофрированная бумага, наждачная бумага.
3. Чтение художественной литературы:
энциклопедии «Почемучка», «Я познаю мир» (раздел «История создания бумаги», «Использование бумаги», книга Л. Г. Селиховой «Логопедия», экологическая сказка «Зелёная бумага».
4. Игры:
Словесные:
«Бывает – не бывает»;
Дидактическая игра: «Что бывает из бумаги»; «Принеси бумажный предмет».
5. Творческо-продуктивная деятельность:
-Использование нетрадиционной методики в рисовании (объемная аппликация);
-Создание продукта проекта : «Бумажная страна» ( коллективная работа:
применение разных методик аппликации- обрывная, оригами, торцевание, квиллинг).
6. Исследовательская деятельность:
Дети рассматривают разные виды бумаги, трогают ее. Что общего у всех видов бумаги? Чем они отличаются? Дети сами предлагают способы проверки свойств бумаги.
— дети складывают разные виды бумаги (салфеточная складывается легче, ее можно сложить большее количество раз, чем другие виды; чертежная сгибается с трудом);
— кусочки бумаги мнут (какую смять легче? сравнить, что получилось);
— кусочки бумаги опускают в миску с водой (какая намокает быстрее);
— дается задание разорвать квадратики из разной бумаги (в каком случае нужно приложить большие усилий);
— бумагу разрезают ножницами;
— нужно подбросить квадратики одинакового размера (какой падает быстрее и почему);
— следует подуть на небольшие кусочки разной бумаги.
Заключительный этап.
- Презентация проекта «Волшебный мир бумаги».
-Оформление выставки. Дефиле-детей и рассказ о нарядах.
Выводы:
В ходе реализации проекта, у детей появился интерес и желание узнавать новое о бумаге. У детей сформировался стойкий интерес к узнаванию свойств и особенностей бумаги, желание самостоятельно выполнять различные поделки. В период работы над проектом дети пополнили свой словарный запас. В ходе экспериментальной деятельности у детей были сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, эстетического восприятия.