Анна Трухачёва
Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в старшей группе «Краски детства»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТУМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»
ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
ПРОЕКТ
по освоению нетрадиционных техник рисования в старшей группе
«Краски детства»
Подготовила воспитатель
Трухачева А. С.
Тума 2022/2023
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект по освоению нетрадиционных техник рисования в старшей группе „Краски детства“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Паспорт проекта
Наименование проекта : «Краски детства»
Вид проекта : информационный, познавательный, творческий.
Длительность проекта : долгосрочный
Сроки и этапы реализации проекта : Сентябрь 2022 - Май 2023гг
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Цель: поддержание интереса к изобразительной деятельности на основе использования нетрадиционных материалов и техник создания образа. Развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками;
побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т. д.);
содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Развивающие:
прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками;
создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса;
развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию;
учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие;
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально;
прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Развивающая среда:
обогатить развивающую среду, способствующую поддержанию (формированию) интереса к художественному творчеству.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы работы:
1. Организационный (сентябрь-ноябрь)
Разработка проекта.
Ознакомление родителей с проектом.
Подбор материала для художественной деятельности.
Изготовление дидактических игр.
Разработка тематического плана мероприятий.
Подбор иллюстраций, фотографий.
Подбор материала для родителей.
2. Внедренческий (декабрь-май)
Работа с детьми.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования (совместная деятельность с детьми).
Рассматривание образцов, иллюстраций, фотографий.
Игры.
Наблюдение за природой.
Оформление выставки.
Работа с родителями.
Проведение анкетирования для родителей на тему: «Любит ли Ваш ребенок рисовать?»
Папка-передвижка: «Роль рисования в жизни ребенка».
Папка-передвижка: «Рисование нетрадиционными способами».
3. Аналитический
Ознакомление родителей с результатами реализации проекта.
Ознакомление воспитателей ДОУ (педсовет; презентация).
Проблемы:
Недостаточность дидактического материала, художественного материала для рисования.
Недостаточность знаний, опыта работы у детей дошкольного возраста по проблеме изобразительного творчества по средствам нетрадиционного рисования.
Из опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
ПЛАН РАБОТЫ
Свою работу начали с хорошо знакомых для детей данного возраста техник : рисование пальчиками и ладошками, рисование ватными палочками, рисование ладошками. Затем постепенно вводили новые техники : техника «принт», оттиск поролоном, тычкование, набрызг, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, рисование по мокрому. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с набрызгом, кляксографией обычной и с трубочкой, печать по трафарету, монотопией предметной.
Вследствие этого, был составлен план совместной деятельности с детьми:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ «КРАСКИ ДЕТСТВА» ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ старшего ВОЗРАСТА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ
СЕНТЯБРЬ (2 недели диагностика)
1 тема НОД
техника выполнения задачи
«Цветы в вазе»
рисование ладошками Упражнять в рисовании ладошками, уточнять и закреплять знания
цветов; формировать интерес и положительное отношение к
рисованию; развивать бытовые навыки.
2 «Воспоминания о лете»
рисование ватными палочками Учить детей использовать ватную палочку для рисования,
Пробуждать к своевременному насыщению ворса палочки, формировать
умение устанавливать связь между реальностью и ее изображением.
ОКТЯБРЬ
1 «Колючки для ежика»
рисование пальчиками Упражнять в навыке рисования красками при помощи пальцев,
закреплять знания цветов, формировать интерес к рисованию.
2 «Ёж в осеннем лесу»
рисование вилкой Вызвать интерес к рисованию вилкой, расширить словарный
запас, развивать интерес к рисованию.
НОЯБРЬ
1 «Осеннее дерево»
«принт» отпечатки листьев Упражнять детей в технике печатания, способствовать украшению
предмета несложной формы, нанося рисунок по всей поверхности.
2 «Корзинка с овощами и фруктами»
картофельный штамп Продолжать закреплять умение детей наносить оттиски штампами,
поддерживать интерес к рисованию.
.
ДЕКАБРЬ
1 «Зимний лес»
«тычок»
Упражнять в аккуратном закрашивании тычком жёсткой кистью;
закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное
отношение к рисованию.
2 «Елочка душистая»
«набрызг» Упражнять в рисовании «набрызгом», развивать воображение,
детское творчество.
ЯНВАРЬ
1 «Лисичка-сестричка»
рисование смятой бумагой
Продолжать знакомить с новыми приемами нетрадиционного
рисования, формировать интерес к новым техникам рисования,
развивать детское творчество.
2 «Рыбки в аквариуме»
рисование при
помощи пузырчатой пленки Продолжать учить детей рисовать с помощью нетрадиционных приёмов; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
ФЕВРАЛЬ
1 «Животные Арктики. Белый медведь»
клеевая техника; рисование солью (манкой) Познакомить с новым приемом нетрадиционного рисования;
развивать мелкую моторику, вызвать интерес к новому.
2 «Кораблик»
печать по трафарету Закреплять умение использовать трафарет для рисования,
активизировать словарь, развивать мелкую моторику.
МАРТ
1 «Букет для мамы»
рисование нитками Продолжать знакомить с новыми приемами нетрадиционного рисования,
развивать воображение, умение работать с различными материалами.
2 «Чайничек для бабушки»
рисование штампами Закреплять умение украшать изображение простым узором,
активизировать словарь, развивать мелкую моторику.
АПРЕЛЬ
1 «Комнатный цветок»
оттиск поролоном Упражнять в печати с помощью поролона, вызвать интерес к новому
приему рисования, развивать мелкую моторику.
2 «Животные Африки. Лев»
рисование вилкой Продолжать вызывать интерес к рисованию вилкой, расширить словарный
запас, развивать интерес к рисованию.
МАЙ
1 «Яблони в цвету»
оттиск дном бутылки Упражнять в умении отображать впечатления в рисунке доступными изобразительно выразительными средствами.
2 «Васильки»
«тычок»
Продолжать знакомить детей с техникой тычкования, упражнять в
технике тычка, закрепить знания цветов; формировать интерес и
положительное отношение к рисованию.
Итоговая диагностика (2 недели)
Работа с родителями:
Для родителей были сделаны папки-передвижки: «Роль рисования в жизни ребенка», «Рисование нетрадиционными способами» и анкетирование «Любит ли Ваш ребенок рисовать». Также было домашнее задание на тему: «Краски детства».
Итоговое проектное мероприятие : выставка детских работ.
Заключение
Проект «Краски лета» направлен на развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, печатками из овощей и другими. Деткам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.